В прокате — «Прогулка» Роберта Земекиса, визуально роскошная и духоподъемная голливудская драма по реальным — и невероятным — событиям: в 1974-м французский трюкач Филипп Пети прошел по натянутому между башнями-близнецами нью-йоркского ВТЦ тросу, поразив тем самым весь мир. Земекис рассказал «Ленте.ру» о своем фильме.
Роберт Земекис: Около десяти лет назад я прочитал книгу Филиппа Пети «Дотянуться до облаков. Моя прогулка между башнями-близнецами» и был мгновенно очарован этими мемуарами. Например, тем количеством мельчайших деталей, которые в них были описаны, — от технических подробностей уникального перформанса до обстоятельств, которые ему предшествовали. Но больше всего я был поражен — что в итоге и подтолкнуло меня к идее снять фильм — тем, что рассказ Филиппа казался чистейшим вымыслом. При том что от первого до последнего слова это была абсолютно реальная история! Это понимание стало не только источником вдохновения для меня, но и своеобразным ключом к будущему фильму. Работая над сценарием и визуальным решением, мы все время держали в голове главную задачу — создать на экране полное ощущение нереальности, сказочности истории. В то же время мы должны были создать полное ощущение достоверности каждого шага Филиппа на канате.
Я познакомился с Филиппом примерно тогда же, когда решил сделать фильм. Просто вышел с ним на связь, и он с радостью согласился на встречу. Между нами состоялся очень воодушевляющий разговор, Филипп с жаром говорил о перформансе и о своем очень особом отношении к башням-близнецам. Я увидел перед собой предельно страстного артиста. Он относится к своему искусству очень-очень серьезно. Вот почему тогда, в 1974 году, ничто не могло остановить его от смертельно опасного представления. И это то, что восхищает меня в Филиппе больше всего.
Когда ты снимаешь кино, тоже в каком-то смысле идешь над пропастью по канату. И это еще одна причина, почему мне так легко идентифицировать себя с Филиппом. Но то же справедливо для всех людей, которые занимаются творчеством. Печете ли вы торты или пишете очередную историю для газеты — природа творчества, его страсти всегда заключается в непреодолимом чувстве необходимости, в словах «Я должен это сделать», которые распирают вас изнутри. Какое бы препятствие ни стояло перед вами — вы знаете, что должны осуществить задуманное. Должны выразить себя творчески. Я считаю, именно это и делает наш фильм не просто историей удивительного канатоходца, а по-настоящему универсальным зрелищем. Каждый сможет узнать себя в Филиппе, заглянуть в глаза собственной страсти.
Конечно, я видел документальный фильм «Канатоходец» 2008 года. Это замечательное кино, и его режиссеру Джеймсу Маршу удалось найти интересный ход, чтобы сделать эту историю по-настоящему захватывающей. В его фильме полно деталей, воспоминаний, самых разных версий случившегося в тот день. Но что двигало мной и что я считал своим личным вызовом — так это желание показать эту прогулку на высоте 400 с лишним метров глазами самого Филиппа. Те из случайных зевак, что оказались в то утро перед башнями, и даже те, кто помогал ему непосредственно наверху, видели его представление со стороны. О том, что на самом деле произошло тогда между канатоходцем и двумя башнями, до недавнего времени знал только Филипп. Я же хотел показать его мечту. Очутиться внутри истории. Пройти по канату вместе с ним.
Для этого мы использовали самые передовые спецэффекты и 3D-формат. Пожалуй, при работе над «Прогулкой» я использовал самые сложные технические приспособления за всю свою карьеру. Мы с оператором Дариушем Вольским потратили достаточно много времени, размышляя, как решить каждую сцену так, чтобы она была не только точной, но и артистичной, а значит — захватывающей, интересной. Продумывали движение камеры, трюки, которые можно выполнить на настоящем натянутом канате. Строили подробные декорации. Но все же большинство из того, что вы увидите, было воссоздано на компьютере нашими техническими специалистами.
Джозеф Гордон-Левитт сразу же пришел ко мне на ум, как только я задумался о подходящем актере на главную роль. Он великолепно говорит на французском, он очень хорошо готов физически, так что ему не составляло большого труда к началу съемок выглядеть на канате как настоящий цирковой артист. Но в первую очередь я сделал свой выбор благодаря его невероятной работоспособности и актерским данным. Он из тех актеров, про которых можно сказать «высший класс».
Чтобы найти актрису на роль возлюбленной Филиппа — Анни, мы обратились к услугам специального французского кастинг-директора. Задолго до начала съемок он просмотрел для нас буквально всех французских актрис этого возраста. В итоге мы остановились на Шарлотте ЛеБон, чем я очень доволен. Она подошла идеально. Мы нашли ее в Париже, где она живет и работает, хотя на самом деле у нее есть и французские, и канадские корни. Она свободно говорит на французском и на английском и выглядит, как из кино 60-х. Для фильма я слегка изменил характер ее героини. Нам было важно сохранить в точности развитие их отношений с Филиппом, но при этом мы сделали Анни более независимой. Мне было интересно сделать ее не просто спутницей эксцентричного канатоходца, а по-настоящему серьезным женским персонажем. С собственным мнением, своими мечтами и взглядом на всю эту историю.
Все персонажи фильма основаны на реально существующих людях, которых Пети описал в своей книге. Это же касается и героя Бена Кингсли, Папы Руди — мастера хождения по канату, жонглера и успешного в Европе циркового артиста родом из Чехии, который многому научил молодого Филиппа. У Папы Руди было двое своих сыновей, которые, к слову, до сих пор выступают в цирке. Но именно Филипп стал его лучшим учеником. А он, в свою очередь, стал для Филиппа своего рода ментором, наставником.
Думаю, в роли такого же ментора для меня когда-то выступил Стивен Спилберг. У нас не очень большая разница в возрасте, но он был тем, кто больше всех повлиял на мою карьеру. Стивен заметил одну из моих ранних работ, еще когда я учился в киношколе при Университете Южной Калифорнии, поверил в меня и помог стать режиссером. Стивен дал мне главное — уверенность в собственных силах. Вдохновил меня никогда не идти на компромисс, не жертвовать своим видением. Это было самое важное, что я услышал от него на заре карьере. Мы делали фильм вместе, и он помогал мне как продюсер. Вообще-то дела тогда шли не очень, но Стивен постоянно повторял: «Не иди на компромиссы. Будь художником». Я до сих пор считаю, что важнее для режиссера ничего нет. Такого же принципа мы придерживаемся и в моем центре (Robert Zemeckis Center for Digital Arts, открытая в 2001 году, — одна из самых крупных и технически продвинутых киношкол при Университете Южной Калифорнии). А еще не забывайте, что именно я спродюсировал первый полнометражный фильм Питера Джексона в Голливуде (комедийный фильм ужасов 1996 года «Страшилы»). Так что, я бы сказал, что и я достаточно неплохой ментор (смеется).
Между Филиппом Пети и Форрестом Гампом действительно много общего. Они оба идеалисты и оба могут показаться со стороны довольно странными. Но вообще большинство героев моих фильмов — аутсайдеры. Они не обязательно отброшены обществом на периферию — скорее, сами стараются существовать от него подальше, как можно более независимо.
Всемирный торговый центр к моменту своего открытия в 1973 году тоже был своего рода мечтой — как для Нью-Йорка, так и для Филиппа Пети. Это было одной из моих задач как режиссера — донести до экрана невероятную страсть Филиппа к этим зданиям. Ведь он действительно считал, что их построили специально для того, чтобы он мог совершить свою прогулку на высоте птичьего полета. Когда мы впервые встретились с ним, он постоянно говорил о башнях. О том, как много они для него значат. Как он их уважал, любовался их красотой. Именно благодаря его отношению башни стали полноправными героинями этой истории.
Беседовал Никита Карцев