Всякий, кто никогда не сталкивался прежде с отдыхом на яхте, уверен, что этот вид досуга баснословно дорог, а потому мало кому доступен. Между тем практически везде можно быстро, удобно и недорого арендовать подходящую лодку, чтобы элегантно и красиво провести отпуск. «Лента.ру» разбиралась с подробностями.
Предложение с избытком
Для начала стоит определиться с терминологией. Яхты бывают моторные и парусные, хотя двигатель, как правило, есть и у парусных. Если не брать в расчет лодки, предназначенные для гонок, то все остальные можно разделить на две категории — однокорпусные яхты и двухкорпусные катамараны. Разница — в комфорте. По сути своей, катамаран представляет собой две яхты, соединенные вместе. Второй важный критерий — размер яхты. Лодки до 60 футов относят к разряду обычных яхт, а те, что длиннее, — это уже «макси». Те и другие можно арендовать без всяких проблем.
В мире сейчас около двух миллионов яхт. И примерно половина из них сдается в аренду. Дело в том, что обслуживание яхт — недешевое удовольствие, и многие владельцы лодок таким образом сокращают свои ежегодные расходы. Обычно хозяева пользуются яхтой пару недель в году, все остальное время она стоит у причала либо арендованная путешествует по миру.
Все вопросы, связанные с арендой и обслуживанием лодки, владелец адресует чартерной компании — это дешевле и проще, чем заниматься этим самому.
Размер имеет значение
Чартерные компании бывают транснациональными и локальными. Среди транснациональных самая известная — Sunsail. У нее огромный флот, раскиданный по всему миру. Компания закупает новые яхты на верфи, а по истечении срока окупаемости продает их на вторичном рынке. Яхты с логотипом в виде солнца на фоне паруса можно встретить практически везде.

Сегодня арендовать яхту можно практически в любой точке мира
Фото: Exotica.im / UIG / Gettyimages.ru
Главным конкурентом Sunsail считается французская компания Dream Yacht Charter (DYC) с черепахой на логотипе. Воспользовавшись специальной программой французского правительства по поддержке депрессивных регионов Франции, DYC умудрилась на государственные кредиты накупить лодок и наладить успешный бизнес по их аренде. Компания активно работает в Полинезии, на Сейшелах, Сен-Мартене и в других местах.
Третий и, в сущности, последний крупный игрок на рынке — VPM/BestSail. Это объединение независимых локальных компаний, пользующихся единой системой продаж. Главная его особенность в том, что в разных местах клиент столкнется с разным флотом и разным уровнем сервиса. Однако для VPM характерна исключительная гибкость во взаимоотношениях с заказчиком.
Помимо транснациональных монстров яхтенной аренды, по всему миру действует бесчисленное множество локальных игроков, которые зачастую предоставляют намного более качественный и быстрый клиентоориентированный сервис, одаривая клиентов и улыбками, и подарками, но главное, прекрасно обслуживая лодки. В их числе — Boomerang, NSS, Horizon, Phoenix, Suncharter, Vernicos и многие другие. Как все это работает и что надо сделать, чтобы арендовать яхту?
Полезная арифметика
На самом деле все предельно просто — достаточно зайти на сайт компании и, выбрав яхту и даты аренды, отправить заявку. Практически сразу приходит ответ с указанием контрактов, реквизитов для оплаты и условий по предоставлению яхты. Здесь и лежит главный подводный камень. Обращение напрямую в компанию вовсе не гарантирует клиенту лучшей цены. Во всем мире, в том числе и в России, есть множество агентств, выбирающих большой объем лодок с максимальными скидками. В результате цена за аренду лодки у такой компании-посредника зачастую оказывается существенно ниже номинала.

Отдых на яхте дарит множество новых ощущений
Фото: Ho New / Reuters
Поясним на конкретном примере, как это работает. Стоимость аренды яхты по официальному прайслисту компании составляет 2500 евро за неделю. При обращении напрямую можно рассчитывать на скидку максимум в 10 процентов. Значит, придется заплатить не меньше 2250 евро. Агентство же, как правило, получает сначала 15 процентов скидки за повторное бронирование, а затем еще 20 процентов агентской комиссии. Несложный подсчет показывает, что цена аренды яхты составит 1700 евро. Три сотни агентство оставит себе за труды, а клиент получит яхту за 2000 евро. Кроме того, хорошее агентство включит в эту цену некоторые важные дополнительные сервисы, такие как оформление страховки и покупка авиабилетов, подбор капитанов и разборки с чартерной компанией в случае каких-либо проблем.
Как найти приличное агентство? Следует обращать внимание на срок работы, репутацию на рынке, открытость, наличие офиса, лицензии, количество реализованных проектов, отзывы клиентов. И еще. В отличие от игроков стандартного рынка туруслуг, яхтенные агентства не выстраивают чартерных цепочек, не оказывают услуги в долг и работают по полной предоплате. Поэтому банкротство им не грозит. Стоит опасаться лишь недобросовестных компаний.

Когда яхта арендована, остается только выстроить оптимальный маршрут
Фото: Михаил Савельев
Яхты сдаются в аренду с капитаном и без. Если в вашей компании нет человека с дипломом капитана, такового придется либо везти с собой либо нанимать на месте. Наш десятилетний опыт говорит, что русские туристы предпочитают русскоговорящих шкиперов. Капитан — это не только тот, кто безопасно управляет яхтой. Он создает атмосферу на лодке, знает интересные места в акватории, поможет сэкономить и предложит оптимальный маршрут. Поэтому к выбору капитана стоит отнестись серьезно. Этот человек будет с вами бок о бок всю неделю, от него зависит качество отдыха тех, кто на борту. Если, конечно, капитан — не вы сами. О том, как стать капитаном, мы и поговорим в следующий раз.