Соперничество двух российских столиц охватывает, кажется, все стороны жизни. Помимо широко известных сражений на полях балета, футбола и семантики ведется и гастрономический поединок. Когда-то его выпукло описал Юз Алешковский в известной песне «Белые чайнички». Среди прочих преимуществ Петербурга перед Москвой ее лирический герой-ленинградец указывает своему московскому гостю: «Таких как в "Норде" взбитых сливок ты не ел».
Со взбитыми сливками сейчас, пожалуй, везде одинаково, но Питер уже несколько лет переживает настоящий гастрономический бум, и кризис только снизил темпы, но не остановил процесс. В северной столице есть улицы — например Думская, Ломоносова или Белинского — на которых каждая вторая дверь ведет в бар, ресторан или кафе. Для города, куда более Москвы ориентированного на туризм, в том числе иностранный, ресторанное изобилие — важная часть не только локального пейзажа, но и региональной экономики. Было бы странно, если бы местные рестораторы рано или поздно не начали бы выяснять, кто в городе главный.
Вечером 18 ноября в гостинице «Астория» в третий раз вручали главную ресторанную премию Петербурга — Where to eat. Учреждена она журналом Where St. Petersburg, местным отделением знаменитой международной франшизы, но полностью отдана на откуп коллегии экспертов из 100 ключевых петербургских едоков — как любителей, так и профессионалов (гастрономических журналистов, управляющих ресторанами и отельеров). Продюсер премии Ирина Тиусонина эту отстраненность организаторов от жюри всячески подчеркивает: «Мы только объявляем результаты, голосуют эксперты. Впрочем, мы каждый год обновляем коллегию на тридцать процентов, поэтому результаты совершенно непредсказуемы. Что нам очень приятно». Помимо двух главных номинаций — «Ресторан года» и «Шеф-повар года» — вручаются четыре дополнительные премии: «Сомелье года», «Ресторанный обозреватель года», «Приз Ассоциации консьержей Les Clefs d’Or» и «Выбор СМИ». В лонг-лист 2015 года эксперты внесли 170 ресторанов, 59 шефов и 31 сомелье. Шорт-лист оказался меньше втрое.
Впрочем, весь Петербург знал, что основными поставщиками интриги в этом году будут три заведения. Во-первых, прошлогодний победитель, претенциозный и светский PMI bar, где взошла звезда Ивана Березуцкого — одного из двух, наряду с братом Сергеем, многообещающих шефов страны. Во-вторых, «КоКоКо» Матильды и Сергея Шнуровых, успешно играющий, как и группировка «Ленинград», в модную брутальность. И в третьих, Duo gastrobar, крошечное заведения в модном стиле «для своих», который, по мнению многих петербуржцев, не получил главный приз в 2014 году исключительно по причине своей молодости.
Из-за особенностей регламента на сцену за призами по очереди поднимались представители ресторанов, занявшие в итоговом рейтинге места начиная с десятого. По выражениям лиц лауреатов сразу было понятно, довольны ли они хотя бы этими утешительными призами или рассчитывали на большее. PMI bar, ставший в этот раз лишь девятым, едва не убил тем самым сюжет. Ну, а когда лучшим шефом года признали Игоря Гришечкина из «КоКоКо» (чуть раньше ресторан получил еще и спецприз СМИ), стало понятно, что другого выбора у экспертов попросту не оставалось. Самым популярным рестораном Санкт-Петербурга стал Duo gastrobar, и вышедший на сцену шеф Дмитрий Блинов не скрывал, что если и шел сюда, то только снимать банк. Попытка забронировать в Duo столик, предпринятая корреспондентом «Ленты.ру» на следующий день, закончилась совершенно предсказуемо: «Нет и не предвидится».
Кстати, одной из причин относительной неудачи PMI называют смену власти на кухне: Иван Березуцкий в этом году окончательно перебрался из Петербурга в Москву и даже не был включен в номинацию «Шеф года». На вопрос, не ожидает ли такой финал и Duo с «КоКоКо» и не работает ли в результате Where to eat на город-конкурент, Ирина Тиусонина смеется: «Говорю же, мы только вручаем призы. А что до взаимоотношений шефов и ресторанов — мы уж точно ни при чем!»