Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

Скупить все

В мире стартовала «Черная пятница»

Фото: Jae C. Hong / AP

Последняя пятница ноября, или, как ее еще называют, «Черная пятница», по зародившейся в США традиции открывает сезон распродаж. В некоторых магазинах скидки достигают 90 процентов. Для самих Штатов этот день стал настолько значимым, что за его успехами следят даже аналитики финансовых рынков, строящие долгосрочные экономические прогнозы на основе статистики, полученной по результатам дня распродаж.

Вслед за Америкой

Феномен «Черной пятницы» возник в США еще в XIX веке, когда установилась традиция продавать товары со скидкой на следующий день после Дня благодарения.

Сам термин «Черная пятница» появился в 1966 году в Филадельфии, где из-за пиковой покупательской активности в этот день образовывались огромные пробки. Хотя это не выходной, многие американцы специально берут отгул, чтобы приобрести как можно больше товаров со скидками, диапазон которых варьирует от 50 до 90 процентов.

Чтобы продать максимальное количество товаров и удовлетворить спрос всех желающих, магазины в «Черную пятницу» открываются очень рано — около пяти часов утра. Крупные сети стартуют и того раньше — в полночь или даже накануне в четверг. И их тут же атакуют толпы посетителей. Многие занимают очередь накануне.

Из США обычай устраивать глобальную распродажу в четвертую пятницу ноября перекочевал и в другие страны. В России «Черная пятница» зародилась пару лет назад и прошла (ну потому что это Россия!) 6 декабря 2013 года. Специфика отечественного подхода в том, что основной вал распродаж приходится на интернет-магазины. Российский офлайн-ретейл по сформировавшейся в нулевые традиции начинает сезон распродаж уже после Нового года.

«Черная пятница» now

В текущем году подавляющее большинство торговых сетей в США, в частности Macy's, Target, Kohl's, J.C. Penney и Sears, как и в предыдущие несколько лет, решило не дожидаться пятницы и открылось уже в четверг. Продавцы сочли за благо не ограничиваться одним днем и объявили о том, что серьезные скидки будут действовать до понедельника. Таким образом, в США сейчас даже не «Черная пятница», а целый «черный уик-энд». Некоторые сети не закроются и на ночь. По прогнозам, за предстоящий уик-энд, посвященный шопингу, американцы потратят около 8,8 миллиарда долларов, в том числе и в интернет-магазинах.

Однако после выходных шопинг-истерия вовсе не закончится, поскольку 30 ноября в этом году начнется традиционный «киберпонедельник», когда серьезные скидки перекочуют из обычных магазинов в интернет. И здесь американцы могут потратить куда больше. В частности, в 2014 году в «киберпонедельник» в США было продано товаров на сумму более чем 80 миллиардов долларов.

Безусловно, «Черная пятница» и «киберпонедельник» не единственные популярные маркетинговые акции. Например, аналогичное мероприятие, приуроченное к Дню холостяка (11 ноября), устраивает китайский ретейлер Alibaba. В этом году за первые 12 часов после объявления глобальной онлайн-распродажи через платформу Tmall было реализовано товаров на 9 миллиардов долларов. Как заявил глава Alibaba Джек Ма, в планах компании проводить такой фестиваль онлайн-шопинга в течение 100 лет. В нынешнем году продажи охватили 200 стран и регионов с участием более пяти тысяч торговых марок.

Правда, надо сказать, что некоторые ретейлеры, руководствуясь моральными мотивами, наоборот, отказываются от «Черной пятницы» и распродаж не устраивают.

In Russia

В России в 2015 году «Черная пятница» также не ограничится лишь одним днем. Распродажи начались 26 ноября и должны закончиться 28-го. Большая часть дисконтной торговли придется на интернет-магазины. Помимо отечественных торговых сетей, в действе примут участие и зарубежные магазины. И если в прошлом году к «Черной пятнице» присоединилось около 210 интернет-магазинов, то в этом году распродажу устроят уже 300 интернет-точек, включая китайских торговцев.

Более того, для стимулирования продаж был запущен специальный сайт — «Черная пятница», однако, как пишет портал Roem.ru, в первый день своей работы он испытывал серьезные технические трудности.

Помимо вышеуказанного агрегатора торговых предложений, «Черная пятница» охватит таких монстров российской (и зарубежной) онлайн-торговли, как Ebay, Asos, «М.Видео», Enter, LaModa, Ozon. В офлайне — Media Markt, «Ашан», «Снежную Королеву», а также множество магазинов, продающих одежду, парфюмерию, детские товары, электронику и бытовую технику.

Глубина падения

Для понимания глубины скидок можно привести всего несколько примеров, насколько в реальности могут подешеветь нужные вещи.

Возьмем сегмент электроники. Так, например, Madrobots проводит акцию, по которой камеру GoPro Hero 4 Black Edition можно будет купить всего за один рубль. Обычная цена — 32 тысячи рублей.

Media Markt обещает скидку на ряд товаров до 90 процентов. Например, кофемашина Krups EA8010 PE обойдется на 11 тысяч рублей дешевле, а пылесос Samsung SC07F80HA — почти на 12 тысяч рублей.

Всего в распродажах участвуют около 50 брендов производителей электроники, в том числе Apple, Samsung, Bosch, LG, Asus, Philips, Panasonic, GoPro, Nikon, Indesit.

Не отстают и продавцы одежды. Например, бренд Massimo Dutti в пятницу снизил цены на коллекцию мужской и женской одежды на 20 процентов. Самые большие скидки — до 90 процентов — пообещали в интернет-магазине Tom Tailor. Это касается женских, мужских и детских коллекций. До конца недели Cyrille Gassiline предоставит скидки до 40 процентов на вещи из линеек BASE и CG.

Кроме того, 50-процентную скидку на всю линейку товаров бренда объявил Adidas. Для участия в акции необходимо зарегистрироваться на сайте компании. Цены снизятся более чем на тысячу вещей из линеек Adidas, включая новые коллекции: Originals, Performance, Porsche Design Sport by Adidas, Adidas by Stella McCartney, Adidas neo.

Reebok снижает цены на 15-30 процентов. Под акцию, действующую только на сайте компании, попадает спортивная одежда и обувь, а также верхняя одежда.

Однако «Черная пятница» в этом году может стать для российских покупателей последней. Связано это с тем, что ФТС намерена ввести пошлины на покупки в зарубежных магазинах в интернете. За все товары дороже 22 евро покупателю придется заплатить еще 15 евро, а за товар в 140 евро — добавить 30 процентов от стоимости покупки. В результате выгода виртуального шопинга за рубежом просто сойдет на нет.

Но это не сейчас. Согласно исследованию компаний Promoline и Global Leads, в нынешней «Черной пятнице» намерены принять участие вдвое больше россиян, чем в 2014 году. Тогда средний размер онлайн-корзины варьировался от 2 тысяч до 7 тысяч рублей. Предполагается, что в 2015 году этот показатель не сильно изменится. Лишь только 22 процента опрошенных говорили о том, что готовы потратить больше 15 тысяч рублей.