При населении почти в двадцать раз меньше китайского и с несравнимо меньшей территорией Турция, тем не менее, занимает «почетное» второе место в мире по объемам производства контрафактной продукции. Основными потребителями фальшивок являются иностранные туристы — и не только россияне. «Лента.ру» посмотрела на рынок «фейков» со стороны.
Первое, что встречает туриста в Турции после гида, — бесконечные лотки с товарами, украшенными логотипами известных европейских и американских марок. Торговля идет везде — на бульварах курортных городов, шумных базарах Стамбула, прямо в отелях, стремительно пустеющих после отъезда отдыхающих россиян. Цены не кусаются — 5-10 долларов за футболку якобы от Paul Smith и Diesel или флакон парфюмерии, 50-70 долларов — за сумку или пару обуви с эмблемой известного итальянского или французского бренда. Качество разнится — на каких-то вещах из разъезжающихся швов торчат нитки, какие-то сделаны добротно, но вряд ли такую модель получится найти в официальном каталоге.
Подделки везде — объем их производства в 2013 году, по оценкам международной организации Business Action to Stop Counterfeiting and Piracy («Бизнес против контрафакта и пиратства», BASCAP), составил 10,8 миллиарда долларов, не считая контрафактного и контрабандного топлива и сигарет, с учетом которых нелегальный рынок вырастет до 20 миллиардов. При размере ВВП страны за тот же период в 822 миллиарда долларов — это весьма значительные цифры. Турки, разумеется, пытаются бороться с рынком контрафакта (при желании вступить в Евросоюз иначе и быть не может), но пока без особого успеха. В том же 2013 году турецкая полиция изъяла поддельных товаров на сумму около 650 миллионов долларов, включая 108,2 миллиона пачек сигарет и 397 490 мобильных телефонов — капля в море; к тому же именно эти подделки производятся в основном в Китае и странах Магриба и, строго говоря, конкурируют со «своим» контрафактом на рынках Антальи и Стамбула.
Что же до отношения турецких правоохранителей к продавцам произведенных в неведомых мастерских кожгалантереи и одежды, вероятно, всякий, кто хоть раз бывал в Турции, отмечал удивительную индифферентность полиции к торговле контрафактом. Магазины с сомнительным товаром работают даже внутри пятизвездочных отелей. «У меня было ощущение, что я вернулась в Россию двадцатилетней давности, когда люди одевались на рынках, — свидетельствует Наталья, юрист из Москвы, отдыхавшая на турецком курорте летом 2015 года. — Такого количества явно поддельных товаров, причем продававшихся совершенно открыто прямо на территории нашей не самой дешевой гостиницы, я не ожидала увидеть в стране, претендующей на то, чтобы быть частью Европы».
Исчезновение российских туристов, впрочем, вряд ли сильно изменит ситуацию с торговлей контрафактом — подделки охотно приобретают и отдыхающие из Западной Европы, причем довольно активно обсуждают качество подделок и дают советы по их выбору на интернет-форумах. «Я купила сумку в магазине подделок (на лейбле — Gucci) всего за 12 фунтов стерлингов», — делится радостью туристка из Великобритании. «В Турции очень хорошие поддельные дизайнерские вещи», — вторит ей другой англоязычный пользователь интернета. Такой энтузиазм в известном смысле понятен и объясним: приобретение подделок во многих странах Евросоюза карается в уголовном порядке (например, покупка «левого» товара на территории Франции может закончиться штрафом до 300 тысяч евро и тюремным сроком до трех лет; пограничная и таможенная службы Великобритании имеют право конфисковать контрафактные вещи в случае обнаружения их в багаже или ручной клади прибывающих в страну лиц).
Но если покупка контрафактных турецких сумок или кроссовок в худшем случае закончится изъятием подделки или бесславной отправкой порвавшейся до срока подделки на помойку, то употребление сомнительного алкоголя может привести к плачевному результату. Случаи отравления российских туристов фиксировались в последние годы неоднократно; недавно в Стамбуле от суррогатного алкоголя скончались 23 человека. В 2013 году, как сообщала турецкая газета Today's Zaman, в стране было изъято более 130 тысяч бутылок поддельного алкоголя.
Еще большую опасность представляют контрафактные лекарства, также широко представленные в Турции. Особенным спросом, по свидетельству журнала Vice, пользуются средства для повышения потенции. Однако результат их употребления может оказаться непредсказуемым: в составе таблеток могут быть «пестициды, крысиный яд, кирпичная крошка, свинцовые белила, промышленные красители, чернила для принтеров, полироль и гипс», цитирует издание представителя крупной фармацевтической компании, продукцию которой подделывают особенно часто.