Курс на вымирание

Американский средний класс медленно, но верно сокращается

Фото: H. Armstrong / Corbis / East News

Средний класс, едва успев появиться в России, уже переживает нелегкие времена — на фоне перспективы нефти по 20 долларов и доллара по сто рублей фантазии о грядущей квартире с евроремонтом и посудомоечной машиной (заменивших в российском обиходе хрестоматийный домик с лужайкой и газонокосилкой) стали еще более призрачными для большинства сограждан, претендовавших на звание главной движущей силы экономики. Но не все безоблачно и в странах «большой семерки». Американские социологи уже бьют тревогу: средний класс «усыхает».

Понятие «средний класс» в ходу уже два с половиной тысячелетия — впервые его употребил примерно в 420 году до нашей эры древнегреческий драматург Еврипид, вложивший в уста Тесея, героя комедии «Умоляющие», такие слова: «Лишь средний класс для города опора; он законам покорствует и власти». В следующем столетии идею развил великий философ Аристотель, указавший в своем трактате «Политика», что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй». В нынешнем понимании термин возник в 1913 году, когда статистическое ведомство Великобритании обозначило термином middle class слои населения, находящиеся между правящим классом и пролетариатом. Это был своего рода ответ ортодоксальному марксизму, делившему человечество лишь на пролетариат и буржуазию и вынужденному выделять между ними разнообразные «прослойки» (ибо такое «двухцветное» видение мира явно противоречило наблюдаемой действительности). С тех пор западная социология рассматривает средний класс как главную опору и политической, и экономической стабильности государства — в полном соответствии с заветами Аристотеля.

Однако в прошлом году американские социологи забили тревогу. Хотя в мировых масштабах доля бедных неуклонно снижается (с 25 до 15 процентов за первые 10 лет века, по данным Всемирного банка — доля лиц с низкими и средними доходами за то же время выросло на 6 и 8 процентов соответственно), в самих США отмечена отчетливая тенденция к «усыханию» среднего класса. Часть его представителей переходят в разряд богатых, но гораздо больше тех, кто опускается к нижней планке доходов. В опубликованном в декабре 2015 года докладе исследовательского центра Pew Research отмечено резкое снижение количества среднеклассовых домохозяйств в стране. Если в 1971 году к среднему классу относилось 80 миллионов взрослых американцев, что составляло почти 61 процент трудоспособного населения страны (131,6 миллионов человек), то в 2015-м их число хотя и выросло в абсолютном измерении до 120,8 миллионов, но теперь их менее половины общего числа трудоспособных граждан США. Изменилась и структура распределения агрегированного дохода домохозяйств. В 1970-м средний класс зарабатывал 62 процента денег в стране, к 2014-му этот показатель упал до 43 процентов. А богатые американцы повысили свою долю с 20 до 49 процентов. Судя по всему, подобная картина наблюдается и в других развитых странах.

Этот процесс сказывается и на рынке потребительских товаров. Тенденция к «вымыванию» традиционно среднеклассовых товаров — качественных и умеренно-дорогих — наблюдалась еще в начале десятилетия, причем «первыми ласточками» выступили именно американские компании и подразделения транснациональных гигантов. Например, Procter & Gamble и H.J. Heinz выпустили бюджетные версии своих самых ходовых для североамериканского рынка товаров (туалетного мыла и кетчупа) еще в 2009-2010 годах. Ювелирный бренд Tiffany & Co отметил: если продажи дорогих украшений и аксессуаров остались относительно стабильными, то спрос на недорогие кольца упал, отражая новую социально-экономическую реальность, в которой среднему классу в его привычной форме остается все меньше места. Схожий тренд фиксируется и в европейском союзе. «В Париже очень много магазинов разорилось и закрылось. И не только магазинов: Jean Paul Gaultier прекратил линию pret-a-porte, оставив только couture, а это значит — никаких продаж. На пляс де Виктуар закрылись все магазины моды. Все! Как говорят французы, "се ля Березина". Модой никто не интересуется, нет потребителей», — рассказывает о своих парижских впечатлениях российский модельер Кирилл Гасилин.

Исход из среднего класса все же идет в двух направлениях, что приводит к интересному феномену. Бренды, ориентировавшиеся на среднеобеспеченного покупателя, пытаются перейти в люксовый сегмент. Так, производители массовой уличной одежды все чаще создают специальные коллекции совместно с ведущими модными домами. Яркий пример — прошлогодняя коллаборация между H&M и Balmain. Вещи были буквально сметены с полок магазинов за считанные часы, несмотря на вовсе не свойственные популярной марке цены, доходившие до нескольких тысяч евро за предмет. То же самое в автопроме — тут и воскрешение в качестве дорогих «вторых машин» культовых моделей, некогда служивших образцовыми авто для молодой семьи (Mini Cooper, Fiat 500, VW Beetle), и переориентация «народных» брендов на седаны и SUV (Volkswagen, Toyota). Кстати, и увлечение люксовых автобрендов, от Porsche до Maserati и Bentley, выпуском SUV можно объяснить желанием охватить «новоприбывших» из среднего класса богатых, уже имеющих определенные автомобильные привычки и не желающих с ними расставаться.

Происходит ли (и будет ли происходить) нечто подобное в России, пока загадка даже для социологов. «Речь идет о «ползучем» процессе, который виден в масштабе десятилетий. Для России такая постановка задачи не самая интересная, мы и так знаем, что с 1970-х годов у нас многое изменилось настолько, что сложно даже сравнивать «богатых», «бедных» и «средних» тогда и сейчас. Наши дискуссии, как правило, другого масштаба: что будет в ближайшие три-пять лет в ожидаемой ситуации кризиса и спада. По самым распространенным прикидкам, первым удар почувствует (или уже почувствовал) «верхний средний» класс с более высокими стандартами жизни, следующим — вероятно, «нижний средний». Речь идет в любом случае о ближайших годах, а динамику в масштабах нескольких десятилетий сейчас, думаю, всерьез никто не возьмется спрогнозировать» — считает доцент философско-социологического факультета РАНХиГС Алексей Титков. Размер среднего класса в России остается предметом дискуссий. В 2013 году ИНСОР давал оценку в 7 процентов населения, летом прошлого года ЦСИ Росгосстраха был более оптимистичен и насчитывал 15 процентов «средних» россиян. Стоит, однако, учитывать, что Всемирный банк в своей статистике относит к среднему классу в мировом масштабе домохозяйства с ежедневным доходом в 10-50 долларов США на каждого члена семьи (в паритете покупательной способности 2011 года). В США черта бедности официально начинается с дохода ниже 15 долларов в день на члена семьи.

Обсудить
Ценности
 — 
08:06 21 апреля 2017

Красотки на зарядке

Эксперты предрекают эру господства электромобилей
People dance on the opening day of the Coachella Valley Music and Arts Festival in Indio, California, U.S. April 14, 2017. Беззаботно раздеты
Как проходит Коачелла — один из самых модных фестивалей в мире
Мохнатый рейх
Все о движении фурри — любителях носить костюмы зверей
Заработала на шпильки
Предприимчивые австралийки стали богаче на миллионы благодаря «женскому» бизнесу
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов
Вспоминаем модели непремиальных марок, которые конкурировали с Mercedes и BMW
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности