«Все говорят, что Ди Каприо пропиарил белорусов»

Создатели MSQRD о популярности их масок среди звезд и белорусском «Сколково»

Кара Делевинь «примерила» лицо Ди Каприо
Кара Делевинь «примерила» лицо Ди Каприо
Фото: @caradelevingne

В начале 2016 года белорусское приложение MSQRD стало одним из самых скачиваемых в AppStore — за несколько месяцев его установили 16 миллионов пользователей и облюбовали такие звезды как Snoop Dogg, Зак Брафф и Леонардо ДиКаприо. В интервью «Ленте.ру» разработчики MSQRD рассказали, как придумали и продвинули идею накладывать маски на лица, а также почему в Белоруссии становится все больше успешных IT-предпринимателей.

«Лента.ру»: Как у вас родилась идея создать приложение с масками? Ведь на рынке немало похожих программ.

Евгений Невгень: Ну мы подумали о том, как вообще должно выглядеть современное общение людей по видео. Сейчас все переписываются в соцсетях и мессенджерах, но мы считаем, что будущее за видео. В сообщениях у людей есть смайлы и стикеры, а в видеочатах ничего подобного нет. Вот мы сейчас с тобой общаемся («Лента.ру» связывалась с командой MSQRD по скайпу) и максимум, что я могу сделать — просто какую-нибудь смешную рожу состроить. Мы решили придумать эдакие усилители эмоций.

Размышляли о фильтрах, которые бы отражали конкретное настроение человека. В конце ноября 2015 года решили поучаствовать в хакатоне, и в итоге за 48 часов собрали это приложение. Оно понравилось нашим друзьям и знакомым, все интересовались, где его можно скачать. Мы пообещали жюри хакатона, что выложим приложение в публичный доступ до католического Рождества. Так, собственно, и выиграли.

Сергей Гончар: Это, конечно, прикольная история, что мы все сделали за двое суток. Но на самом деле, у нас огромный опыт в разработке приложений, причем у каждого в своей сфере. Женя Затепякин, к примеру, около десяти лет занимается распознаванием лиц и компьютерным зрением.

Но в итоге мы сделали приложение, выложили его в AppStore, оно начало набирать вирусную популярность. В первый день было 20 пользователей, во второй — 30, в третий — уже 500, через месяц — миллион, а через два месяца им пользовались два миллиона человек.

А чем обусловлен такой быстрый успех?

Мы очень угадали с тем, что выпустили маски под новый год и рождество. У нас была маска обезьяны, маска белого медведя. Люди поздравляли друг друга и выкладывали в социальных сетях. Информация о приложении быстро распространилась в интернете. Со временем им начали пользоваться голливудские звезды, а от них о MSQRD узнавали и все остальные. Это, собственно, и создало тот самый вирусный эффект.

Евгений Невгень: К тому же наши маски не были банальными. У нас не было надоевших дедов Морозов или Снегурочек. Они были интересны тем, что они взрослые, интерактивные. Людям было просто интересно с нашей помощью создавать контент. За счет этого мы и получили начальный рост.

То есть вы даже продвижением в соцсетях не занимались?

Мы никогда не платили за продвижение, за маркетинг. Конечно, мы кому-то старались написать, но на нас никто не обращал внимания. Все звезды, которым мы написали, нас проигнорировали.

Но идея была скорее такой: вот сейчас зима — круто бы было сделать зимние маски. А католическое рождество как дедлайн было выбрано, потому что AppStore уходил на каникулы. Мы сделали маску для детей, новогодние, двойные маски, чтобы люди могли играть с приложением. Конечно же, мы фигачили не все подряд. Некоторые маски у нас конкретно про эмоции: слезы, сердечки, поцелуи. Некоторые позволяют изменить образ, например, стать Snoop Dogg или зомби, а некоторые просто фановые.

Сергей Гончар : Вообще у нас куча идей для этих масок. И очень многие из них просто не прошли отбор и не попали в приложение.

А как вы понимали, что та или иная маска станет популярной? Почему выбирали Железного человека, а не, например, Капитана Америку?

Мы обрабатываем кучу отзывов и пожеланий от пользователей. Они пишут нам на почту, сами присылают маски, пишут в соцсетях, упоминают в Twitter.

Сколько времени уходит на одну маску?

Зависит от типа маски. Если это просто смена лица, то это быстро. Маска с 3D, какими-то дополнительными эффектами делается намного дольше. Некоторые маски можно сделать за пару часов, а некоторые — неделями.

Женя Затепякин: Но самое главное, что технология полностью наша, мы разрабатывали ее несколько лет. Конечно, мы ежедневно с утра до вечера на протяжении шести лет не занимались только фейстрекингом. Ведь пять лет назад, когда эта тема с распознаванием лиц только появилась, технологии еще не позволяли делать это в режиме реального времени даже на компьютере. Потом появились новые алгоритмы, которые упрощали работу. Так что сейчас же делать подобные вещи на компе не проблема.

Другая ситуация со смартфонами. У нас сильно ограничены ресурсы, и если мы потратим их на распознавание лиц, нам не хватит на визуализацию всех этих масок. Мы должны постоянно совершенствоваться. Попробовали, что-то оптимизировали, добавили новые алгоритмы, стало немного лучше работать, но не так круто, как мы хотели. Отложили в коробочку. Летом прошлого года я собрал похожую на текущую версию, порадовался результату, но конкретного применения ей не нашлось. Я, как всегда, отложил в папочку «Эксперименты» и забыл.

Но потом со мной связался Сергей Гончар и сказал, что у них есть идея, а поскольку я занимаюсь компьютерным зрением, возможно, мне покажется интересным что-нибудь для этого проекта сделать. Я открыл эту папочку, скомпилировал и отправил ему посмотреть. Так все и началось.

Сергей Гончар: Это был лучший момент в моей жизни. Потому что решение, которое мы использовали для первой версии, абсолютно никуда не годилось: оно очень плохо отмечало лицо, глаза в нем были статичными. Такое приложение даже выкладывать не хотелось. Я связывался с авторами, но они говорили, что ничего не могут сделать.

А потом мы поняли, что можем сделать реально качественный продукт. Женя Затепякин предоставляет лучшую технологию на рынке, я отвечаю за графическую часть, а Женя Невгень занимается дизайном и рисует маски. Втроем мы и сделали первую версию.

Женя Затепякин: У нас уже готова следующая версия, которая в реальном времени делает 3D-модель лица, отдельно отмечает сложные области и, соответственно, теперь не будет сильного искажения при повороте головы, мы сможем рисовать на лице, флаги размещать, макияж делать.

Николай Давыдов : Иными словами, маска будет прилипать к лицу настолько четко, что можно будет действительно делать макияж и при сеансе видеосвязи не будет понятно, что он ненастоящий.

Недавно в России запустили слух, что вас купил Apple за 117 миллионов долларов. Многие о вас узнали именно из этой новости. Вас не мучают компании, которые хотят умыкнуть у вас технологию или перекупить вас целиком?

Евгений Невгень: Я бы не назвал это мучением. Естественно, мы общаемся с многими компаниями в Кремниевой долине. Сейчас наша главная миссия — расширить круг пользующихся нашими масками. Потому что маски реально приносят людям радость. Мы видим это по постам в Twitter и Instagram.

Но вы не ответили на мой вопрос.

Мы и не ответим на твой вопрос.

Намек понял. Считаете ли вы звезд главным источником продвижения? Как известно, черный пиар тоже пиар, а на вас недавно Snoop Dogg наехал, что из-за дыма не может на себя маску наложить.

Сергей Гончар: Ну, это, скорее, шутка была, типа в нашей маске Snoop Dogg нет дыма, а он должен быть. Звезды для продвижения приложения, конечно, важны. Но команда очень серьезно работала над тем, чтобы приложение было вирусным. У вирусности есть несколько составляющих: одна — чисто онлайн, когда один пользователь расшаривает ссылку на приложение на своей странице, а вторая — когда пользователи обмениваются получившимся контентом в мессенджерах. В этом и была первоначальная задумка — добавить усилители эмоций в видеочаты или видеосообщения.

Евгений Невгень: Мы специально делали приложение максимально простым, чтобы каждый мог в нем разобраться.

Николай Давыдов: Плюс еще ребята очень внимательно следят за отзывами от пользователей. На самом деле здесь нет такого, что бам — кто-то что-то запостил и мы стали знаменитыми. Вот недавно Bloomberg написал, что Лео ДиКаприо сделал белорусских разработчиков знаменитыми. На самом деле нет. Всплеск от внимания со стороны звезд быстро теряется в основной массе роста. Это такой бульк в большом цунами.

А еще есть офлайновая вирусность. Для этого ребята сделали несколько специальных фильтров. Например, фильтр «Джимми Киммел» преследовал две цели. Первую — чтобы Киммел показал его в своем шоу, и вторая — чтобы пользователи могли играть с фильтром, потому что маска двойная, можно поменяться лицами и у людей возникает больше стимулов показать ее вживую в офлайне. И офлайн, то есть сарафанное радио, вообще одна из самых важных составляющих.

Сколько сейчас пользователей у MSQRD?

Примерно 16 миллионов установок, больше 14 миллионов пользуются ежемесячно, 3 миллиона ежедневно и в некоторые дни добавляем по миллиону пользователей.

Класс! А как будете монетизировать приложение?

Сергей Гончар: Ну вот. Нормально же общались (все смеются)

А если серьезно?

Евгений Невгень: На самом деле есть конкретные планы, которые нам пока бы не хотелось раскрывать. К тому же есть огромный интерес со стороны брендов, которые видят нашу аудиторию, смотрят, как пользователи взаимодействуют с масками, и они хотят стать частью этого. Мы не собираемся вставлять рекламу или делать приложение платным, оно будет полностью бесплатным. Для нас главное договориться с брендами таким образом, чтобы мы делали для них маски, но в конечном итоге мы отбирали только те, которые действительно пойдут на пользу приложению: чтобы они были интересными и веселыми, помогали приложению расти.

Сергей Гончар: Сейчас мы делаем инструменты, с помощью которых свою маску сможет сделать любой человек или компания. Мы публикуем ее у себя в каталоге, компания получает короткую ссылку, после чего сама распространяет ее по своим соцсетям, проводит конкурсы — делает с ней что угодно.

Почему у вас получилось в США, а не в Белоруссии, откуда вы родом?

У нас сначала получилось в СНГ, а уже затем в Америке. Наше приложение установлено на каждом третьем iPhone в России. Большая часть пользователей сейчас в Штатах, но там просто iPhone в 20 раз больше.

Николай Давыдов: Вообще изначально ребята в США приехали просто попить вина в долине Наппы.

Что в Америке для разработчиков лучше, чем в СНГ?

Сергей Гончар: У нас все очень хорошо. В Белоруссии в этом плане дела обстоят лучше, чем в России. Мы приехали в Америку не для того, что делать здесь какие-то продукты, мы просто приехали, чтобы поесть блинчиков. А так мы работаем в Белоруссии.

Почему в Белоруссии условия для разработчиков благоприятнее, чем в России?

Евгений Невгень : В Белоруссии много талантливых ребят. У нас есть Парк высоких технологий, который предоставляет налоговые льготы для развития своего бизнеса. Там все по-взрослому.

Сергей Гончар: Это, короче, как «Сколково», но все реально работает. Чтобы ты понимал: софт — это статья номер один экспорта Белоруссии. В Белоруссии центры разработки Viber, FitBit, EPAM или Wargaming.

Евгений Невгень: Но знаешь, главное — до MSQRD мы запускали огромнейшее число проектов. Я не сравниваю нас с Rovio, которые перед тем, как запустить AngryBirds придумали 44 других игры. Но у нас похожая ситуация. До этого я своими руками запускал десятки приложений, Серега последние четыре года занимался другими проектами, очень много сил в них вложил. Затепякин годами исследовал фейстрекинг. Наш успех не случайный, мы долго к этому шли.

Сергей Гончар: А еще нам очень помогли ребята из белорусского стартап-акселератора Imaguru и Garage48, они реально дали нам всю необходимую инфраструктуру, связи. Так что у нас ничего американского нет, все белорусское! Но и из России ребят в команде много.

Обсудить
Оставить мир
Как протекает жизнь в глухом монастыре, куда редко доезжают туристы и паломники
«В Крыму будет инвестиционный бум»
Председатель правления фонда ЯМЭФ Андрей Назаров — о развитии бизнеса
Владимир Путин «Кому-то нужно голову пересадить»
Как Путин отчитывал губернаторов и что с ними потом стало
Петр Лидов-Петровский: «Население стало действительно беднеть»
Почему томский пенсионер отправил Медведеву свою пенсионную надбавку
Борис Ельцин«Он умел делать так, чтобы было видно его недовольство»
Что Ельцин считал своими главными ошибками
A man looks at campaign posters of the 11th candidates who run in the 2017 French presidential election in Enghien-les-Bains, near Paris, France April 19, 2017Первый тур отыграли
В финале президентской гонки во Франции — Ле Пен и Макрон
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
Государства Ближнего Востока: что их ждет в XXI веке?
Эксперты РСМД пытаются предсказать будущее арабской государственности
Северная полярная область Меркурия характеризуется резкими перепадами температур (50-400 кельвинов) и наличием в кратерах водяного льдаОсталось недолго
Как умирает ближайшая к Солнцу планета
Никола Лемери выступает с публичной лекцией по химииДостали
Зачем простой аптекарь объявил войну могущественным алхимикам
Стань травкой
Как жуткие подземные существа превращаются в растения
Другая Катынь
В 1919-1922 годах в польском плену погибло около 30 тысяч красноармейцев
Деньги из мусорки
Пока люди смотрят порно, мошенники зарабатывают на них миллионы
«Ахи-вздохи, малолетки-дуры»
Зачем MTV возвращает в эфир шоу, взорвавшее мозг целому поколению
Билл О'Рейли«Он называл ее горячей шоколадкой и кряхтел как кабан»
За что уволили американского журналиста, оскорбившего Путина
«YouTube держит нас за баранов»
Почему блогеров лишают денег, а россиян заставляют смотреть турецкие видео
People dance on the opening day of the Coachella Valley Music and Arts Festival in Indio, California, U.S. April 14, 2017. Беззаботно раздеты
Как проходит Коачелла — один из самых модных фестивалей в мире
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в США
Заработала на шпильки
Предприимчивые австралийки стали богаче на миллионы благодаря «женскому» бизнесу
Мохнатый рейх
Все о движении фурри — любителях носить костюмы зверей
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов
Вспоминаем модели непремиальных марок, которые конкурировали с Mercedes и BMW
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности