Существует множество старинных домов и замков, в которых, по легендам, появляются разнообразные призраки, происходят необъяснимые вещи, раздаются странные звуки. Насколько часто нечто подобное случается в реальности и бывают ли привидения в новостройках?
Замки ужасов
Конечно, больше всего призраков «прописано» в европейских средневековых замках — английских в особенности.
Например, в усадьбе Бликлинг-холл в графстве Норфолк можно встретить Анну Болейн, причем со своей же головой в руках. Дело в том, что раньше на месте замка, по древним поверьям, находился дом Болейнов, в котором и родилась печально известная леди. Видимо, после того, как горячо любивший ее Генрих приказал отрубить ей голову, Анна решила вернуться в родные края.
Едва ли не самый густонаселенный призраками замок Великобритании — шотландский Глэмис. Здесь можно увидеть Малькольма II, пятно крови которого все еще «радует» посетителей на полу в одном из помещений. Тут же в замурованной комнате играет в карты с сатаной граф Глэмис (говорят, что окна комнаты видны с улицы, а в ночь с субботы на воскресенье через замурованную деверь слышны голоса играющих). Также по замку прогуливаются сожженная на костре «ведьма», женщина без языка, замерзший мальчик-слуга и даже девочка-вампир.
По словам управляющего директора LondonDom.com Егора Шишковского, продавцы замков о «своих призраках» обычно стараются не рассказывать. Однако о приведениях хорошо осведомлены соседи. По крайней мере, клиенты компании о мистических обитателях приобретаемых метров узнавали, как правило, именно от посторонних.
В России тоже имеются свои «замки с призраками». Один из самых знаменитых — дворец «русского Гамлета», Павла I — Михайловский замок в Петербурге. Всю жизнь монарх отличался мнительностью и боялся заговоров. Также он питал большую страсть к европейской культуре, к средневековым замкам в частности. Результат логичен — Павел построил неприступную крепость. В ней его и убили спустя ровно 40 дней после переезда. Полупрозрачную фигуру императора, согласно городским легендам, и сейчас иногда видят в окнах здания.
Офис с «сюрпризом»
В менее известных постройках Северной столицы тоже случаются странности. По большей части в старинных домах: по словам управляющего директора департамента жилой недвижимости NAI Becar Катерины Соболевой, о призраках зачастую рассказывают жители коммунальных квартир на Васильевском острове и в Петроградском районе. Истории на любой вкус и цвет: и ощущения, что кто-то сидит на кровати, и гремящая сама по себе посуда, и открывающиеся ни с того ни с сего двери и окна в комнатах...
Москва тоже не отстает. Множество легенд, например, связано с московским метро. «Одна из них гласит, что по Кольцевой линии курсирует поезд-призрак. Он появляется раз в месяц, ближе к полуночи. Иногда его двери открываются для одного из стоящих на платформе. Войдя в вагон, человек больше не возвращается...», — рассказывает директор департамента городской недвижимости Kalinka Group Валерия Косенкова.
Происходит необъяснимое и в старинных особняках столицы, которые в наши дни чаще всего используются в качестве офисов. Случается, что с «предыдущими жильцами» этих домов встречаются арендаторы. Например, по свидетельствам одного брокера рынка коммерческой недвижимости, как-то раз его клиент решил срочно съехать из офисного особняка. Сначала свое желание арендатор объяснял высокой ставкой аренды, неподходящей локацией и другими обыкновенными причинами. Но когда выяснилось, что клиент ищет практически такой же офис в той же локации, со стороны консультанта последовали дополнительные вопросы. Клиент долго не решался признаться, но в конце концов сказал, что в этом особняке его нервируют странные звуки по вечерам (шаги, скрип полов, капающая вода). Он любил засиживаться в офисе допоздна — когда уходили все сотрудники и он оставался один, работать уже не получалось из-за «чьего-то присутствия». В итоге арендатор переехал в обычный бизнес-центр.
В числе известных «особняков с привидениями» в Москве — «Дом Игумнова» на Большой Якиманке. Сегодня это одно из самых красивых зданий столицы, построенное в псевдорусском стиле, а в 1895 году оно вызвало бурю осуждения и недовольства общественности. «Поддавшись общественному мнению, купец Игумнов подал в суд на архитектора. Тот, не выдержав двухлетней тяжбы, покончил с собой. Его дух после этого поселился в особняке. Потом компанию архитектору составил призрак возлюбленной купца — танцовщицы Варвары, которую Игумнов застал с любовником в особняке и в пылу ревности убил, а тело замуровал в стену. Привидение в белом платье видели многие постояльцы дома, который так и не обрел постоянного владельца — судьба самого Игумнова тоже не сложилась: попав в немилость императору, он был сослан в Абхазию», — рассказывает Валерия Косенкова.
После революции 1917 года здание передали врачу Александру Боганову для проведения опытов по переливанию крови (он утверждал, что благодаря переливанию молодой крови можно омолодить стареющий организм), от них он сам и скончался. Потом здание занимал Московский институт мозга (в нем изучили, в частности, и мозг Боганова), а с 1938 года дом передан французскому посольству.
Вообще же, мистические истории в коммерческих зданиях случаются не очень часто — наверное, поскольку не все арендаторы любят сидеть на работе по ночам. Но и среди бизнесменов встречаются суеверные, говорит заместитель директора департамента офисной недвижимости компании Praedium Нелля Имаметдинова. «Во время кризиса, когда появляется большой выбор офисов, арендаторы начинают выдвигать весьма неожиданные требования. Одно из самых частых — "рядом с кладбищем не предлагать". Еще топ-менеджеры бывают настолько суеверны, что на финальном этапе приглашают в офис специалиста по фэн-шуй», — делится опытом она.
Нехорошая квартира
Примечательно, кстати, что выбирающих жилье близость кладбища, как ни странно, беспокоит не так и сильно. «Обычно люди относятся к такому месторасположению спокойно — территория зеленая, да и соседи, как говорится, тихие», — поясняет руководитель офиса «Новослободское» департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость» Алексей Сенчук.
Среди старинных жилых домов в Москве особенно дурной славой пользуется, по словам Валерии Косенковой, дом на Берсеневской набережной (улица Серафимовича, 2), построенный в 1930 годы для представителей элиты. «В дом заселяли высокопоставленных госслужащих, партийных деятелей, артистов, ученых. Но судьбы тех, кто здесь жил в то время, печальны и подозрительно похожи. Большинство жильцов или были репрессированы, или исчезли без следа, или покончили с собой… Говорят, что их духи все еще появляются здесь».
При этом, как отмечает директор департамента элитной недвижимости Est-a-Tet Анна Карпова, боятся этого дома в основном иностранцы — русских «мистичность» здания не особенно волнует. О приведениях в обыкновенной «вторичке», по словам эксперта, тоже иногда рассказывают: «Несколько раз в нашей практике были жалобы от арендаторов на странные посторонние звуки в квартирах, сами собой открывающиеся окна, вещи, которые "перемещаются" в пространстве. Потом выяснялось, что в квартире недавно кто-то умер».
А некоторые квартиросъемщики, бывает, даже видят бывших владельцев занимаемой жилплощади и находятся с ними во вполне «дружеских» отношениях. Например, по рассказам снимавшей квартиру в Сочи компании, на арендованные метры заглядывала некая «бабка». Чаще всего она возникала на кухне, рядом с холодильником, когда в нем появлялась водка. Дело в том, что раньше эта квартира принадлежала пожилой женщине, которая имела слабость к алкоголю. Арендаторов бабушка совсем не смущала, поскольку ничего плохого им не делала.
Менее дружелюбное поведение проявляло «нечто» в московском доме — по какой-то причине оно мешало агенту продавать недвижимость. «Каждый раз перед приездом клиентов на внутренних стенах появлялись странные следы, похожие на жирные пятна. Их отмывали, но все было в порядке ровно до приезда следующих клиентов. В итоге объект очень долго продавался — покупатели думали, что это протечки», — рассказывает Алексей Сенчук.
Другой мистический случай при продаже квартиры вспоминает управляющий директор брокерского департамента «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости» Александр Москатов: «Мы продавали хорошую квартиру, на которую, по идее, покупатель должен был найтись очень быстро. Однако полгода ничего не получалось. Всем потенциальным клиентам, входившим в квартиру, сразу становилось не по себе. В итоге риелтор случайно обнаружила в квартире... урну с прахом — она стояла на столе под полотенцем. Оказалось, что семья бывшей владелицы никак не могла найти время, чтобы похоронить свою родственницу. Как только ритуал был совершен, объект сразу же продался».
А директор департамента вторичного рынка «ИНКОМ-Недвижимость» Михаил Куликов приводит в пример совсем жуткую историю: «В один из наших офисов однажды обратился парень — ему требовалась помощь в оформлении прав собственности на жилплощадь. Клиенту вот-вот должно было исполниться 18 лет, он жил он в большой трехкомнатной неприватизированной квартире, но совсем один: все остальные члены его семьи умерли в ней буквально в течение года — по разным причинам. За день до сделки парень погиб — на него напал грабитель на лестничной площадке. Так за один год умерло пять членов одной семьи в одном доме».
Мистических историй о новостройках, конечно, гораздо меньше. В новых домах, понятно, сложнее обнаружить урны с прахом и замурованные скелеты неверных любовниц. Хотя несчастные случаи на стройках, несомненно, бывают. И все же,самый верный способ получить «потусторонних соседей» — поселиться в старинном доме с таинственной и жутковатой историей — особенно, если в ней фигурируют несчастная любовь и прочие страсти.