В Литве полным ходом идет разбирательство по поводу «российских спецназовцев», высаживавшихся, по мнению местных властей, на территорию прибалтийской республики. В начале апреля чиновники высокого ранга заявили о «вторжении диверсантов из РФ» на побережье Литвы. Кроме того, несколько дней назад литовцев взбудоражили сообщением о российских вертолетах, якобы нарушивших государственную границу страны. «Лента.ру» разбиралась, с чем связано обострение шпиономании.
Таинственный спецназ
В начале апреля Департамент госбезопасности Литвы опубликовал доклад о внешних и внутренних недругах государства. Среди прочего в документе был пассаж, который сразу привлек внимание прессы: «В 2015 году около государственных границ Литвы часто замечали активность беспилотных летательных аппаратов со стороны России и Белоруссии. Есть признаки, что российские военные подразделения специального назначения в мирное время осуществляют проникновения в иностранные государства».
Вслед за этим председатель парламентского комитета по национальной безопасности Артурас Паулаускас заявил, что некие диверсанты, якобы прибывшие из Калининградской области, могли тайно высадиться близ туристического поселка Юодкранте, расположенного на Куршской косе в двадцати километрах от Клайпеды и в тридцати километрах от российской границы. Правда, Паулаускас оговорился, что не уверен полностью в этой информации. Дескать, «есть вероятность», но какова она, судить сложно.
После столь тревожных сообщений град вопросов обрушился и на премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса. Но тот ограничился многозначительными намеками. «Я не могу рассказать, это секретная информация. Службы среагировали своевременно и надлежащим образом», — веско заметил он. Литовские эксперты предположили, что «диверсанты» могли отрабатывать атаку на терминал сжиженного природного газа в Клайпеде. Гигантский корабль Independence с голубым топливом из Норвегии пришвартовался тут в октябре 2014-го. В стране это шумно отпраздновали как начало «энергетической независимости» от России.
Нападение, которого не было
По мнению литовцев, россияне могли репетировать и атаку на радиолокационную станцию ВВС Литвы в Юодкранте. «При моделировании потенциальных боевых действий именно силам спецподразделений, диверсантам прежде всего, пришлось бы обезвредить эту военную инфраструктуру, чтобы открыть путь для незамеченного прихода более крупных сил», — поделился собственной версией загадочных событий специалист по вопросам безопасности Александрас Матонис.
Само собой, возник вопрос, почему Литва не выразила официальный протест Москве и не обратилась с жалобой в НАТО? «Прошу предоставить информацию, какие службы это зафиксировали и как отреагировали? Что значит "отреагировали должным образом"? Означает ли это, что нелегальные вооруженные диверсанты были арестованы, а может быть, уничтожены?» — вопрошала премьера бывший министр обороны Литвы Раса Юкнявичене. Однако до сих пор власти говорят о событиях в Юодкранте крайне туманно, ссылаясь на секретность. На ниве загадочного молчания распространились слухи, что речь идет о событиях, произошедших еще до 2015 года. Прояснить ситуацию попросили президента Далю Грибаускайте. «Я хотела бы пошутить, но не знаю, стоит ли... Любая полученная разведкой информация, какой бы она ни была, не должна комментироваться, так никто не должен поступать», — отвертелась глава государства.
А вскоре грянул новый скандал. В Службе охраны государственной границы (СОГГ) при МВД Литвы заявили о том, что со стороны Российской Федерации, к городку Лаздияй, 12 апреля приблизились три вертолета, которые, «возможно, пересекли государственную границу». Глава СОГГ Ренатас Пожела рассказал, что вертолеты с земли заметил один из сотрудников службы. «Пограничник оценил ситуацию так, что это было нарушение рубежей. Но мы говорим о возможном нарушении, а подтвердить или опровергнуть это должны военные», — пояснил Пожела. По его словам, летательные аппараты были без опознавательных знаков. Все это вызвало иронию у многих представителей общественности, предположивших, что увидевший неизвестные вертолеты пограничник находился в тот момент под воздействием горячительных напитков. Позже и представителю Объединенного штаба ВС Литвы Томасу Пакальнишкису пришлось признать, что вторжения все-таки не было.
Суть всех эти казусов ясна. В Литве усиленно нагнетается страх перед нападением со стороны России. В государстве полно социальных проблем, который год фиксируется отток населения, покидающего страну в поисках лучшей доли на чужбине. Перманентная истерика по поводу «российской агрессии» позволяет отвлечь внимание от этих бед.
Госбюджет на текущий год предусматривает, что на армию уйдет 1,48 процента ВВП. Рост по сравнению с прошлым годом — почти 30 процентов (с 425 миллионов до 575 миллионов евро). В течение ближайших пяти лет Вильнюс, восстановивший в прошлом году отмененный несколько лет назад армейский призыв, намерен увеличить свои вооруженные силы втрое — до 31 660 человек. За последнее время Литва заключила ряд договоров о приобретении дорогостоящей военной техники у немецких, американских и норвежских производителей. В частности, речь идет о противотанковых и зенитных ракетных комплексах, гаубицах, бронетранспортерах и радарах.
Нагнетание нервозности
«В начале июля Литве и другим странам "новой Европы" предстоит участвовать в саммите НАТО в Варшаве. Задача восточноевропейских элит на этом мероприятии — доказать союзникам по Североатлантическому альянсу необходимость строительства постоянных сухопутных баз НАТО на границе с Россией. Руководство альянса хотят убедить отказаться от своих обязательств по Основополагающему акту 1997 года, без малого двадцать лет определяющему отношения НАТО с Россией. Однако ресурс для дальнейшей эскалации конфликта между НАТО и Россией в настоящее время почти исчерпан. По Украине стороны согласны с необходимостью реализации минских соглашений, по Сирии между руководством России и США проведены успешные переговоры, результаты которых все сейчас видят. Странам Западной Европы категорически не хочется создавать на пустом месте новый конфликт с Россией, соглашаясь на разрыв Основополагающего акта и размещение баз НАТО на востоке ЕС», — высказал свое мнение «Ленте.ру» калининградский политолог Александр Носович, специализирующийся на изучении стран Балтии.
Задача Восточной Европы в таких условиях, добавляет он, в том, чтобы убедить западных союзников в реальности угрозы со стороны России и необходимости превентивных мер. «Больше всех в этом заинтересованы Польша и страны Прибалтики. Отсюда и попытки возродить к жизни фантом "русской угрозы": русская подводная лодка, которую недавно "видела" Латвия у своих берегов, "зеленые человечки" в Юодкранте, российские военные вертолеты, якобы летавшие над территорией Литвы, хотя радары их не зафиксировали. Эти фобии, навязчивые идеи и галлюцинации по мере приближения саммита все более востребованы в Прибалтике», — полагает Носович.
Депутат Вильнюсского горсовета Ромуальда Пошевецкая в беседе с «Лентой.ру» отметила, что информация о высадке российского спецназа — совершенно анекдотическая. «На мой взгляд, война с призраками "зеленых человечков" принимает у нас характер навязчивой галлюцинации. Шпиономания выросла до гиперболических размеров, когда под каждой кроватью мерещится российский агент. Совсем недавно, к примеру, к врагам народа были причислены литовские учителя, вышедшие на митинг с требованием более высокой зарплаты. В отчете Департамента госбезопасности к "пятой колонне" отнесены Русская православная церковь и русские школы. Однако все формулировки настолько обтекаемы и лишены конкретности, что вызывают недоумение. Звучат заявления о том, что критика властей в условиях информационной войны подрывает устои государства. Но не получится ли так, что безответственное запугивание населения и нагнетание нервозности подорвет доверие к институтам власти и отечественным спецслужбам?» — резюмирует политик.