Из рук в руки Зачем «Лукойл» нацелился на госпакет «Башнефти»

Фото: Сергей Карпухин / Reuters

«Лукойл» активно интересуется «Башнефтью» и надеется, что правительство в ходе объявленной приватизации госактивов продаст весь свой пакет. О своем желании приобрести контрольный или миноритарный пакет акций «Башнефти» крупнейшая частная российская компания уведомила правительство еще в начале февраля.

«По "Башнефти" — да, нам интересен этот актив. Мы надеемся, что правительство примет решение по продаже всего своего пакета. Это будет иметь и дополнительную стоимость, и правительство уже в лице нашей компании имеет реального покупателя. Риски не продать пакет минимальны», — заявил глава «Лукойла» Вагит Алекперов, сообщало РИА Новости.

Помимо «Лукойла» на акции «Башнефти» претендуют и другие покупатели. Так, компания «Татнефтегаз» заявляла о намерении приобрести госпакет «Башнефти» во временное владение — на десять лет; предложение «Татнефтегаза» было поручено рассмотреть помощнику президента Андрею Белоусову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву при проработке вопросов приватизации.

В «Лукойле» выразили надежду на то, что компания сможет поучаствовать в конкурсе на приобретение пакета «Башнефти», однако отметили, что любую цену за этот актив компания платить не будет. Алекперов также не поддержал предложенную главой «Башнефти» схему продажи компании — 50 процентов стратегу и 10 процентов на рынке. По его словам, «это чистые потери для федерального бюджета».

При этом, как отмечает «Новая газета», «Лукойл» претендует не только на 50,08 процента акций, находящихся в собственности Росимущества, но и намерен договориться с руководством Башкортостана, контролирующим 25 процентов плюс одна акция «Башнефти», чтобы выкупить и этот пакет. Впрочем, глава «Лукойла» пояснил, что компания пока не ведет переговоры с властями Башкирии относительно продажи их пакета.

О том, что власти рассматривают два варианта приватизации компании, на прошлой неделе сообщил и министр экономического развития Алексей Улюкаев, подчеркнув, что Минэкономразвития не видит смысла в продаже пяти-десяти процентов акций «Башнефти» на бирже, а считает целесообразным предлагать на рынке блокирующий пакет. Финальный вариант приватизации компании будет зависеть от предложений банков-консультантов, которые они должны представить к концу мая.

Вагит Алекперов

Вагит Алекперов

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Самый ценный актив

Почему «Лукойл» так настойчиво интересуется госпакетом «Башнефти»? По мнению Владимира Милова, бывшего заместителя министра энергетики России, директора «Института энергетической политики», мнение которого приводит «Новая газета», «Башнефть» интересна «Лукойлу» из-за месторождений Требса и Титова.

«Башнефть» получила права на эти участки в 2011 году, они считаются крупнейшими среди разведанных скоплений нефти в континентальной части России: совокупные запасы оцениваются в 140 миллионов тонн.

В декабре того же года лицензия была переоформлена на «Башнефть-Полюс», 25,1 процента долей в которой приобрела компания «Лукойл». Разработка месторождений началась в августе 2013 года. Однако Владимир Милов не исключает, что «Лукойл» все-таки купит «Башнефть» и впоследствии башкирская компания будет поделена. Покупатель заберет лишь лицензию на месторождение, а все остальное может продать. Если это предположение верно, то становится понятным и желание «Лукойла» выкупить долю, принадлежащую властям республики, — ведь тогда против распродажи компании возражать будет некому.

Деприватизация

На сегодняшний день государству принадлежит 60,16 процента голосующих акций (50,08 процента уставного капитала) «Башнефти», Республике Башкирия — 25,79 процента голосующих акций (25 процентов уставного капитала).

Госкомпанией «Башнефть» стала 9 декабря 2014 года по решению арбитражного суда от 30 октября того же года, согласно которому в госсобственность были возвращены 71,6 процента акций «Башнефти», принадлежавших до этого АФК «Система» Владимира Евтушенкова.

АФК «Система» приобрела контрольные пакеты акций предприятий башкирского ТЭКа 30 марта 2009 года; сделка была оценена в 2,5 миллиарда долларов. Акции приобретались на кредитные средства, выданные ВТБ под залог акций «Башнефти» и 17 процентов акций МТС. Если учесть, что еще в 2005 году АФК «Система» за 600 миллионов долларов купила блокпакет акций нефтяной компании, в марте 2009 года под контролем Евтушенкова оказались 76,52 процента уставного капитала «Башнефти».

Фото: Максм Змеев / Reuters

В апреле 2014 года было возбуждено уголовное дело по факту незаконной продажи акций нефтяной компании «Башнефть». 15 сентября 2014 года в рамках дела «Башнефти» было также предъявлено обвинение в легализации денежных средств главе АФК «Система» Владимиру Евтушенкову. Его поместили под домашний арест, но 17 декабря Евтушенков был освобожден, а обвинение в отмывании денег снято.

В декабре 2014 года Следственный комитет России объявил бывшего главу «Башнефти» Урала Рахимова в международный розыск. Его обвинили в хищении денег при продаже в 2009 году «Башнефти» структурам АФК «Система». Следствие полагает, что акции были куплены по заведомо заниженной цене — со «скидкой» 500 миллионов долларов. Позже стало известно, что обвиняемый в хищениях Рахимов находится в Австрии; в мае 2015 года Министерство юстиции этой страны получило запрос на экстрадицию бывшего главы компании в Россию, однако Земельный уголовный суд Вены от экстрадиции отказался.

30 октября 2014 года Арбитражный суд Москвы по иску Генпрокуратуры вынес решение об изъятии 71,6 процента акций «Башнефти» у АФК «Система» и ее «дочки», компании «Система Инвест», и возвращении этого актива в госсобственность. Судебное решение о возвращении акций «Башнефти» в государственную собственность было исполнено 9 декабря 2014 года.

Продать и снова купить

Но в период между 30 октября и 9 декабря совет директоров нефтяной компании утвердил сделки по продаже нефтепродуктов на сумму в 443 миллиарда рублей (88 процентов балансовой стоимости компании). В частности, контракты были заключены с фирмами «Эксим Групп» (на 85 миллиардов рублей), «Арктик Бункер» (85 миллиардов рублей), Trubond Limited (98,5 миллиарда рублей), «Минко Энтерпрайз лимитед» и «Трейд Нафта» (83 миллиарда рублей).

Эти компании контролирует предприниматель Михаил Голубь, поэтому «Башнефть-Полюс» практически всю нефть, добываемую на месторождении Требса и Титова, реализовала структурам, подконтрольным одному человеку и по ценам ниже рыночных, сообщает «Новая газета». Впоследствии сырье продавалось единственному покупателю — ООО «Лукойл-Резервнефтепродукт», поскольку других компаний в регионе нет.

При этом «Лукойл» приобретает сырье по рыночной цене, что дает возможность предполагать, что разница между ценой покупки нефти у «Башнефти» и ценой реализации «Лукойлу» распределяется между участниками схемы через офшоры. Более того — по мнению экспертов, возвращение акций нефтяной компании в госсобственность прошло не без потерь. Депутат башкирского парламента Ильдар Исангулов, мнение которого приводит «Новая газета», отмечает, что по итогам деприватизации «Башнефти» государству вернулось менее половины того объема собственности, что Евтушенков приобрел у Урала Рахимова.

Фото: Андрей Коршунов / «Коммерсантъ»

Кроме того, по итогам поверки аудиторами учета готовой продукции в филиалах «Башнефти» — «Башнефть-Уралнефтехим» и «Башнефть-Новойл» — выявились масштабные нарушения. Среди них, например, «не отражение в учете поступления или отгрузки нефтепродуктов», занижение реальных объемов выпуска продукции «путем сокрытия остатков в резервуарах и трубах», манипуляции с «товарными потерями» и данными об отгрузке железнодорожным транспортом. К примеру, зафиксированы случаи, когда бензин и дизтопливо в отчетах снова «превращаются» в сырую нефть. Есть и такой показатель, как учет товарных потерь, который превысил норму в 2,5 раза: только в июне 2015 года «Уралнефтехим» «потерял» 173 404 тонны бензина и 26 982 тонны дизельного топлива.

По мнению экспертов-нефтяников, отмечает «Новая газета», исходя из цифр аудиторского отчета, можно сделать предположение, что хищения на предприятиях «Башнефти» приняли масштабы стихийного бедствия.

Если изучить список структур, которым компания «Лукойл-Резервнефтепродукт» продает нефть, выясняется, что одним из крупнейших партнеров этой компании является «Башнефть». Как полагает издание, «Башнефть» покупает у «Лукойла» свою собственную нефть, прокачанную через компании, контролируемые Михаилом Голубем, и «Лукойл-Резервнефтепродукт». Но «Башнефть» — это еще и крупный переработчик: в ее нефтеперерабатывающий комплекс входят три нефтеперерабатывающих завода — «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ» и «Башнефть-Новойл». Их суммарная мощность рассчитана на переработку 24 миллионов тонн нефти в год.

В 2015 году «Башнефть» добыла 19,9 миллиона тонн нефти. Это означает, что весь полученный объем компания могла бы перерабатывать на своих НПЗ и реализовывать на внутреннем рынке либо поставлять на экспорт уже готовую продукцию — бензин, дизельное топливо, керосин, машинные масла, мазут и так далее. Однако получается, что компания не только не перерабатывает и не продает, но торгует собственной сырой нефтью и тут же покупает чужую. Например, летом 2015 года «Башнефть» подписала с компанией «Лукойл-Резервнефтепродукт» долгосрочный договор о покупке нефти на 192 миллиарда рублей. Срок действия соглашения — до 31 января 2017 года с возможностью пролонгации до 31 июля 2018 года. У «Башнефти» есть и другие долгосрочные договоры, в том числе с компаниями, зарегистрированными в офшорах. Стоит ли ожидать, что претенденты на покупку госпакета этого нефтедобытчика будут заинтересованы в том, чтобы изменить положение дел внутри компании в лучшую сторону?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше