10 мая состоялся всемирный релиз «Uncharted 4: Путь вора» — главного эксклюзива для игровой консоли PlayStation 4 и по совместительству финальной части саги об охотнике за сокровищами Нейтане Дрейке. «Лента.ру» вспомнила историю серии и выяснила, почему разработчикам удался столь впечатляющий эпилог.
Юбилей кладоискателя
Сложно поверить, но вечно молодой искатель приключений Нейтан Дрейк на экране уже без малого десять лет. Uncharted: Drake’s Fortune вышла еще в декабре 2007-го, мгновенно ворвалась в топы геймерских чартов и с тех пор служит эталоном в жанре приключенческих боевиков.
А ведь до этого разработчики из Naughty Dog все силы отдавали забавным аркадам. В 1994 году они приступили к разработке знаменитой серии Crash Bandicoot, превратившейся в талисман первой PlayStation.
Кстати, у игры были все шансы на провал: долгое время она называлась «Вомбат Вилли». Дело в том, что изначально команда считала, что на роль главного героя идеально подходит не самый активный обитатель Австралии вомбат. К счастью, с ним не срослось, а Crash Bandicoot пережил два официальных продолжения и один спин-офф, аркадные гонки Crash Team Racing.
В 2001 году Naughty Dog вошла в Sony Computer Entertainment и приступила к работе над играми для новейшей консоли PlayStation 2. После выхода культовой серии Jak and Daxter разработчики задумались о чем-то более серьезном, масштабном и реалистичном. Вместо мультяшного героя хотелось создать настоящего живого персонажа. В этот момент очень удачно дебютировала PlayStation 3, на которой и вышла первая часть о приключениях Нейтана Дрейка.
Хотя многие игровые издания назвали Drake’s Fortune лучшей игрой года, не всем она пришлась по душе. Критики справедливо отмечали, что на PlayStation 3 пока не так много качественных игр и выбирать просто не из чего. К тому же главный герой, неунывающий охотник за сокровищами Нейтан Дрейк, выглядел очевидной копией Индианы Джонса. Или, что еще хуже, мужской версией Лары Крофт, первая часть приключений которой появилась аж в 1996-м. Нейтан даже получил прозвище dude raider.
Однако в его действиях была настоящая непосредственность: он свободно порхал по всему миру в обществе журналистки Елены Фишер и благородного плута Виктора Саливана в поисках пиратских сокровищ, воплощая образ идеального охотника за удачей.
Сиквел Uncharted 2: Among Thieves вышел в октябре 2009-го. Здесь Дрейк замахнулся ни много ни мало на поиск божественного камня Чинтамани, сердца Шамбалы. География игры расширилась до Непала, Стамбула, Гималаев и, собственно, Шамбалы. Разработчики сделали не просто экшен от третьего лица, а интерактивный боевик с рваным повествованием, десятком героев, мистическим финалом и уникальными эпизодами, для которых в Naughty Dog придумали специальный термин — active cinematic experience. Один из них — знаменитая сцена в висящем над пропастью поезде.
Таких моментов было не очень много, но каждый выжимал из игрока литры пота и запоминался навсегда. Перестрелка на движущемся поезде, храм, представляющий собой одну гигантскую головоломку, побег из Шамбалы по рушащемуся под ногами мосту...
Но недоброжелатели продолжали свою подрывную деятельность. С техническими огрехами Uncharted 2 связан мем «Лицо Дрейка» или Drakeface. Картинку с размытым фасом главного героя с закрытыми глазами обожали использовать в интернет-битвах на тему посредственности игр для консолей.
Сложно сказать, как восприняла бы аудитория Uncharted, если бы все в ней происходило на полном серьезе. Мифы о затерянных городах, перемежаемые сценами мутации сербского боевика Зорана Лазаревича, испившего сока Древа жизни, невозможно воспринимать без иронической улыбки. Впрочем, общий тон все равно задает Дрейк, который шутит постоянно, по поводу и без. Игривость поддерживают и разработчики Uncharted, и ее издатели. В промо третьей части Uncharted 3: Drake’s Deception, например, принял участие Харрисон Форд, тот самый Индиана Джонс. Теперь его очередь восторженно цокать языком.
Эпичный финал
В той же забавной манере стартует и четвертая часть игры. В самом начале нам дают понять, что Дрейк остепенился и отошел от дел. В его доме — да, Нейтан теперь примерный семьянин — сувениры из поездок заброшены на чердак. Любую безделушку можно взять с полки и покрутить в руках, и о каждой герой скажет пару слов. А потом возьмет игрушечный пистолет и будет стрелять пластмассовыми шариками по развешанным под потолком побрякушкам. С приключениями покончено? Как бы не так: семейный ужин и рассказ супруги об очередном рабочем дне, похоже, не очень увлекают Дрейка. Его взгляд останавливается на фотографии тропического острова, и вот он снова в пути. На сей раз идет по следу сокровищ знаменитого буканьера Генри Эвери. Впереди — залитые солнцем равнины Мадагаскара, полные ловушек пещеры, гонки с броневиками и пиратское золото.
Правда, разработчики всеми силами стараются подчеркнуть, что главный герой все же постарел. Это отчетливо чувствуется в диалогах, где часто недостает той самой искорки, что заставляла смеяться в голос и незамедлительно растаскивать реплики Дрейка на цитаты. Но это с лихвой искупается новыми действующими лицами, в том числе харизматичным братом главного героя Сэмом. А по-настоящему эталонными персонажами вышла парочка злодеев — богач Рейф и его боевая подруга Надин, которые не ограничиваются банальной жаждой наживы и по какой-то таинственной причине хотят поквитаться с Дрейками.
Что касается самого геймплея, то главное преимущество финальной части — нелинейность уровней. Почти в каждой локации есть несколько путей прохождения, а также множество ответвлений и тайников. Лучше всего это чувствуется в той самой миссии на Мадагаскаре, которую разработчики демонстрировали незадолго до релиза. В распоряжении игрока — целая африканская саванна со множеством извилистых путей и обилием дополнительных квестов.
В Naughty Dog прислушались к мнению фанатов, считающих, что Нейтан — не супергерой, уничтожающий меткими выстрелами сотни врагов. В игре ощутимо сократилось количество перестрелок, а возросший искусственный интеллект противников порой заставляет просчитывать уровень вплоть до конкретных шагов. Отдельные неудобства доставляет полностью разрушаемое окружение, не позволяющее отсидеться в укрытии и восстановить здоровье. Противники буквально парой очередей прошивают дощатые стены и расщепляют валуны, так что игроку приходится под ливнем пуль перебегать с места на место и отстреливаться.
В то же время большинство стычек с наемниками можно завершить, не привлекая лишнего внимания, поскольку стелс-механика наконец-то работает как надо. Отмечаешь врагов на карте, а затем тихо обезвреживаешь. Некоторых стычек и вовсе удается избежать, просто незаметно миновав полную головорезов локацию.
В свободное от боев время Нейтан занимается акробатикой и решением нехитрых головоломок, что более-менее соответствует духу серии. Разнообразить исследование призван новый гаджет в арсенале главгероя — специальная альпинистская кошка. Ее часто приходится применять для решения занятных головоломок и в случае неожиданных нападений на врагов. Как правило, она помогает как следует раскачаться, чтобы зацепиться за уступ на другом конце уровня, подтянуть тяжелый предмет или разрушить ветхую балку, мешающую героям пройти дальше.
Брюс Уиллис и Индиана Джонс
Но по-настоящему восхищает то, что в Uncharted 4 полно приятных мелочей и сюрпризов. Любителей предыдущих частей ждут неожиданные продолжения давно забытых историй. Например, события в панамской тюрьме уже упоминались в завязке «Судьбы Дрейка». Все эти штрихи необязательны, игра была бы хороша и без них. Но именно в таких мелочах кроется отличие просто хорошей игры от по-настоящему живой и культовой.
Самое важное, что во всех играх серии разработчики смогли сохранить характеры персонажей и общий дух авантюризма. Нейтану Дрейку невозможно было бы сопереживать, будь на его месте невозмутимый немой персонаж. К счастью, создавали героя именно как «живого простого парня», и помимо вполне ожидаемых отсылок к Харрисону Форду и Ларе Крофт, в Naughty Dog явно оглядывались на образы Брюса Уиллиса и создателя сериала «Чудаки» Джонни Ноксвилла, любителя съехать с горы в тележке из магазина или посидеть голой задницей в муравейнике.
Во многом за это игра и полюбилась фанатам по всему миру. Герой в ней не супермен, ведь он плохо дерется и кое-как стреляет. Он ошибается и шутит над этим, носит джинсы и футболку, часто не очень свежую. А вместо сражения с сотней врагов предпочитает спрятаться в высокой траве. Но именно это и отличает Uncharted от десятков других приключенческих боевиков. И очень жаль, что игроки не смогут в пятый раз помочь Дрейку в погоне за очередными сокровищами.