«Пусть стаканы будут разными» Франсуаза Лабро: женщина, которая знает о хрустале все

Цикл 55-й миланский Международный мебельный салон

Фото: пресс-служба Baccarat

В дни выставки Salone del Mobile-2016 в Милане французский производитель хрусталя Baccarat представил инсталляцию Lumières Out of the box, составленную из объектов Марселя Вандерса, Арика Леви и других знаменитостей мира дизайна. Франсуаза Лабро, арт-директор дома, два года назад отметившего 250-летие, рассказала «Ленте.ру» о новейших технологиях в традиционном ремесле и о том, как выглядит идеальный декор современного дома.

«Лента.ру»: Baccarat — дом с весьма богатой и длинной историей, которая началась еще в XVIII столетии, и у многих он ассоциируется только с классическим хрусталем. Как эта репутация сочетается с работой на вашу компанию современных промышленных дизайнеров?

Лабро: Baccarat всегда был и оставался современным, мы шагали в ногу со временем и сотрудничаем с дизайнерами уже не одно десятилетие. Первым был Жорж Шевалье, который работал на компанию с 1916 года более 50 лет. Он делал потрясающие вещи, некоторые мы производим по сей день, они входят в наш каталог. Современный дизайн, реализованный по старинным технологиям, с соблюдением всех тонкостей производственного процесса работы с хрусталем на нашей мануфактуре во Франции, — это нечто особенное. Кстати, вы знаете, что именно дом Baccarat первым создал электрическую хрустальную люстру-шандельер тогда, когда само по себе бытовое использование электричества казалось экзотикой? Сейчас мы широко используем LED — светодиодные приборы. Это новая, очень интересная технология, позволяющая делать плоские светильники. Мы использовали LED в модели Medicis XXL от Ханса ван Бентема. Другая новая технология «хрустальной плитки», которую использовал Арик Леви для люстр Tuile de cristal: вы делаете цветные детали и формируете из них объект.

Вам как арт-директору приходится сохранять этот баланс классики и современности. Это сложно?

Да, довольно сложно. Нужно постоянно быть в курсе новых веяний, посещать дизайнерские выставки, отслеживать появление новых многообещающих промышленных дизайнеров и поддерживать отношения с мэтрами — такими как Филипп Старк, который работает с Baccarat уже много лет и все время умудряется придумывать нечто новое и оригинальное; как Патрисия Уркиола, Хайме Айон, Nendo, Микеле де Луки, Марсель Вандерс. В нашем проекте на Lumières Out of the box, кроме люстр Вандерса, выставлялись объекты Арика Леви и Ханса ван Бентема, которые я уже упоминала. Это единственный способ создавать и продвигать новый продукт, интересный клиенту и оригинальный, единственный способ сохранить исторический дом и сделать его успешным в будущем. Мы должны быть гибкими, хотя применительно к хрусталю это не так уж просто (смеется). Но мы находим решения.

Как вы решаете, какого дизайнера пригласить для совместного проекта с Baccarat?

Это просто, поскольку критерий всего один — талант. Вот распознать новый талант, найти его бывает непросто. Важно, чтобы дизайнер был настроен на работу с хрусталем, чувствовал его, поскольку это основной наш материал как 250 лет назад, так и теперь. Есть же специалисты, которые работают только с металлом или пластиком. А нам важно, чтобы тот или та, кто будет создавать коллекцию с Baccarat, поддерживал наши традиции, ценил наше наследие. Дизайнер, конечно, создает собственное оригинальное произведение, но все же это коллаборация художника и бренда, они и вдохновляют друг друга, и влияют друг на друга. От дизайнера в дело идет талант, от нас — наши технологии и мастерство.

Многие люди сейчас стремятся упростить свой быт, руководствуясь в том числе идеями разумного потребления и экологии. Почему, на ваш взгляд, все же стоит тратить время и деньги на декор стола, хрустальные люстры и тому подобное?

Сейчас совсем не обязательно, как это было сто или пятьдесят лет назад, покупать только очень дорогие вещи для дома, будь то светильники или посуда, чтобы подчеркнуть свой статус. Раньше это начиналось со свадьбы — молодым дарили огромный набор посуды и хрусталя, который запирался в шкаф, хранился там годами и воздвигался на стол только по самым торжественным поводам. Сейчас все иначе. Никто никому не диктует, что именно и в каких сочетаниях ставить на стол. Вы можете выбрать хрусталь на каждый день и миксовать его с другими материалами — например, возобновляемыми, с цветным стеклом, которое не обязательно должно быть одного цвета. Если нравится и красный, и синий, и зеленый — пусть стаканы будут разными. Можно использовать посуду и приборы разной формы, из разных коллекций, разной цены. Это не такие большие денежные затраты. А тратить время на обустройство и декор дома свойственно многим людям, которым хочется жить в красоте и комфорте, — но в их собственном понимании красоты и комфорта. Декор стола — это пространство для фантазии, некое игровое поле, где каждый может реализовать свои творческие возможности. Играть с фактурами, цветами, деталями, создавать свои собственные сеты.

В вашей коллекции есть старинные предметы Baccarat, фамильные вещи?

У меня есть бокалы Harcourt, которые достались мне от двоюродной бабушки. Я любовалась ими, когда еще была ребенком, и уже тогда мечтала, что когда-нибудь они станут моими. Став взрослой, кроме этих фамильных бокалов, я начала собирать собственную коллекцию. В ней есть несколько вещей Жоржа Шевалье, например, те, что он делал для Baccarat в 1930-е годы, сет для шампанского от Патрисии Уркиолы. Сейчас я подумываю приобрести небольшой светильник от Хайме Айона.

Все же Айон — очень странный дизайнер, особенно в сочетании с классическим брендом.

Айон — очень хороший дизайнер. Превосходный! У него отличное чувство юмора, которое он продемонстрировал в коллекции хрустальных животных для нашей марки.

Что вы думаете о России, российских клиентах?

Я часто бываю в вашей стране, мне нравится Санкт-Петербург, это очень красивый город, и Москва — она привлекает своей энергией, деловой активностью. Я трижды была в Большом театре, это было замечательно. Один из лучших театров в мире. Говорят, там очень дорогие билеты — но я не платила, меня пригласили (смеется).

В чем, на ваш взгляд, секрет французской элегантности, о которой так много говорят?

В деталях. Если говорить о женской элегантности, то француженка может быть очень просто одета, но она непременно тщательно выбирает аксессуары и продумывает свою прическу. Одежда может быть неброской, но непременно отличного качества и хорошо сидящей. Это же относится и к украшениям: мы делаем прекрасные ювелирные изделия, но и отличную бижутерию, потому что она позволяет расставлять нужные акценты без чрезмерных затрат, ее можно легко менять. В ближайшее время Baccarat представит очередную коллекцию украшений из стекла и металла, которая подойдет не только француженкам, но и элегантным женщинам во всем мире. Простые формы, не слишком большой размер, яркие цвета — они производят впечатление, поверьте.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше