Продолжают всплывать новые подробности расследования по делу о взятке, которое ведет ФСБ в отношении сотрудников Следственного комитета. Накануне, к примеру, у арестованных обнаружили коллекцию часов стоимостью 500 тысяч евро, а СМИ сообщили, что уголовное дело против своих подчиненных возбуждал лично глава ведомства Александр Бастрыкин. И все же вопросов остается больше, чем ответов. «Лента.ру» разбиралась в деталях расследования и узнала, кому и чем оно грозит.
«Это первый прецедент, когда дело по нарушениям сотрудника следственного комитета ведет не СК, а ФСБ, что вообще-то не предусмотрено российским законодательством», — говорит президент «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко. В силовых структурах уточняют, что случай не уникальный, но редкий: законодательство допускает такие действия, но по письменному указанию прокурора.
Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уклончиво отвечает на вопрос, на каком уровне должна была быть одобрена подобная операция. «В частном порядке такие расследования не проводятся», — признает он.
Про него знают очень мало
Материалы дела собирало управление «М», которое входит в структуру Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ России. СЭБ называют одной из наиболее влиятельных в ведомстве — тем более что нынешний глава ФСБ Александр Бортников до назначения возглавлял именно это подразделение.
Чуть более чем за месяц до задержания высокопоставленных следователей сообщалось, что в Службе экономической безопасности сменят руководителя. Называли и вероятного кандидата на должность главы СЭБ — генерал-лейтенанта Сергея Королева, который до недавнего времени возглавлял в ведомстве Управление собственной безопасности (УСБ).
Причем, по данным ряда СМИ, место для Королева освободилось не совсем штатным образом. К уходу на пенсию предыдущего руководителя Юрия Яковлева якобы подтолкнула отставка его подчиненного, проходившего свидетелем по делу о взяточничестве. Инициатором этого дела называли именно Королева.
О его официальном назначении главой СЭБ «Фонтанка» сообщила 8 июля. Журналисты вспомнили, что на счету управления, которое возглавлял Королев, — громкие антикоррупционные дела главы Коми Вячеслава Гайзера и сахалинского губернатора Александра Хорошавина. В обоих случаях расследование изобиловало обличающими подробностями, раскрывавшими интересные факты биографии задержанных и мгновенно ставившими крест на их политической карьере.
Про самого главу УСБ почти ничего не говорилось. «Я про него знаю очень мало. По моим ощущениям, это человек, который владеет в силу специфики своей службы огромным количеством информации», — ответил глава НАК на вопрос о новом руководителе СЭБ. Его попросили прокомментировать информацию о том, что в силовых структурах Королева считают «чистильщиком». «Работа такая», — был лаконичен Кабанов.
Авторитет к месту
Спустя несколько дней, 13 июля, был арестован криминальный авторитет Захарий Калашов по прозвищу Шакро Молодой. Поводом послужило дело о вымогательстве у собственницы ресторана Elements, возбужденное после стычки, которая произошла у этого заведения в декабре 2015 года и закончилась гибелью двух человек.
А еще через несколько дней ФСБ сообщило о следственных действиях в отношении высокопоставленных сотрудников СКР. Было возбуждено уголовное дело о получении взяток против Дениса Никандрова, Александра Ламонова и Михаила Максименко.
По словам собеседника «Ленты.ру», из троих арестованных наиболее интересна фигура заместителя начальника Управления собственной безопасности СКР Александра Ламонова. Невероятный для специфики отечественной правоохранительной системы случай — бывшего полицейского оперативника назначили на одну из ключевых должностей в СКР.
Ранее Ламонов служил в одном из территориальных подразделений УВД по ВАО. Причем сыщиком, по словам коллег, был отменным. Увы, за этой оценкой часто кроются и тесные связи с криминальным миром. Сейчас проверяются связи высокопоставленного офицера, и не исключено, что подходы к руководству ГСУ СКР по Москве братва нашла именно через него.
Что касается шефа Ламонова — Михаила Максименко, то у него репутация осторожного, опытного человека. В последние месяцы он сидел на чемоданах — впереди маячила длительная служебная командировка в Европу (около трех лет). По данным источника «Ленты.ру», Максименко должен был возглавить представительство от СКР в одной из международных организаций в Брюсселе. Не исключено, что его вероятная коррупционная связь была продиктована этим обстоятельством.
Замначальника ГСУ СКР по Москве Денис Никандров, по мнению источника «Ленты.ру», мог стать жертвой своей неосторожности, амбиций и неопытности. Молодой (ему недавно исполнилось 37 лет) генерал быстро сделал головокружительную карьеру. Как следователь он преимущественно занимался белыми воротничками. Вел дела в отношении высокопоставленных чиновников, таких как бывший мэр Волгограда Евгений Ищенко, экс-начальник ГУВД той же области Михаил Цукрук, глава отдела следственного управления Главной военной прокуратуры Андрей Сагура. Фигурировал в деле ЮКОСа и даже умудрился попасть в список участников преследования компании, переданный Конгрессу США Гарри Каспаровым.
Никандров не часто пересекался с настоящими уголовниками и не слишком хорошо ориентировался в раскладах сил криминального мира. Как прокомментировал источник «Ленты.ру», знакомый с ситуацией, иначе как глупостью вероятное заигрывание с ворами в законе генерала назвать нельзя.
Еще один любопытный факт биографии Никандрова — расследование им так называемого дела о крышевании подмосковными прокурорами нелегальных казино. Позже он был отстранен от участия в нем из-за нарушений в ходе обысков. Эта деталь весьма символична для расследования такого уровня — в банальной, пусть и многомиллионной, взятке подозревается один из главных борцов с коррупцией последнего десятилетия.
Насолили всем
Говоря о Шакро, собеседники «Ленты.ру» отмечают, что сам стиль расследования столичным главком уголовного дела о перестрелке с участием криминальных авторитетов — вопиющая демонстрация лояльности правоохранительной системы к ворам в законе.
Позитивно восприняли ситуацию с обысками в ГСУ СК по Москве представители уголовного розыска, с которыми побеседовала «Лента.ру». Источник в одном из подразделений УВД по ЦАО сообщил, что сыщики ОМВД Пресненского района были крайне возмущены ситуацией с уголовным преследованием своих коллег по злополучному делу о перестрелке у ресторана Elements.
«Дело о халатности оперативника Ильдара Шакирова и участкового Рената Зиннатулина, как считают многие оперативники в УВД по ЦАО, было "продавлено" окружением Шакро Молодого, — рассказывает источник «Ленты.ру» в правоохранительных структурах. — В конце перестрелки полицейские положили Итальянца (прозвище лидера одной из криминальных группировок Андрея Кочуйкова, участвовавшего в конфликте — прим. «Ленты.ру») и его сподручных, что называется, мордой в грязь под дулом пистолетов. Ему и его окружению это не понравилось, а затем последовало привлечение к уголовной ответственности Шакирова и Зиннатулина с последующими арестами».
«В ГСУ СК РФ дураков нет, все прекрасно понимали, что Алексей Кочуйков — правая рука Шакро, и не выйти в суд с продлением срока его содержания под стражей по забывчивости следователь не мог, — рассказывает источник «Ленты.ру» в силовых структурах. — Естественно, такие "небрежности" возможны только с одобрения высшего руководства. Но тут офицеры следствия поступили вразрез с интересами более могущественных структур».
Ситуативные оппоненты и долгосрочные потери
В целом же, по словам источника, следствие благоволило «воровской масти» на протяжении всего дела Шакро неоднократно. А после того как расследование вышло в публичное поле — вместе с деталями вроде коллекции золотых часов у сотрудников СКР, — это неизбежно скажется на имидже всего Следственного комитета, признают эксперты.
От задержанных — правда, с небольшой задержкой — уже пришлось отречься начальству. Официальный представитель СКР Владимир Маркин заявил, что «это, конечно, бросает тень на СКР, но работа по самоочищению будет продолжаться». Через два дня после задержания газета «Коммерсантъ», где до этого глава СКР Александр Бастрыкин выступал с программной статьей, сообщила, что именно Бастрыкин первым дал оценку материалам, собранным ФСБ на подчиненных и лично возбудил уголовное дело.
Но по данным источников газеты, замгенпрокурора Виктор Гринь, хотя и признал решение Бастрыкина обоснованным, в то же время посчитал, что ради объективности следует передать дело о коррупции в СКР другому ведомству. В качестве независимого правоохранительного органа было определено следственное управление ФСБ.
Разработка фигурантов дела велась с февраля, сообщили в силовых ведомствах агентству «Москва». На вопрос «почему сейчас?» официального ответа не дается. «Во-первых, в ФСБ люди поменялись. Во-вторых, там возникла ситуативная связка ФСБ и прокуратуры», — предполагает политолог Евгений Минченко.
Большинство наблюдателей соглашаются, что имиджевые потери ослабят позиции главы ведомства Александра Бастрыкина. На это указывают и другие факты. Так, на днях сообщалось об уходе на пенсию руководителя Главного следственного управления СКР по Москве Александра Дрыманова. В его кабинете, как отмечало издание LegalReport, также проходили обыски 19 июля. Звучали версии, что он отправился на заслуженный отдых не по собственной инициативе.
До недавнего времени Дрыманову якобы вместо пенсии прочили серьезное повышение: по данным источника, близкого к ведомству, он должен был занять пост заместителя главы СКР Александра Бастрыкина.