«Зарплата в России — не гарантия от бедности» На ВЭФ рассказали о блеске и нищете Дальнего Востока

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Восточный экономический форум (ВЭФ) подошел к концу. Инвестиции, территории опережающего развития, ресурсные богатства, поддержка бизнеса, превращение Владивостока в ворота из Азии в Европу — вот ключевые темы, поднятые в ходе ВЭФ. Не обошли стороной и проблему благосостояния местного населения. На территории, составляющей треть России, живут 6 миллионов человек. При этом уровень бедности превышает средний показатель по стране, а многие инфраструктурные трудности остаются нерешенными. «Лента.ру» подводит итоги ВЭФ-2016. Эксперты отметили, что Дальний Восток остается проблемным регионом с колоссальным потенциалом.

Регион бескрайних возможностей

Официальный старт ВЭФ-2016 дал полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. В кратком выступлении он назвал несколько цифр, свидетельствующих о том, что в его вотчине все в порядке.

Так, по словам Трутнева, на форуме подпишут 140 соглашений на 1,6 триллиона рублей. Не забыл он упомянуть и об успехах прошлого. Чиновник сообщил, что в течение трех лет власти ежемесячно принимали решения, облегчающие жизнь дальневосточному бизнесу. И результат не заставил себя ждать.

Благодаря усилиям государства в регион потекли инвестиции. За последнее время были созданы 316 инвестпроектов на 1,06 триллиона рублей, сообщил, в свою очередь, глава Минвостокразвития Александр Галушка. «Это новые проекты для новой экономики Дальнего Востока», — подчеркнул министр.

Рассказал он и о так называемых территориях опережающего развития (ТОР). Галушка напомнил, что первая заявка на резидентство в ТОР была подана не так уж и давно, чуть больше года назад — 17 августа 2015 года. Сейчас в специальных зонах зарегистрировано 172 инвестпроекта на 514 миллиардов рублей. Причем государственные вложения остаются вспомогательными: на 1 казенный рубль приходится 12 рублей частников.

По словам министра, такими успехами Дальний Восток обязан именно государственной политике — низкому уровню фискальной нагрузки на бизнес, помощи в создании необходимой инфраструктуры. В конечном счете промпроизводство в регионе выросло на 5,4 процента по итогам 6 месяцев 2016 года, а совокупная прибыль местных компаний увеличилась вдвое.

В 2017 году объем инвестиций в Дальний Восток должен вырасти до 2,9 триллиона рублей, сказал руководитель Минвостокразвития.

На восточную часть России приходится 81 процент от общего объема алмазов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 50 процентов лесных ресурсов, 17 процентов нефти, перечислил Галушка. Чуть позднее, уже в ходе ВЭФ, эксперты продемонстрировали и обратную сторону дальневосточной медали — проблемы незаселенности и высокого уровня бедности.

Регион континентального транзита

Но благосостояние населения — вполне конкретная величина, ощутимая каждым человеком. Поэтому сперва участники форума побеседовали на несколько отвлеченные темы. Например, о выстраивании единого экономического пространства от Владивостока до Лиссабона. Чиновники, представители бизнеса и эксперты много говорили о том, как выгодно для России ее превращение в транспортный коридор из Азии в Европу. Да и в целом надо интегрироваться в мировую экономическую систему, говорили они.

Дальний Восток — настоящая кладовая России, наполненная природными ресурсами. В том числе — лесными

Дальний Восток — настоящая кладовая России, наполненная природными ресурсами. В том числе — лесными

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Гендиректор немецкой компании Schneider Group (занимается консультированием иностранных бизнесменов, желающих инвестировать в РФ и страны СНГ) Ульф Шнайдер много хвалил Россию. Он рассказал, что переехал в Россию 15 лет назад. И в то время, отвечая на вопрос о жизни в стране, Шнайдер говорил, что здесь «чуть-чуть опасно». «Тогда я часто использовал слово "коррупция". Сейчас Россия очень перспективная страна, в которой приятно жить. Ситуация стала совсем лучше», — сказал он.

Но РФ отдаляется от Европы, посетовал Шнайдер. По его словам, европейский экспорт в Россию в 2015 году упал на 30 процентов. И мост «Владивосток — Лиссабон» мог бы стать новым стимулом для восстановления торговых отношений. «У ЕС есть технологии, у России — нефть и газ», — напомнил он.

А председатель совета директоров итальянского банка «Интеза» Антонио Фаллико сразу сказал, что Россия находится в центре евразийских интеграционных процессов и без нее никакого успеха в этом деле не будет. Само географическое положение страны делает ее наиболее удобным вариантом для объединения Азии и Европы. Дело остается за малым — сделать так, чтобы через РФ было выгодно доставлять грузы по железной дороге. Это очень сложная задача.

Впрочем, у «Российского экспортного центра» (РЭЦ), который возглавляет Петр Фрадков, есть рецепт превращения России в процветающую транзитную державу. Он состоит из трех пунктов.

Во-первых, необходимо создавать реальные цепочки добавленной стоимости. К слову, по данным ЕЦБ, Россия уже вошла в семерку (наряду с США, Китаем, Германией, Францией, Италией и Великобританией) ключевых стран в мировой торговле, встроенных в эти самые глобальные цепочки стоимости (global value chains, или GVC).

GVC — это концепция, которая описывает передачу стоимости в экспортно-импортных операциях. Исследование таких операций позволяет показать, как сильно национальные экономики интегрированы друг в друга. Европейский регулятор сообщал, что роль России в цепочках существенно выше, чем у других стран БРИКС (за исключением Китая), и выше, чем у Великобритании, Франции и Италии.

По словам Фрадкова, в России продолжают активно работать и наращивать инвестиции компании из Китая, Японии и Южной Кореи. В частности — автомобильные корпорации. В дальнейшем они поставляют свою продукцию в Европу. Так и выстраиваются цепочки стоимости.

Для мирового бизнеса Владивосток мог бы стать воротами из Азии в Европу

Для мирового бизнеса Владивосток мог бы стать воротами из Азии в Европу

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Во-вторых, в стране нужно создавать реальные логистические цепочки. В объеме торговли между Европой и Азией на РФ приходится менее 1 процента, отметил Фрадков. А грузы при этом идут морем в обход России — в 5 раз дольше, но гораздо дешевле.

В-третьих, России необходимо включиться в электронный «Шелковый путь», активно участвовать в евразийской интернет-торговле.

Реализация данных пунктов, по мнению главы РЭЦ, позволит российскому бизнесу поднять голову, что поддержит восстановление экономики. Поможет ли это повышению благосостояния россиян и, в частности, жителей Дальнего Востока — покажет время. Пока ситуацию нельзя назвать идеальной.

Регион непобежденной бедности

На форуме речь шла не только о впечатляющих цифрах и процентах (а это, опять же, абстрактные величины). Участники ВЭФ поднимали вполне конкретный вопрос социального положения в регионе.

Благосостоянием местного населения (а людей на Дальнем Востоке не так уж и много — по площади он занимает треть страны, но живут здесь всего 6 миллионов человек) озаботились вице-премьер Ольга Голодец и директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте Татьяна Малева.

Голодец отметила, что в российской экономике наблюдается ряд тревожных симптомов. Главный из них — падение реальных доходов населения, существенно обгоняющее падение ВВП. Малева взяла тезис зампреда правительства и перенесла его на дальневосточную землю.

По словам эксперта, Дальний Восток с точки зрения благосостояния населения — проблемный регион с большим потенциалом. Она считает, что его ключевая проблема — работающие бедные.

«Иметь работу и быть бедным — специфическая проблема неразвитых экономик, и России в том числе», — сказала она. Получение зарплаты в РФ — это не гарантия от бедности, добавила Татьяна Малева.

Она сообщила, что доля работников с зарплатой ниже прожиточного минимума на Дальнем Востоке составляет 12 процентов. При этом средний российский показатель равен 10,7 процента.

С другой стороны, бюджетная ситуация на Дальнем Востоке «не так уж плоха». Еще один позитивный фактор — благоприятная демографическая ситуация (молодых людей больше, чем пожилых).

Экономическую ситуацию в целом по стране она описала словами «негативная стабилизация». «Без повышения благосостояния выход на траекторию экономического развития невозможен», — уверена директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Помимо проблемы бедности, есть еще и фактор незаселенности Дальнего Востока. Как уже говорилось, на обширных территориях проживают 6 миллионов россиян.

В беседе с «Лентой.ру» глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин заявил, что перед государством сейчас стоит очень сложная задача — прекратить отток населения из региона. В противном случае ожидаемого экономического рывка может и не выйти. Просто не хватит человеческого ресурса.

Удаленность от центра и количество людей — два ограничителя для востока страны, которые имели значение в прошлом, сказал «Ленте.ру» глава правительственного Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков. Сейчас важно не число жителей, а качество их существования. При этом он признал, что инфраструктурные трудности региона пока не разрешены. «Умным людям, качественному человеческому капиталу, им хочется жить в красивых удобных городах (...). Я надеюсь, мы удержим и привлечем новых», — отметил он в последний день ВЭФ, 3 сентября.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше