После недавнего нападения на Московскую хоральную синагогу Россию уже сложно назвать островком безопасности для евреев. Но еврейский ресурс сегодня помогает Москве в решении актуальных внешнеполитических задач. Это не гарантирует того, что антисемитские демарши в стране не повторятся. Зато повышает влияние еврейских организаций и их спонсоров.
Раввинский совет для Европейского Союза
«Европа 2016 года напоминает Соединенные Штаты XVIII века, которым очень не хватало мощного федерального правительства и сильной армии для отражения возникающих угроз и защиты своей только что обретенной независимости». Этот фрагмент из недавнего выступления в Европарламенте президента Конференции европейских раввинов Пинхаса Гольдшмидта наверняка был оценен по достоинству парламентариями.
Тем более что, не ограничиваясь историческими аналогиями, Гольдшмидт подчеркнул: «Люди и страны готовы объединиться в рамках федеральной модели, поделиться частью своего суверенитета, дабы взамен обеспечить экономический рост и получить гарантии безопасности. Но если Евросоюз никак не отреагирует на этот запрос — силы, выступающие за дезинтеграцию, возьмут верх».
Не так уж часто еврейские религиозные и общественные деятели в своих публичных выступлениях идут дальше рассуждений о борьбе с антисемитизмом и ксенофобией и предлагают конкретные варианты государственного и политического переустройства. А здесь о федерализации как о едва ли не единственном варианте, позволяющем ЕС выйти из кризиса, говорит человек, который не только руководит авторитетной европейской раввинской организацией, но еще и является главным раввином Москвы.
Отсюда, конечно, не следует, что Гольдшмидт — рука Кремля или российского МИДа. Но в том, что лидеры еврейской общины России заметно усилили свое влияние в мире, сомневаться не приходится. И в этом смысле весьма символично, что выступление главного раввина Москвы в Европарламенте совпало по времени с 20-летием Российского еврейского конгресса (РЕК), к созданию которого Пинхас Гольдшмидт имел самое непосредственное отношение.
Община под «Мостом»
В середине 90-х РЕК рассматривали в качестве организации, способной объединить весьма неоднородное российское еврейство и эффективно представлять его интересы в стране и в мире. Перед глазами имелся достойный пример для подражания — Всемирный еврейский конгресс (ВЕК). О том, какими возможностями обладал ВЕК, наглядно свидетельствует пассаж о его тогдашнем президенте Эдгаре Бронфмане из израильской газеты Haaretz: «Он смог сформировать связи, которые не смог бы наладить как независимый владелец алкогольного концерна. Его принимал Папа Римский, он вел переговоры от имени еврейского народа со швейцарскими банками и летал на встречи с мировыми лидерами».
Правая рука Бронфмана, генеральный секретарь ВЕК Исраэль Зингер как раз и натолкнул российских капиталистов на мысль об учреждении РЕК. Как вспоминает бизнесмен Борис Хаит, еще в 1994 году они встречались с Зингером в Нью-Йорке и обсуждали варианты работы с российской диаспорой. По словам Хаита, «международное еврейство активно интересовалось российским».
Но эти встречи и консультации, возможно, не привели бы к какому-то конкретному результату, не заинтересуйся еврейской тематикой владелец «Медиа-Моста» Владимир Гусинский, к тому времени уже создавший крупнейшую частную телекомпанию и продемонстрировавший свои организаторские способности и лоббистские таланты.
Гусинский был избран первым президентом учрежденного в сентябре 1996 года Российского еврейского конгресса. А уже в сентябре 1998-го в мероприятиях РЕК, главным из которых стало открытие синагоги на Поклонной горе, участвовали президент Борис Ельцин, и.о. премьера Виктор Черномырдин и московский мэр Юрий Лужков. Еврейской организации удалось объединить политических тяжеловесов, чьи взаимоотношения все сильнее обострялись на фоне тяжелейшего экономического кризиса. Черномырдин не кривил душой, когда назвал РЕК «авторитетной влиятельной общественной организаций». Правда, еще через пару лет это определение вызвало бы горькую усмешку.
«Иудейская война» с равноудалением
Сентябрь 2000-го. Новое знаковое событие в жизни российских евреев — открытие Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще. И опять визит первого лица — недавно избранного президентом Владимира Путина. На сей раз главу государства встречают лидеры и спонсоры Федерации еврейских общин России (ФЕОР) — главный раввин России Берл Лазар, бизнесмены Роман Абрамович и Лев Леваев.
Ни РЕК, ни Владимир Гусинский не имели к очередному празднику на еврейской улице никакого отношения. Гусинский, оказавшись в числе первых равноудаленных олигархов, к тому времени покинул страну. И как раз возникновение ФЕОР стало одним из важных этапов его равноудаления.
«Господин Гусинский решил пойти в политику, имея крупную должность внутри еврейской общины. Когда мы обсуждали это, он задал всем собравшимся вопрос: "Я хочу заняться политикой, но у меня есть разногласия с властями. При этом я хочу оставаться президентом РЕК. Вы поддержите меня или нет?" Я выступил против, потому что, где бы еврей ни жил, он должен быть лоялен к властям, пока власть не пойдет против евреев, религии. Такой подход во всем мире. Еврейская организация не может по еврейским законам не соблюдать законы страны и не быть лояльной властям. Прошло голосование, я был в меньшинстве. А дальше последовала предсказуемая реакция властей. К сожалению, Гусинский решил разыграть еврейскую карту в своих целях, тем самым навредив РЕК», — так позднее объяснял причины случившегося Лазар.
Один из старожилов РЕК не отрицает, что Гусинский мог использовать РЕК в каких-то лоббистских целях. Но сомневается, что еврейский ресурс как-то помог бы медиа-магнату в политической игре.
РЕК не роскошь, а средство продвижения
С 2000 года РЕК де-факто уже не являлся главным представителем российской еврейской общины. «Количество организаций, занимающихся благотворительностью, ничем не должно ограничиваться. Чем больше, тем лучше». — пытался адаптироваться к новой реальности совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин, возглавивший конгресс вместо Гусинского. И обещал: «Я постараюсь уйти и увести РЕК из всех конфликтных полей, кроме принципиальных вопросов, по которым не может быть даже двойного толкования».
Но невзлинский кризис-менеджмент продлится от силы год. РЕК погрузился в практически непрерывную кадровую пересменку, скорее помогая своим президентам зарабатывать очки в глазах зарубежных (израильских, европейских, американских) соплеменников, нежели возвращая былое влияние.
Для того же Невзлина знакомства и связи, приобретенные за время руководства РЕК, сыграли едва ли не ключевую роль в 2003-м, когда на фоне дела ЮКОСа встал вопрос об экстренной эмиграции и получении израильского гражданства. Четвертого президента РЕК Владимира Слуцкера этот пост в 2005-м привел в кресло вице-президента Европейского еврейского конгресса (ЕЕК). Правда, это одновременно спровоцировало его конфликт с Пинхасом Гольдшмидтом, которого тоже прочили на это место, и в итоге обусловило скорую отставку.
Сменивший Слуцкера владелец группы «Акрон» Вячеслав (Моше) Кантор пошел еще дальше — в 2007 году он возглавил ЕЕК. А вот президентский пост в РЕК Кантор в 2009-м уступил Юрию Каннеру.
Зато оба они — и Кантор, и Каннер — входят в исполнительный комитет Всемирного еврейского конгресса, которым ныне руководят Рональд Лаудер и Дэвид де Ротшильд. Там же заседают еще два крупных спонсора РЕК — Михаил Мирилашвили и Год Нисанов. А владелец группы O1 Борис Минц в интервью Forbes признавал, что именно через РЕК «попал на Конференцию европейских раввинов и стал главой ее попечительского совета». Вместе с Минцем там же оказались совладельцы «Альфа-групп» Михаил Фридман и Петр Авен, Ян Абрамов и Каннер. Плюс — Габриэль Мирэли, брат Михаила Мирилашвили, формально, впрочем, представляющий Израиль. Так что у Пинхаса Гольдшмидта, который в 2011-м был избран президентом этой влиятельной раввинской организации, весьма внушительные финансовые тылы.
И целого мира мало
«РЕК — это благотворительный фонд. Поэтому возможность позиционирования в России и на международной арене для нас хотя и не главное, но важный фактор, повышающий привлекательность РЕК», — говорит Юрий Каннер, отмечая, что таким образом бизнесмены через благотворительность приходят к следующей своей ипостаси — становятся общественными деятелями.
В качестве примера Каннер приводит Михаила Фридмана, превратившегося в «серьезного профессионала в международной благотворительной деятельности». Миллиардер отвечает на любезность любезностью. Поздравляя РЕК с юбилеем, Фридман говорит о том, насколько важно, чтобы конгресс оставался демократичной организацией, «соблюдающей баланс между амбициями и мнениями самых разных талантливых людей». И здесь «роль президента РЕК определяющая».
Иными словами, как бы ни роптали по поводу «нехаризматичности» Каннера, для ключевых спонсоров это скорее плюс, нежели минус. Гарантия, что он не будет тянуть одеяло на себя и ограничивать выдачу входных билетов в мировой еврейский истеблишмент.
И пусть никто из чиновников категории «А» не посещает мероприятия РЕК. Это способно огорчить лишь непосвященных, да немногочисленных соратников Гусинского. Точно так же только они обращают внимание, что в праздничных речах ни полслова не сказано о первом президенте конгресса.
«Это упущение», — признает Юрий Каннер, но заверяет: никто не намерен умалять заслуги Гусинского и вычеркивать его имя из истории РЕК. Сам Каннер неоднократно встречался с Гусинским во время своих визитов в Израиль.
Впрочем, своеобразным приветом харизматичному основателю может служить реплика Пинхаса Гольдшмидта о деньгах, направленных на благотворительность, которые, в отличие от офшорных счетов и прочих активов, навсегда остаются с дарителем. Потому что этот вклад невозможно отобрать.
С этой точки зрения РЕК до сих пор приносит Гусинскому дивиденды. Тем более что нынешние спонсоры конгресса, так же, как и он, используют еврейский ресурс для приобретения большего влияния. Возможно, не настолько прямолинейно и, как правило, — в экспортном варианте. Но влияние — такой товар, который легко реэкспортировать.