Деятельность шести российских платежных систем на Украине ограничена. Но новый пакет санкций, одобренный президентом Петром Порошенко, касается не только финансовых компаний. Он напрямую затрагивает интересы двух миллионов украинских граждан, которые сейчас работают в России и регулярно отправляют деньги домой.
Железный занавес
Украина приняла новый пакет антироссийских санкций, который, в частности, затронул системы денежных переводов. Соответствующий указ президента Петра Порошенко появился на его сайте во вторник, 18 сентября.
Под ограничения попали шесть российских компаний: «Золотая корона», «Лидер», «Юнистрим», «Колибри» (управляется Сбербанком), Anelik и Blizko (Связь-банк).
По данным ЦБ, в 2015 году из России в страны бывшего Советского Союза было переведено 5,6 миллиарда долларов. На Украину приходится 831 миллион долларов, или доля в 15 процентов.
Нацбанк Украины (НБУ) при этом сообщает, что за первые шесть месяцев 2016 года в страну поступило 1,2 миллиарда доллара. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на два процента. Украина — государство-реципиент трансграничных переводов. Сумма полученных средств по итогам полугодия в семь раз превысила объемы, отправленные за границу. По данным Национального банка, всего на Украине работало 14 платежных систем, которые были созданы нерезидентами.
Как мы видим, объем притока капитала на Украину из разных стран исчисляется миллиардами долларов, что для находящейся в плачевном состоянии экономики является хорошей внешней подпиткой. Расширение санкций против Москвы грозит перекрыть этот денежный поток — с местного рынка уходит почти половина российских компаний (6 из 14).
Таким образом Украина лишается еще одного источника денег, что в текущих условиях (сильная внешняя зависимость от финансовой поддержки МВФ, необходимость вернуть долг РФ размером три миллиарда долларов, потенциальная потеря статуса транзитера российского газа — а это еще минус пара миллиардов долларов ежегодно) неприемлемо.
Системы в замешательстве
Российские компании, в отношении которых ввели санкции, пока не успели отреагировать на произошедшее, и они еще не в состоянии оценить собственные потери и убытки украинской стороны.
«О санкциях в отношении нашей компании мы узнали сегодня. Мы ожидаем реакции российских властей и регулятора, Банка России. Эти санкции создадут сложности, в первую очередь, для миллионов граждан Украины, работающих в разных государствах», — сообщили «Ленте.ру» в пресс-службе «Лидера».
Там пояснили, что российские компании занимались не только переводами денег из РФ на Украину, но и из других стран мира. Теперь у украинцев не остается иного выхода, кроме как пользоваться американскими системами Western Union и MoneyGram, отметили в компании.
Представитель «Золотой короны» воздержался от комментариев. «Никаких подробностей пока нет», — подчеркнул он.
В Сбербанке запрос «Ленты.ру» переадресовали украинской «дочке». Там порекомендовали обратиться в российский Сбербанк, так как работу системы «Колибри» на Украине все равно уже запретили. О текущем состоянии платежной системы и о ее перспективах развития на фоне санкционного давления представители финансовой организации рассказать не смогли.
Заробитчане в отчаянии
«Запрет перевода денег украинскими заробитчанами (украинцы, приехавшие на заработки в РФ — прим. «Ленты.ру») через российские платежные системы — это политически громкое, но экономически бессмысленное решение. От него пострадают, но очень несильно, сами украинские гастарбайтеры вкупе с российскими платежными системами, а выиграют системы международные», — отметил в беседе с «Лентой.ру» начальник отдела промышленной политики рейтингового агентства RAEX Федор Жердев.
Он напоминает, что Россия остается главным зарубежным рынком труда для граждан Украины. По данным Главного управления по вопросам миграции МВД на середину года, в РФ находится около 2,5 миллиона украинских граждан, из них почти два миллиона — в трудоспособном возрасте.
Кроме того, Россия лидирует по объему денежных переводов на Украину, но он неуклонно падает. Согласно сведениям НБУ, в 2015 году он составил 1,16 миллиарда долларов, в 2014-м — 2,15 миллиарда долларов. «Причина не только в снижении заработков гастарбайтеров, неизбежном во время кризиса, но и в политике киевских властей, обложивших денежные переводы налогами в 15-17 процентов», — продолжает Федор Жердев.
При этом он отмечает, что украинцам никто не запрещает пользоваться другими путями передачи денег на родину. «К примеру, Польша — вторая после России страна исхода для заробитчан — в статистике Нацбнака по переводам почти незаметна. Оттуда деньги идут по другим каналам, например наличкой», — поясняет он. Также украинцы могут пользоваться международными платежными системами, тем же Western Union. Комиссии там немного выше, чем у российских конкурентов, но они не критичны при размере среднего перевода из России на Украину в 200 долларов — тут речь идет даже не о сотнях, а о десятках рублей разницы. Второй канал для перевода средств, который не подпал под запрет, — украинские «дочки» российских банков. «Онлайн-банкинг позволяет перевести деньги в обход введенных ограничений», — констатировал эксперт.
«Такие санкции со стороны Украины будут скорее болезненны для нее самой, чем для России. Большая доля переводов через эти системы приходилась на денежные потоки из РФ на Украину, и только небольшая часть — в обратном направлении. Объем переводов можно оценить в 0,7-1 миллиард долларов в год. Теперь, видимо, от этой суммы останется 10-15 процентов.
На мой взгляд, запрет системы переводов будет тормозить торгово-экономическую деятельность на Украине. Эти системы — как система капилляров в организме, она должна работать и обеспечивать быструю оборачиваемость денег, работу малого бизнеса», — заключил аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.