Среда обитания

«В Грузии работать не принято» История москвички, искавшей квартиру и лучшую жизнь в Закавказье

Актеры камерного музыкального еврейского театра на улицах Тбилиси

Актеры камерного музыкального еврейского театра на улицах Тбилиси . Фото: М. Юрченко, РИА Новости

Туризм не стоит путать с эмиграцией — поговорка известная. И за ней, разумеется, стоит множество реальных историй о переезде в края, которыми очаровался в путешествии. Одной из таких историй с «Домом» поделилась девушка, которая год прожила в Грузии:

— Идея пожить где-нибудь в ближнем зарубежье впервые появилась у меня еще в прошлый предкризисный «сытый» период — году в 2007-м. Это было время, когда многие мои друзья, закончив кто университет, а кто уже и аспирантуру, стали уезжать. В основном это были Европа и США, хотя потом кого-то занесло и в Сингапур, и в Японию. Главное — компания, вернее, даже несколько пересекающихся компаний, постепенно распадались. Тогда это как-то не оценивалось, кто-то уехал, кто-то остался, кто-то и вернулся через год. В общем, и дружить, и тусоваться было с кем. Но сама по себе мысль уехать куда-нибудь и пожить хоть годик в тех местах, где так хорошо отдыхалось, появилась.

Тем более, и время было такое — спокойное, стабильное, довольно-таки денежное, как я теперь понимаю. В том смысле, что можно было спокойно делать свою работу (одну, не десять), минимум раз в квартал ездить в отпуск, несколько раз в неделю тусоваться в барах, пару раз в месяц ездить на шопинг в какой-нибудь «Европейский» и закупаться там довольно масштабно. Ну и время от времени выезжать куда-нибудь на выходные. Понятно, что масштаб таких вылазок был не уровня золотой молодежи, скорее, Питер или Киев ночным плацкартным поездом. Да и отпуска все больше проводились в Одессе, Крыму, в Турции. В общем, звезд с неба не хватали. Но и жаловаться грех. Предкризисный период, затишье перед бурей.

Смотрелось, естественно, в сторону тех городов, где все было уже более-менее знакомо, где не раз отдыхалось, и воспоминания остались самые восторженные. Турция, кстати, отпала сразу — и не из-за финансовых соображений. Во-первых, одна из коллег уже попробовала было снимать жилье на лето именно в Турции, на побережье, и именно потому, что отдыхали-нравилось-недорого. В итоге, в первый же месяц аренды «вылезли» какие-то пункты в договоре, на которые при подписании внимания особо не обращалось. И сумма переплаты составила больше 1000 долларов. И второй момент — в Стамбуле я тогда еще не побывала, а курорты не привлекали: делать там больше двух недель как-то особо и нечего. Откровенно говоря, по тем же соображениям всерьез не рассматривался и Крым — как-то чувствовалось, что возможностей для развлечений и тусовки «на постоянной основе» там немного. К слову, в Крыму какое-то время жила и одна из моих подруг, и ее опыт подтвердил все мои опасения: делать нечего, работы нет, развлечений тоже. Зато природа хорошая.

Исторический центр Тбилиси

Исторический центр Тбилиси

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В общем, основных вариантов было два — Киев и Одесса. В первом можно было арендовать квартиру где-то в центре (этот момент всегда привлекал меня: в Москве с моим бюджетом поселиться в центре можно было только вместе с кем-то, что из-за моего характера было абсолютно исключено). Во второй — купить «однушку» в новостройке. Я даже подбила родителей, которые тоже не раз отдыхали в Одессе, присмотреться к покупке вскладчину — пусть у нас будет семейная квартира у моря. Мы начали прицениваться, ходить кругами и даже, в принципе, отобрали несколько новостроек с бюджетом в миллион рублей (в пересчете) за квартиру. Можно было бы сказать, что нас остановило понимание, что квартира, как-никак, находится за границей, и мало ли что. Но нет — такие «мелочи» нас особо не волновали. Помешало другое — «тучные годы» закончились, наступил кризис 2009-го. Те из моих друзей, кто уехал за границу учиться или заниматься наукой, к тому моменту уже порядочно укоренились в своих странах. А вот те, кто уехал «просто пожить», конечно, быстро ощутили новые реалии на себе. Почти все работали в Москве — удаленно — а таких сотрудников, по большей части, компании сократили, еще до конца 2008-го. Кто-то вернулся, кто-то выкручивался «по месту пребывания». А я лишь порадовалась, что а) не успела никуда уехать и б) мы не оказались втянуты в ипотеку или потребкредит на покупку «квартиры у моря».

Но мысль о переезде лишь отступила перед лицом финансового кризиса, забилась в дальний угол сознания — с тем, чтобы появиться, как только воспоминания о кризисе 2009-го слегка притупятся.

Пик благодушия пришелся на 2012-й. Денег опять стало немало. К тому моменту я работала очень много, но формально — в относительно свободном графике, без офисной обязаловки, сотрудничала с несколькими конторами одновременно. В Турции и Египты каталась чуть ли не раз в 3 месяца, в Европу — пореже, но тоже. Опять же, и Киев с Одессой никуда не девались. А в один момент к списку любимых мест добавился еще и Тбилиси. Параллельно я съездила и в соседние Армению и Азербайджан. Но вот Тбилиси просто очаровал. Сейчас в городе уже побывало как минимум пол-Москвы, так что не буду расписывать, что именно мне там понравилось. Съездив первый раз в начале 2012-го, за год я прилетала в город раза четыре. А к середине 2013-го «дозрела» до переезда.

Тут надо сказать, что на решение повлиял и еще один существенный момент: я не была первопроходцем. В тот же период в городе осели знакомые знакомых, и уже примерно приезд на третий я перезнакомилась и с ними, и с обширной тусовкой переехавших раньше, позже и во время. Столичный город, богемная атмосфера, недорогая вкусная еда (и вино, само собой), компания. А трехкомнатную квартиру в центре старого города можно снять за 400 долларов (тогда это было около 13000 рублей). При этом московские работы вполне позволяют подолгу не присутствовать ни в офисе, ни на встречах — знай себе работай. В общем, я достала заначку, дистанционно связалась с квартирной хозяйкой (саму квартиру я уже видела — как-то раз была в гостях в одну из своих поездок), сняла жилье, собралась и в две недели переехала.

Сцена из спектакля ««Рамона»» Театра марионеток Резо Габриадзе

Сцена из спектакля ««Рамона»» Театра марионеток Резо Габриадзе

Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

Если начистоту, никакого драматизма в этой истории нет. Я прожила в Тбилиси прекрасный год, наслаждаясь всеми полагающимися бонусами — едой, вином, вечеринками (а с заведениями в городе ой как хорошо), загородными вылазками, СПА с панорамным видом на город на последнем этаже пятизвездочного отеля (по какой-то, уже не помню сейчас, вполне себе смешной цене). Театрами-кино (театры, конечно, все больше на грузинском, но русско- и англоязычные спектакли тоже есть, с кино история примерно та же) — ну, скажем, тот же театр Габриадзе, приезд которого в Москву всегда событие, был в 5 минутах пешком от моего дома, а стоимость билетов (в пересчете) начиналась от 100 рублей. Я покаталась по Армении, заглянула в Азербайджан, выбиралась дискаунтерами за копейки в соседнюю Турцию и чуть менее соседнюю Европу. Ко мне приезжали друзья, и каждый раз это было большое удовольствие для меня — показывать им город, вкусно есть, пить вино и тусоваться. Одним словом, это был такой растянувшийся на год отпуск — правда, с работой в режиме с утра и до позднего вечера (пусть и совмещенной, условно, с солнечными ваннами во дворике) и периодическими полетами в Москву — по делу, ну и с родными повидаться. Естественно, за свой счет — но финансовую картину это омрачало не так и сильно. Я могла себе это позволить.

И я до сих пор не жалею об этом опыте, тем более что вернулась в Москву я ровно накануне финансового коллапса, во второй половине 2014-го. Месяц-другой, и мои удаленные работы отвалились бы одна за другой, а съемная квартира подорожала бы вдвое. А взятые еще году в 2011-м кредиты, которые я продолжала выплачивать, никуда бы не делись. Одним словом, уравнение перестало бы сходиться. Но мне повезло — в один из приездов, обсуждая очередной контракт, я подзадержалась, сначала на месяц (надо было провести еще пару встреч), потом на полтора. А потом рубль обвалился, а я просто не вернулась в Тбилиси. Стало понятно, что наступил тот момент, когда надо держаться за ту работу, которая есть — а делать это в кризис из-за границы невозможно.

К тому моменту в Тбилиси оставался мой кот (ему очень понравилась вольная жизнь, полная знакомств и приключений, которых в московской однушке на 10-м этаже никак не встретишь, но что делать), шкаф одежды и вся обстановка квартиры. Спасибо моим тбилисским знакомым — я до сих пор их должница за помощь — вещи из съемной квартиры были вывезены, кот присмотрен (пару месяцев я платила аренду — те же 400 долларов, — уже сидя в Москве, а жил в квартире именно кот, которого навещали, кормили и развлекали друзья. Возможно, это единственный кот на свете, которому снимали «трешку» в историческом центре Тбилиси), с хозяйкой встретились и поговорили о прекращении контракта. Кота отправили ко мне с гостями Тбилиси, возвращавшимися в Москву. И так моя история с жизнью за границей закончилась. Как и началась — внезапно. В активе был год праздника, в пассиве — три месяца переплаты за съемное жилье (за первый месяц, который прошел с момента аренды и до момента моего переезда, и два последних, когда в квартире жил кот). Ну и определенные выводы, которыми я вкратце поделюсь — на случай, если у кого-то из читателей есть давняя мечта (и финансовая возможность) пожить годик-другой в тепле.

Квартал Абанотубани в центре Тбилиси

Квартал Абанотубани в центре Тбилиси

Фото: Рухкян / РИА Новости

С тепла я и начну. Это общая черта для всех теплых стран — центральное отопление там скорее редкость. Соответственно, большую часть года в помещении страшно холодно, примерно с октября по середину апреля. При выборе квартиры, таким образом, в первую очередь надо спрашивать про отопление, а уже потом — про красоты и исторический центр. Варианты, не считая редкой удачи с центральным отоплением (конечно, есть и такие дома): камин — недаром в зимние месяцы над Тбилиси нередко держится устойчивый дымок — или обогреватель, а скорее — несколько. Я после переезда «психанула» довольно быстро — и купила какой-то адски дорогой и невероятно же мощный обогреватель, и следуюшие четыре месяца моей домашней жизни (а переехала я в конце октября) прошли в непосредственной близости от этого монстра, которого я установила в гостиной. Спальню обогревал еще один радиатор. Третью комнату я просто закрыла. И все равно в квартире было очень холодно. Счета за электричество доходили до 150 евро в месяц.

Кстати, еще про коммунальные услуги. В целом, они (если не брать холодные месяцы, в которые дом отапливается электричеством) дешевле московских. Зато отключат их вам за малейшую просрочку (в квитанции указана дата, после которой «монтер перережет провода», но сами понимаете — грузинский алфавит интуитивно понятным не назовешь). Пока я разбиралась, что к чему, мне отключили раз электричество, а другой — газ. Зимой это было довольно чувствительно. Правда, и включают практически сразу после оплаты, и безо всяких пеней.

Ну и главное. Работа. В принципе, ее нет. Хотя я встречала разные варианты: кто-то их «экспатов» (хотя это, скорее, исключение) встраивался в госаппарат — начиная со стажера. Кто-то, как я, продолжал работать в Москве. Кто-то проживал накопления. И, наконец, самый распространенный вариант — заняться тем же, чем живут и местные: туристами. Это может быть посуточная аренда (у одной из моих знакомых несколько квартир, купленных уже после переезда, которые были отремонтированы и теперь сдаются через Airbnb и Booking.com). Могут быть экскурсии: на самом деле, несмотря на все легендарное грузинское гостеприимство, которое и правда имеет место быть — один раз, скажем, я не могла уйти из гостей до пяти утра, никак не удавалось найти прореху в культурном коде и убедить полуспящих хозяев, пожилую пару, что мне правда уже пора, — с туристов здесь дерут за экскурсии безбожно. Даже по знакомству. И, наконец, собственный гостиничный бизнес.

Этот вариант меня поначалу совершенно очаровал, я даже начала копить стартовый капитал на выкуп (или долгосрочную аренду) какой-нибудь обаятельной рухляди, которую можно превратить в атмосферный хостел. Перед глазами были два таких прекрасных хостела, открытых моими знакомыми. Правда, быстро стало понятно, что это дело совершенно несовместимо ни с какой другой работой: мои знакомые колотились с утра до ночи, занимаясь сначала ремонтом, а потом гостями — их привлечением, встречами, досугом, сдуванием пылинок и решением любых вопросов. Да, в этом бизнесе единственным шансом на выживание было стать лучше всех — но мне быстро стало понятно, что неделями спать по два часа в сутки, искать по всему городу подгулявших гостей, которые потерялись, устраивать сложные трансферы и т.п., при этом постоянно улыбаясь, и не то чтобы сильно при этом зарабатывая — это не мой путь. Для этого надо жить своим делом и только им (никаких подработок с постоянной загрузкой). А для этого, в свою очередь, как минимум, не иметь кредитов, съемной квартиры и большого аппетита к хорошей жизни.

Еще раз повторюсь — хостелы были абсолютно волшебны. Правда, один из них, насколько я знаю, люди, создавшие его с нуля, продали (именно как готовый бизнес) — слишком много сил отнимало это дело. Другой работает, и пользуется заслуженной симпатией гостей. Думаю, они вряд ли подозревают, какой ценой это дается хозяевам.

В общем, вывод простой: если есть деньги, время, нет целей и вы не против пожить в прекрасной праздности — добро пожаловать в Тбилиси! Или на Балканы, или в Италию. Впрочем, мой опыт ограничен жизнью в одном прекрасном городе. Вам точно там понравится! Только ни в коем случае не работайте — тем более, в Грузии это вообще не очень принято.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше