Инвесторы в США перестали ждать ослабления рубля — число ставок на девальвацию упало до минимального значения за четыре года. Эксперты, опрошенные «Лентой.ру», полагают, что радоваться этому не стоит. К Новому году россиян, скорее всего, снова ждет рост курса доллара.
Теорема Силуанова-Глазьева
Рубль остается относительно стабильным. Российская валюта слабо реагирует на колебания нефтяных котировок, закрепившись на отметке в 62 рубля за доллар — с начала года она укрепилась примерно на 15 процентов.
На этом фоне особенно оптимистично выглядят данные американской Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC). Спекулянты в США за неделю закрыли рекордное количество коротких позиций (шортов) по сделкам с рублем. Иными словами, они перестали ждать его ослабления. С 10 по 18 октября число таких контрактов упало сразу на 13213 единиц, до 654.
Позитивный настрой игроков в Соединенных Штатах вызывает некоторое удивление с учетом прогнозов, которые появляются в России. Да и к традиционному новогоднему ослаблению рубля россияне уже привыкли.
Минфин, к примеру, заложил в бюджет 2019 года доллар по 71,1 рубля. Ожидается, что в 2017-м он будет стоить 67,5 рубля. Впрочем, ведомство Антона Силуанова пока только играет цифрами, пытаясь наполнить пустеющую казну хотя бы на бумаге (чем слабее рубль, тем легче правительству — в казну идут повышенные доходы благодаря экспорту).
Советник президента Сергей Глазьев и вовсе пугал новым девальвационным шоком. Он предупреждал, что к этому может привести слишком сильная зависимость российской экономики от внешних источников роста, от цен на сырье.
Два этих прогноза — аккуратный от Минфина и радикальный от Глазьева — схожи в одном. Оба говорят о том, что рубль подешевеет. Инвесторы из США с этим не согласны.
Не верь американцам
Впрочем, их мнение нельзя признать определяющим для объективной оценки состояния российской валюты. И уж точно не стоит прогнозировать дальнейшие движения рубля, основываясь только на данных CFTC, считают эксперты.
Управляющий директор «БКС Ультима» Виталий Багаманов объясняет информацию о резком сокращении числа «шортов» тем, что игроки не дождались ослабления рубля и решили зафиксировать свои позиции. Так они не понесут убытки, связанные с возможным ростом курса российской валюты. «Влияние зарубежных инвесторов на наш рынок довольно ограниченно, учитывая, что они предпочитают играть против рубля не на российской площадке», — отметил он в беседе с «Лентой.ру».
Более того, резкое сокращение количества ставок против рубля может говорить о том, что участники рынка готовятся к его ослаблению, утверждает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Он пояснил, что достижение максимума по числу открытых длинных позиций («лонги», их количество достигло 32 552) предшествует падению стоимости данного актива.
«Логика следующая: максимум позиций означает, что игроки уже купили все, что могли, и больше купить не могут. Если рынок пойдет не в их сторону, то эти покупатели станут активными продавцами. Поэтому минимальное число "шортов" и максимальное "лонгов" — медвежий сигнал (медведями называют инвесторов, которые ждут понижения цен и совершают действия, способствующие падению стоимости актива, они будто давят его лапами — прим. «Ленты.ру»)», — прокомментировал он.
Аналитик банка Nordea Денис Давыдов назвал две возможные причины для закрытия ставок против рубля. Первая — фиксация прибылей или убытков инвесторами. Вторая — изменение настроений в отношении российской валюты.
«Дело в том, что рубль с апреля фактически непрерывно демонстрирует положительную динамику. С учетом достаточно позитивных прогнозов по нефти и состояния экономики России в 2017 году ставки на заметное ослабление рубля кажутся все менее привлекательными», — отметил он. И подчеркнул, что рынок подвержен изменениям — при ухудшении конъюнктуры ситуация может «развернуться вспять в одночасье».
Доллар — 67
Текущая стабильность национальной валюты, как и вроде бы позитивные сигналы американских инвесторов, не должны вводить в заблуждение. Относительная устойчивость рубля базируется на временных факторах. Сперва это была предварительная договоренность производителей нефти о заморозке добычи (она еще никак не оформлена и не соблюдается). Теперь сказывается очередной период налоговых выплат в России.
Управляющий по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Александр Полютов сообщил «Ленте.ру», что 25 и 28 октября отечественные компании должны выплатить более 800 миллиардов рублей — это поднимает спрос на российскую валюту (предприятия продают доллары и покупают рубли, чтобы исполнить долг перед государством) и, соответственно, ее стоимость.
В целом же аналитики прогнозируют ослабление рубля. Тому есть несколько причин.
Первая — грядущее заседание Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в ноябре, на котором будет окончательно решена судьба соглашения об ограничении производства черного золота. Если ОПЕК не сумеет достичь согласия как с членами картеля, так и с другими добытчиками, нефть подешевеет вместе с рублем.
Вторая — решение Федеральной резервной системы США о повышении базовой ставки. В декабре американскому регулятору предстоит в очередной раз ее устанавливать (сейчас ставка — 0,5 процента). Увеличение приведет к повышению стоимости доллара, снижению нефтяных котировок и, как следствие, ослаблению российской валюты.
Третья — в декабре приходится пик выплат по российскому внешнему долгу. В последний месяц года придется отдать 16-17 миллиардов долларов, что естественно повысит потребности отечественных корпораций в американской валюте. Повышенный спрос на доллар послужит одним из факторов его роста.
Четвертая — результат президентских выборов в США. По оценке Дениса Давыдова из Nordea, победа республиканца Дональда Трампа (его рейтинг, согласно ежедневному опросу The New York Times, равен 40 процентам) может усилить пессимизм в отношении перспектив экономики Соединенных Штатов, который перекинется на фондовые и сырьевые рынки. И тогда доллар будет стоить 65-67 рублей.
В любом случае ни один эксперт в отличие от Сергея Глазьева не ждет, что россияне к концу года столкнутся с девальвационным шоком.