Всеобщая автомобилизация — основа современного общества, она же — источник глобальных проблем. Перманентная перегруженность дорожной сети и загазованность воздуха в мегаполисах — западные страны столкнулись с этими проблемами еще в середине прошлого века.
Идея минимизировать издержки путем коллективного использования автомобилей возникла среди жителей жилищных кооперативов Цюриха в конце 40-х, а к 70-м годам во Франции и Великобритании уже действовали первые коммерческие сервисы краткосрочной аренды автомобилей. Однако каршеринг в современном виде возник только в конце 90-х годов: развитие интернета и спутниковой связи обеспечило легкий доступ к прокатным автомобилям и возможность поминутной тарификации.
В России первая такая компания появилась в 2012 году в Москве. Сегодня их пять, а суммарное количество машин приближается к полутора тысячам. За пять лет столичный каршеринг эволюционировал из экзотического сервиса в полноценный вид общественного транспорта.
Каждый игрок старается занять свою нишу: один делает ставку на короткие поездки, другой предлагает посуточную аренду автомобиля. Какие сферы остались неохваченными и в каком направлении будет развиваться московский каршеринг? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, что именно предлагают операторы столичных сервисов.

Фото: Евгений Самарин / РИА Новости
Вместо личного транспорта
Как бы часто горожанин ни пользовался машиной, большую часть времени она стоит мертвым грузом. Что если в «пустые» часы на ней могли бы ездить другие? Это убрало бы с дорог лишний трафик: по подсчетам журнала The Economist, один прокатный автомобиль заменяет собой пятнадцать личных машин.
В качестве альтернативы на ум приходит такси, однако прокат автомобилей имеет ряд преимуществ: он более приватный, не нужно ждать подачи автомобиля, кроме того, каршеринг несколько дешевле, так как пользователям не приходится оплачивать услуги водителя.
Собственно, большинство российских сервисов функционирует именно как альтернатива такси — они рассчитаны на частных лиц. Схожая бизнес-модель обуславливает незначительные различия: размер поминутного тарифа, наличие каких-либо специальных предложений или ограничений.
Скажем, «Делимобиль» — единственный оператор, не предлагающий расширенное страхование по умолчанию. За счет этого сервис удерживает привлекательные расценки, но клиенту следует трезво оценивать риски. Компании CAR5 и Belka Car предоставляют разнообразные пакетные тарифы. А YouDrive — специальный тариф «Ночевка», позволяющий не платить за аренду припаркованного автомобиля с 20 до 8 часов. В остальном сервисы очень похожи, разнятся только автомобили.
Но и тут нет особого выбора: в отличие от западных сервисов, построенных по аналогичной схеме B2C («бизнес — потребителю»), российские компании предпочитают работать с каким-нибудь одним автопроизводителем. Исключение — Anytime, которая может похвастаться четырьмя марками машин. Для сравнения, американская компания Zipcar предлагает клиентам 30 моделей — в том числе премиальных брендов. Удивительно, но ни один московский сервис не включил в свой автопарк престижных автомобилей.
Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости
Отметим, что о другой форме организации сервиса — Р2Р («человек — человеку») — в Москве пока не слышно. Хотя автоклубы, участники которых зарабатывают на сдаче в каршеринг личных автомобилей, крайне популярны в Америке и Европе. До такой степени, что страховые компании США, как правило, не покрывающие ущерб от коммерческого использования частных машин, делают для них исключение.
Еще одним перспективным для столицы видом каршеринга представляется «социальный» (NFT — «без выгоды»). Такого рода сервисы дотируются государственно-частными партнерствами. Их запускают в районах-новостройках, испытывающих проблемы с доступностью общественного транспорта. Помимо выполнения социальной задачи, они повышают привлекательность жилья в глазах покупателей.
Каршеринг для бизнеса
За рубежом предприниматели все чаще отказываются от приобретения машин в собственность, особенно на этапе становления бизнеса. Прокатный автомобиль обладает преимуществом фиксированной стоимости: внезапная поломка не повлечет ни финансовых, ни временных потерь. Крупные игроки, такие как Hertz, держат в парке различные коммерческие автомобили — от пикапов до пассажирских микроавтобусов.
Ориентированность столичных сервисов на частных клиентов привела к тому, что взаимодействие каршеринга и малого бизнеса до сих пор пребывает в зачаточном состоянии. Единственная московская компания, предлагающая к аренде LCV, — Anytime. Сервис берется доставить фургончик Renault Kangoo непосредственно к клиенту — на мелкооптовые рынки за пределами МКАД. Однако скромных размеров грузовичок едва ли способен удовлетворить серьезные запросы.
Более системный подход к обслуживанию интересов бизнеса демонстрирует Belka Car. Компания нацелилась на обслуживание корпоративных клиентов, предлагая заменить своими автомобилями автопарки предприятий. Конечно, речи о поминутной тарификации тут не идет — предполагается ежемесячная оплата. Отметим, что «Белка» — новичок столичного каршеринга и что выйдет из этой затеи, пока неясно. По схожей схеме работает американская компания Enterprise Rent-A-Car.

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Любопытный пример симбиоза каршеринга и дилерского бизнеса — сервис YouDrive компании «Панавто» (владеет 40 процентами сервиса). В отличие от большинства конкурентов, предлагающих бюджетные машины С-класса, парк YouDrive укомплектован ситикарами Smart Fortwo и Forfour. Такой необычный выбор объясняется тем, что сервис используется, в том числе, для продвижения марки Smart в России.
Идея подобной службы «двойного назначения» выглядит перспективной. Можно предположить, что автопроизводители, планирующие выход на российский рынок, прежде всего китайские, также захотят, чтобы их автомобили были доступны в прокате. А с учетом развертывания в Москве и области сети зарядных станций «МОЭСК-EV», скорее всего, столичный каршеринг вскоре пополнится компаниями, специализирующимися на электрокарах.