Великая Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга позволила получить исчерпывающие сведения о Русском Севере и узнать, смыкаются ли Азия с Америкой. «Лента.ру» рассказывает о том, как этот мореплаватель фактически стал основателем Северного морского пути.
«Худое здоровье заставило меня сидеть дома; я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию. На сей морской карте проложенный путь, называемый Аниан, проложен не напрасно. В последнем путешествии моем в разговорах слышал я от ученых людей, что такое обретение возможно. Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусства и науки. Не будем ли мы в исследовании такого пути счастливее голландцев и англичан, которые многократно покушались обыскивать берегов американских? О сем то написал инструкцию; распоряжение же сего поручаю, Федор Матвеевич, за болезнию моею, твоему попечению, дабы по сим пунктам, до кого сие принадлежит, исполнено было».
Такой наказ, по словам царского токаря Андрея Нартова, Петр I дал в 1724 году генералу Федору Апраксину. За несколько недель до своей смерти он написал инструкцию о том, как должна проходить экспедиция: следует соорудить «один или два бота с палубами» и идти по северному побережью к земле, которая «кажется» частью Америки. Начальником же похода был назначен датчанин, капитан Витус Беринг, находившийся на государственной службе в Российской империи.
«Где Азия сошлась с Америкой»
В декабре 1724 года Беринг отправился разведывать то место, где, по словам царя, «Азия сошлась с Америкой», а уже в январе 1725 года Петр I скончался, известие о чем члены экспедиции получили 8 февраля, будучи в Вологде.
Путь через Сибирь до Охотска занял у Беринга почти три года. По прибытии экспедиция обнаружила там недостроенный бот «Фортуна», обшитый к тому времени до палубы. В августе 1727 года он наконец был спущен на воду. Экспедиция проделала путь от Охотска до Камчатского полуострова, который было решено перейти по суше, — тогда никто не знал, насколько далеко он простирается, некоторые даже считали его плавно переходящим в Японию. Впрочем, есть и другая версия событий: «Фортуна» была построена на скорую руку, и к тому времени в судне открылась течь, поэтому его пришлось бросить.
Так Беринг сотоварищи дошли до восточного побережья, где в Нижнекамчатске был построен другой корабль — «Святой Гавриил». На нем мореплаватель продолжил путь вдоль берегов Азии, попутно делая заметки и геодезические измерения. Через некоторое время экспедиция достигла пролива между Северной Америкой и Азией, который впоследствии назовут Беринговым. Как считал историограф Герхард Миллер, первым описавший эти события, Беринг тогда посчитал свою задачу выполненной. Он дошел до края Азии к северо-востоку и не увидел американских берегов, а значит доказал, что Азия с Америкой не соединяется.

Схема маршрута 2-й Камчатской экспедиции, возглавляемой Витусом Берингом (1741 год). Репродукция
Изображение: РИА Новости
Великий поход
В Петербурге Беринга встретили без оваций — ему пришлось долго доказывать свою правоту и отстаивать свои открытия. В Адмиралтейств-коллегии предпочитали верить сведениям об этой местности, почерпнутым из иностранных источников, существенная часть которых была противоречива и недостоверна. Впрочем, это неудивительно, ведь северо-западный берег Америки практически не был исследован, и познания географов о нем оставались скудными.
Все доводы Беринга разбивались о неверие, и тогда он предложил снарядить новую экспедицию на Камчатку, обойти берег Сибири, исследовать море к югу от полуострова вплоть до берегов Японии, а также отправиться на восток и доплыть до Америки, после чего исследовать побережье, а потом установить связи с туземцами. Ему пришлось долго доказывать необходимость похода, но, наконец, 17 апреля 1732 года экспедиция была утверждена высочайшим указом.
Планы были масштабными (недаром экспедиция вошла в историю как Великая), поэтому исследовать северное побережье России отправились сразу семь отрядов. Двинско-Обский получил задачу изучить побережье от устья Печоры до Оби; Обско-Енисейский — от Оби до Енисея; Западно-Ленский — от устья Лены до Енисея, а также пройти по руслу Лены ниже Якутска; Восточно-Ленский — от Лены до Камчатки. Южный же отряд должен был дойти до Японии, высадиться и наладить связи с населением и властями. Отдельная задача стояла перед Академическим отрядом, в состав которого входили члены Академии наук, — он занялся исследованием материковой Сибири и Дальнего Востока.
Задача обнаружения морского пути в Америку с Востока была возложена на плечи отряда Беринга и капитана Алексея Чирикова; их боты «Святой Павел» и «Святой Петр» отправились в путь от берегов Авачинской губы на Камчатке. Там мореплаватели заложили населенный пункт, впоследствии названный Петропавловском-Камчатским — по именам двух этих кораблей.
Берингово горе
Отряд искателей американского берега вышел в море 4 июня 1741 года в направлении 45-й параллели, хотя Беринг изначально собирался идти придерживаясь 65-й. Так произошло потому, что Адмиралтейство, утверждая план экспедиции, предписало мореплавателям искать мифическую землю Жуана де Гама, якобы состоявшую из чистого серебра. Беринг к этим сказкам относился чрезвычайно скептически, но поспорить с генеральным планом не мог, поскольку географ отряда Людвиг Лакройер настаивал на таком маршруте.
Оба судна отправились вместе, но уже 19 июня потеряли друг друга из виду. Они поодиночке достигли 45-й параллели и, не найдя никакой загадочной серебряной земли, поплыли дальше. Лишь 20 июля, после долгого путешествия, «Святой Петр» Беринга достиг побережья Америки, которое на первый взгляд казалось необитаемым.

Карта плаваний Беринга
Несмотря на радость экипажа, сам капитан погрузился в хандру. Он был уже немолод и к тому же трезво оценивал возможности отряда. Беринг считал, что долго оставаться у побережья нельзя, не говоря уже о том, чтобы долго и тщательно исследовать его, — нужно собираться домой, пока не кончился провиант и не задули пассатные ветра. В результате отряд, практически не задерживаясь, поплыл обратно, и в середине октября 1741 года «Святой Петр», потрепанный бурями и ветрами, причалил к берегам Камчатки. Так завершился второй поход Беринга.
Чириков достиг берегов Северной Америки 15 июля. В исследовании материка ему повезло еще меньше: сначала он послал на сушу один весельный бот, который не вернулся, а через несколько дней другой, за командой первого. Оба они пропали — то ли попали в руки местных индейцев, то ли разбились недалеко от берега. В любом случае медлить не было возможности, запасы пресной воды на борту «Святого Павла» заканчивались, и корабль отчалил в направлении Камчатки, к берегам которой причалил 8 октября 1741 года.
Что касается других отрядов, то некоторые из них выполнили свои задачи, другие — не полностью, но все они раздобыли важную информацию об арктическом побережье России и близлежащих территориях. Полученные ими данные почти сто лет использовались другими исследователями и мореплавателями как единственные доступные.
Северный морской путь
Великая Северная экспедиция заложила основы того, что сейчас известно как Северный морской путь, соединяющий Европейскую часть России с Дальним Востоком (ведь если идти альтернативным, через Суэцкий канал, придется обогнуть Аравийский полуостров и Индию). В годы Великой Отечественной войны он был одним из самых важных каналов переброски военных и народно-хозяйственных грузов, а в 70-80-е годы ХХ века, с появлением атомных ледоколов, по этому маршруту открылась круглогодичная навигация.

Памятник Витусу Берингу. Командорские острова, Россия
Фото: Сергей Фролов / Danita Delimont / Globallookpress.com
Сейчас Россия продолжает развивать Севморпуть. По нему перевозят грузы крупные компании, такие как «Газпром», «Норникель», «Роснефть» и другие. В рамках проекта «Северный морской коридор» предполагается создание альтернативы Суэцкому каналу — строится единая система портов и сопутствующей инфраструктуры.