В феврале 2017 года Государственный исторический музей будет отмечать 145-летие со дня своего основания. «Лента.ру» поговорила с директором музея Алексеем Левыкиным о том, как работает главное историческое хранилище страны и о больших планах его развития, а также о том, как создаются выставки и какие экспозиции ждут посетителей в новом году.
«Лента.ру»: Какие мероприятия музей готовит к 145-летию?
Левыкин: Конечно, отношение к этой знаменательной дате у нас особенное, хотя мы рассматриваем ее как начало подготовки к 150-летию музея в 2022 году. Исторический музей создавался особо и в особый период времени — как главный центр памяти и сохранения культурного и исторического наследия огромной страны, и он с честью выполняет эту задачу и сегодня. Ни одна страна в мире не обладает таким обширным хранилищем раритетов и памятников истории и культуры, мемориального наследия, как Россия в лице Исторического музея. Более пяти миллионов единиц хранения! Причем почти каждый из этих предметов связан с важнейшими этапами как в истории нашего государства, так и вообще с историей цивилизации на территории современной России и ее ближайших соседей.
Мы планируем провести мероприятия, которые зададут направление развития музея в будущем, позволят усовершенствовать его инфраструктуру, сделать более интересным и привлекательным для посетителей. Из наиболее заметных проектов — это совершенно новая система навигации в главном здании Исторического музея. Одна из самых главных проблем в музейном деле — это те объемы информации, которые музей может и должен предоставить посетителю. С конца января 2017 года каждый посетитель Исторического музея сможет получить не просто карту-схему, а полную картину основной экспозиции музея, причем он сможет сделать это и перед визитом в музей, загрузив информацию с сайта музея. Работа над этим проектом будет продолжена, ведь наша задача создать единую информационную систему, которая сможет дать информацию посетителю о каждом экспонате.
Конечно, в планах на 2017 год и организация серии выставок в Москве и регионах России. Любая выставка — событие и в жизни музея, и в истории нашей страны. В следующем году только на площадке ГИМ планируется 13 выставок, совершенно разноплановых — от локальных, основанных на показе наших коллекций, до таких крупных, как выставка, посвященная началу Русско-Турецкой войны 1877 года, где мы представим не только предметы из нашего собрания, но и из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи и музеев Болгарии.
Несомненно, важнейшая дата — 100-летие Великой русской революции. Хотя наш музей непрофильный с точки зрения изучения этой темы — ею занимается Музей современной политической истории, — но все-таки мы обладаем уникальной коллекцией, которой пополнился ГИМ с присоединением фондов Музея В.И. Ленина. На основе этого собрания осенью 2017 года мы представим большой выставочный проект, посвященный революции как поворотному событию в ходе мировой истории.
Как происходит процесс создания выставки? Кто, как правило, выдвигает идеи? Понятно, что бывают некоторые даты, которые сами подсказывают тему.
Вот вы сказали «бывают некоторые даты». На каждый год приходится несколько значимых и интересных дат, которые исторические музеи обойти вниманием не могут. Этот год был объявлен годом великого русского историка Карамзина; в 2014 году отмечалось столетие начала Первой мировой войны, события, которое сильно отразилась на судьбах народов всего мира, а в прошлом году основные события прошли под знаком 70-летия Великой Победы.
Так что есть определенные даты в истории нашей страны, которые обязательны к отражению в программе мероприятий Исторического музея. Тем более что события бурного ХХ века не охвачены нашей основной экспозицией. И не потому, что у нас нет памятников этого времени, а из-за нехватки экспозиционного пространства, где мы могли бы все разместить.
Нередко происходит так, что проект предлагается нашими партнерами из других музеев. Так, была организована выставка, которая сейчас пользуется огромным интересом у публики — «Боги и герои Древней Греции». Она проходит в рамках перекрестного года России и Греции, и работа над ней велась в рекордно короткие сроки: от начала переговоров до открытия прошло чуть более полугода. Надо учесть, что за этот период не только был произведен отбор экспонатов (в Москву впервые привезли первоклассные произведения античного искусства, которые никогда ранее не покидали Грецию), но еще и создана прекрасная экспозиция, выпущен каталог.
Кроме того, с рядом зарубежных музеев у нас есть программы долгосрочного сотрудничества, в рамках которых проводятся обменные выставочные проекты. В конце ноября мы открыли выставку из музея китайской провинции Шаньси. Для нас это не просто интересная работа по созданию выставки, посвященной истории и культуре Поднебесной, а еще и начало большого проекта по представлению коллекций нашего музея в Китае. Сейчас мы отправляем в Китай выставку, посвященную истории России имперского периода. Она будет показана в нескольких крупных музеях в течение всего следующего года.
Значит, полгода подготовки — это минимум?
Знаете, полгода — это даже не минимум, это вообще не срок. Просто в случае с «Богами и героями Древней Греции» предложение было крайне интересным: экспонаты предоставили 26 ведущих греческих музеев. Это поистине уникальные памятники, шедевры мирового уровня! Отказываться от такой выставки мы просто не имели права.
А вообще работа над выставкой идет несколько лет. Она включает в себя и работу научных сотрудников, создающих концепцию, работу реставраторов, готовящих памятники для экспонирования, работу редакционно-издательского отдела, который создает каталог, работу по продвижению выставки, в конечном итоге. В создании экспозиции задействовано очень большое количество людей.
Расскажите о взаимодействии Исторического музея с Министерством культуры. Как вы его оцениваете?
Мы являемся федеральным музеем и находимся в непосредственном ведении Министерства культуры, и взаимодействие, которое у нас происходит с нашим руководством, фактически ежедневное. Мы выполняем государственное задание — свою функцию по хранению и экспонированию предметов, по организации различных региональных выставочных проектов, ведем популяризаторскую деятельность. Отмечу, что предложения, с которыми мы обращаемся к министерству, чаще всего находят отклик. В министерстве работают специалисты, которые выполняют общую с нами работу по сохранению культурного наследия. И если мы решаем эту задачу в рамках одного музея, то для министерства это работа в масштабах всего государства.
Одна из главных сегодняшних проблем Исторического музея — это огромные фонды, требующие новых современных хранилищ, экспозиционных пространств. Решить эти проблемы без поддержки Министерства культуры невозможно. Мы только что говорили о предстоящем юбилее музея и его будущем развитии. Одним из самых главных событий, которые должны произойти в период празднования нашего 145-летия — это представление программы развития и определение тех целей, которых мы должны достичь за ближайшие пять лет. Одна из таких задач — создание нового современного реставрационно-депозитарного комплекса, который планируется на территории Новой Москвы. Без самого активного участия Министерства культуры это сделать невозможно. Запрос на расширение фондовых и экспозиционных пространств для крупнейшего музея страны был услышан и поддержан лично министром культуры Владимиром Мединским, который не отложил решение этой проблемы на будущее. Скажу больше — инициатива выделения территории в Новой Москве для фондохранилища ГИМа исходила лично от министра. Сейчас уже определен земельный участок; мы ведем работу с профильным департаментом министерства культуры по подготовке проектной документации и документов для федеральной адресно-целевой программы. Впервые за то долгое время, что Исторический музей добивался решения проблемы выделения дополнительных площадей, мы видим реальные действия, которые завершатся созданием современного комплекса, и это сразу позволит решить несколько задач: улучшить условия хранения, реставрации, экспозиции. И самое главное — открыть для посетителей новые выставочные площади в центре Москвы, которые мы освободим от фондохранилищ, реставрационных мастерских, административных помещений.
Министерство культуры помогает нам решать задачи по комплектованию фондов. Музей должен постоянно расширять свою коллекцию и смотреть в будущее. Это касается и предметов, связанных с современной историей, и вовлечением в музейный оборот коллекций, представленных на антикварном рынке. Без финансовой поддержки Министерства культуры это сделать невозможно, и такую поддержку мы получаем. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, сегодня мы имеем выстроенную программу комплектования. Это касается не только Исторического музея. В министерстве регулярно работают комиссии, которые рассматривают предложения музеев, оценивают их, дают свои рекомендации. В результате музейный фонд государства пополняется уникальными предметами и коллекциями.
То есть музей делает запрос?
С одной стороны, это достаточно банальная — в хорошем смысле слова — отработанная технология. Конечно, сотрудники музея, его хранители ведут постоянный мониторинг исторических и культурных памятников, находящихся на антикварном рынке, причем часто не только в России, но и за рубежом. Да, у нас есть устоявшиеся контакты с людьми, работающими в этой сфере. Но в музей нередко приходят люди, которые предлагают музею вещи, хранившиеся в семье.
Мы оцениваем тот или иной предмет с точки зрения исторической ценности, насколько он значим для собрания государственного музея. И если специалисты принимают положительное решение, то мы обращаемся за финансированием к Министерству культуры. Естественно, федеральное министерство действует в рамках имеющихся финансовых лимитов. Но по-прежнему благодаря поддержке государства коллекции музея пополняются уникальными памятниками. Мы регулярно представляем наши новые поступления и в рамках празднования 145-летия музея покажем наиболее знаковые предметы, недавно пополнившие фондовые собрания.
Вы рассматриваете Исторический музей в первую очередь не как место, где посетители могут искать развлечение в виде выставки, а где они получают дополнительное образование, познания в области истории.
Дело в том, что развлечение и организация досуга — это очень важная функция музея, но это лишь часть нашей работы. Музей — очень сложный механизм. И если вы обратитесь к любому музейному работнику и спросите: «что самое важное осуществляет музей?», вам ответят: «хранит». Самая важная его функция — это сохранение. Без нее вы не сможете тщательно и подробно изучать памятники, которые здесь хранятся. Функция представления музейных предметов и целого спектра других услуг для широкой аудитории посетителей появляется уже на следующих этапах. Мы хорошо понимаем, что работаем для современной аудитории, которая не только хочет прийти в музей и увидеть что-то интересное. Люди хотят провести здесь время, хотят отдохнуть. И поэтому расширять спектр возможностей музея — тоже обязанность музея.
Так что музей, с одной стороны, является и хранилищем ценностей, и научным центром, потому что порой в нем проводятся уникальные научные исследования. Музей, как вы сказали, еще и образовательный центр, потому что основные посетители нашего музея — школьники и студенты, семейная аудитория. И мы ведем большую педагогическую работу, потому что посещение музея позволяет не только закрепить, полученные в школе знания, но и существенно расширить их. Например, получать высшее образование в области истории искусства или истории нашего государства либо другого государства без углубленного знакомства с коллекцией Исторического музея невозможно. В этом году при поддержке министерства культуры и личном участии министра мы запустили новый лекционный курс «Исторические субботы», в рамках которого лекции по российской истории читают лучшие специалисты. И мне отрадно видеть, что проект уже имеет свою постоянную аудиторию, которая еженедельно приходит в музей.
Есть еще одна очень важная функция музея — патриотическое воспитание. Назовите мне другой музей, куда человек может прийти и увидеть историю государства Российского, с его славными, драматическими, трагическими и героическими событиями? Только Исторический музей может представить историю цивилизации, истоки социально-национальной общности народов, составляющих нашу страну. Как итог сказанному, четко видим, что развлекательная функция музея минимальна, в большей степени это важнейшие направления работы, связанные с хранением, представлением экспонатов, изучением, образованием и, конечно, воспитанием.
Вы практически ответили на вопрос, который я собирался задать. Когда я учился на истфаке в начале 1990-х, историк — это была одна из самых непрактичных профессий. Мы и мои сокурсники учились просто потому, что нам так хотелось, а не потому, что надеялись быть востребованными как историки…
У меня отношение к историческому факультету совершенно иное, потому что он дает настолько широкое образование, что очень многие мои сокурсники проявили себя не только в области науки либо своей профессиональной преподавательской деятельности, — они занимают важные государственные посты, и историческое образование им очень помогает. Я вам могу напомнить, что историком по образованию является Олег Борисович Добродеев, руководитель ВГТРК; наш министр культуры тоже историк по образованию.
И я там учился именно ради такого широкого образования. Но просто сейчас, я смотрю, ситуация изменилась. История — это одна из самых острых общественно-политических тем. Ежедневно или раз в неделю возникают какие-то дискуссии, основанные на истории нашего государства или других. История стала очень востребована в сравнении, ну, как мне казалось, с тем, что было лет 20 назад.
Дело в том, что она была всегда востребованной, потому что очень многие современные политические проблемы, которые мы сейчас решаем, имеют свои корни в прошлом. Причем порой это прошлое не столь далеко, как нам кажется. И, несомненно, историю очень часто используют как оружие в нечестной политической борьбе. Мы это видим сейчас на примере наших братских государств, политические деятели которых в целях каких-то своих интересов не только обнуляют нашу общую историю, но и запросто фальсифицируют исторические факты. Именно поэтому историю необходимо знать, хотя бы для того, чтобы не повторять прежних ошибок. Мы должны помнить высказывание выдающегося русского историка Василия Ключевского, что история ничему не учит, но жестоко спрашивает за плохо выученные уроки.
Порой такое впечатление складывается, что люди и даже целые цивилизации не учатся на уроках истории…
Ключевский прав!
Историки-то знают, но их никто не слушает, и все просто повторяется.
Ну почему… Все-таки иногда воздействие историков в понимании даже самих себя, в отстаивании определенных интересов государства присутствует, и к историкам прислушиваются.
Да, в последнее время больше стали прислушиваться к историкам.
Несомненно. И обратите внимание на то, что в последнее время государство уделяет большее внимание изучению и популяризации исторического знания. У нас созданы Российское историческое общество, Военно-историческое общество, членами которого являются не только профессиональные историки, но и государственные деятели.
Сегодня мы на себе испытываем колоссальный интерес людей к изучению истории, ее познанию именно в музее. Конечно, нужно возвращаться к очень нужной, на мой взгляд, практике познавательного исторического туризма. Сейчас, анализируя посетительский поток Исторического музея, мы видим, что большинство посетителей по-прежнему только из Москвы. А с организованным посещением музея жителями Московской области, например школьниками, уже сложнее, потому что мы все прекрасно знаем, что организационно привезти группу из Сергиева Посада — примерно то же самое, что из Красноярска. Как результат мы теряем очень большую аудиторию из российских регионов. И сейчас наши усилия направлены в том числе и на то, чтобы вернуться к тем показателям посещаемости, которые были у нас в 1980-е годы, и на то, чтобы познакомить регионы России с уникальным собранием Исторического музея. В год мы проводим 30-40 выставочных проектов, больших и малых, в различных уголках нашей страны. Открытие выставки Исторического музея в том или ином городе, регионе проходит практически ежемесячно.
Такое раньше меньше практиковали?
Сейчас гораздо активнее. Возвращаясь к сказанному о взаимодействии с Министерством культуры, замечу, что зачастую без поддержки министерства, в том числе и финансовой, региональным музеям очень сложно осуществить какие-либо выставочные проекты. А для того чтобы принять выставку из ГИМ, должны быть выполнены все необходимые условия по транспортировке, обеспечению сохранности, экспонированию коллекции.
Депозитарно-реставрационный комплекс — это не выставочные территории?
Сейчас нельзя решать такие вопросы только узко, в одном направлении. Любая структура, которая создается в музее, рассматривается с различных точек зрения ее использования. Реставрационный депозитарный центр, который мы увидим на территории Новой Москвы, будет уникальным, потому что на одной площадке будут расположены фондохранилища двух крупнейших национальных учреждений нашей страны — Российской государственной библиотеки и Государственного исторического музея. Представляете, какой мощный кластер там создается сейчас?! Но это не только фондохранилище и не только реставрационные мастерские. Во-первых, это фондохранилища нового типа, которые позволяют показать посетителям те уникальные коллекции, которые никогда раньше просто невозможно было увидеть широкой аудитории. Во-вторых, это обязательное создание экспозиционных зон, где мы сможем представлять экспозиции несколько иного типа, потому что, если здесь, на главной экспозиции, мы представляем историю в хронологической последовательности, то там мы сможем показывать крупные коллекционные комплексы. В коллекции Исторического музея более трехсот тысяч единиц хранения памятников изобразительного искусства, четырехсоттысячная коллекция костюма и тканей, коллекции фонда драгоценных металлов, нумизматики, миллионная археологическая коллекция. Кроме того, мы выделяем большое пространство на обустройство культурно-просветительской зоны, а также продумываем комфортную для посетителей инфраструктуру. Это учреждение — не некое хранилище, которое будет недоступно широкому посетителю или будет доступно только специалистам — нет, это настоящий мощный современный культурный музейный центр.
А сроки создания его примерно каковы?
Мне сейчас очень сложно сказать. Естественно, мы хотели бы, чтобы этот комплекс был создан к 150-летию музея, и это одна главных задач нашего дальнейшего развития. Как я уже говорил, создание такого комплекса даст возможность провести широкие изменения здесь, в самом музее на Красной площади, например расширить его экспозицию. Но все будет зависеть от этапности каких-то определенных организационных работ, проведения проектирования и финансирования. Во всяком случае, сейчас очень часто у нас происходят рабочие совещания в министерстве культуры, где идет речь об уже совершенно конкретных шагах по созданию нового музейного центра. Этот проект находится под личным контролем министра и является его личной инициативой. Говоря, кстати, о депозитарном комплексе на территории Новой Москвы, нельзя не сказать о том, что сейчас принято очень важное решение, связанное с 500-летним юбилеем Новодевичьего монастыря. Подписано распоряжение правительства, утвердившее перечень мероприятий в рамках празднования этой юбилейной даты, которые необходимо провести к 2023 году, и одним из пунктов этих мероприятий предполагается создание экспозиционно-выставочного комплекса Исторического музея вблизи Новодевичьего монастыря. Это неслучайно, потому что, во-первых, история Исторического музея очень тесно связана с Новодевичьим монастырем, и нам удалось сохранить и культурные, и научные, и тесные организационные контакты с Московской областной епархией и с теми музеями, которые там расположены. Мы сейчас очень активно и участвуем, и помогаем в реставрационных работах на территории Новодевичьего монастыря, и с другой стороны, это наша совместная идея, наше совместное решение — создать экспозиционно-выставочный центр, который будет выполнять функции музейного центра рядом с уникальным памятником, входящим в состав мирового культурного наследия ЮНЕСКО. К 500-летию Новодевичьего монастыря мы откроем экспозицию, посвященную истории Русской православной церкви. Это еще один из этапов развития Исторического музея.
Можно в заключение назвать несколько выставок и экспозиций, которые в 2017-2018 годах люди смогут увидеть?
Как я уже говорил, будет выставка, посвященная 100-летию революции. Мы посмотрим на революцию шире. Мы постараемся представить предпосылки, течение и результаты революционных процессов: с одной стороны, это время высоких достижений, а с другой — трагические события, затронувшие судьбы очень и очень многих в нашей стране. Не за горами 2018-й год — это 100-летие событий, очень тесно связанных с Великой русской революцией, я имею в виду Гражданскую войну. Если посмотреть на Гражданскую войну современными глазами… Понимаете, мы сейчас ведь очень много говорим о понятиях примирения. Хотя я лично считаю, что примирение уже свершилось. Например, я правнук и внук людей, которые участвовали в революции с одной и с другой стороны, я являюсь гражданином России, и таких, как я, миллионы в нашей стране. Мы «в себе» уже примирили своих прадедов и дедов. Мы обязаны показать это событие именно с позиций нашей общей истории. И наши предки, которые, уверен, одинаково любили страну, Россию, думали о ее великом будущем, они были как со стороны «белых», так и со стороны «красных». Показать это — наша задача.
Откроет новый выставочный сезон выставка «Красавец мужчина», представляющая мужскую моду как неотъемлемую часть историко-культурного процесса в России. Она даст возможность проследить историю мужского костюма и аксессуаров, в зависимости от изменения роли мужчины в обществе.
Именно русская мода? Или интернациональная?
Мода не имеет границ. Если вы хотите увидеть традиционное, русское, вы сейчас можете обратиться к нашей выставке народного костюма, которая называется «Праздничная одежда народов России». Кстати, интерес к этой выставке очень велик среди профессионалов — третий тираж каталога подходит к концу! Ко Дню славянской письменности и культуры откроем выставку, посвященную очень интересной личности — митрополиту Макарию.
Современнику Ивана Грозного?
Да. Это тоже, кстати, интересно: мы очень часто говорим о государственном деятеле, а тут человек, который был идеологом и, может быть, еще раньше, чем первый государь российский продумывал структуру государственной власти страны. Это важная историческая личность для нашей страны, деяния которого серьезно отразились на ходе истории.
Есть еще очень интересный выставочный проект, потому что это тоже история нашего государства, она будет связана с историей казачества — «Кубанское казачество», выставка, которую мы делаем совместно с Краснодарским государственным историко-археологическим музеем.