Норильск. Заглянув под жилой дом, можно увидеть соседний квартал — все дома возвышаются на сваях над вечной мерзлотой. Ветром, бывает, разворачивает пассажирские самолеты на взлетной полосе аэропорта и срывает крыши со зданий. Полметра снежного покрова для местных — это значит «снега нет»: порой в зимний период дома заносит до четвертого этажа. В таких экстремальных условиях известный среди иностранцев стереотип о гуляющих на улицах медведях уже не кажется столь фантастичным. «Лента.ру», побывав на этнокультурном фестивале «Большой Аргиш», расспросила зарубежных гостей об их впечатлениях о самом северном городе мира.
Эммануэль, француз
В этом лабиринте труб и коммуникаций есть некоторый шарм, полная экзотика, особенно для европейца. Норильск — очень чистый, ухоженный, компактный город. Те, с кем мне довелось пообщаться, — из самых разных мест. Кто из Азербайджана, кто из Новосибирска, кто из Москвы. Правда, большинство из них живут здесь только лишь из-за заработка и хотят в будущем отсюда уехать. Но и истинные патриоты встречаются. Таймыр обладает большим потенциалом для туризма. Отдельного внимания заслуживает северная кухня, с которой в рамках фестиваля «Большой Аргиш» можно было познакомиться в ресторанах Норильска. Я вообще люблю дичь, это мясо более интересное, чем обычное. Строганину я уже пробовал, поскольку бывал в Сибири. Но здесь, в Норильске, акцент, конечно, на оленину. Мясо оленя, на мой взгляд, было бы очень популярно во Франции. Хотя экспортировать его будет непросто, конечно.
Антонио, кубинец
Первое, что приходит на ум, — это то что я попал в некий полярный Санкт-Петербург: архитектура в центре Норильска очень напоминает мне этот город. Поразительно, но факт: и в таком суровом климате можно жить и радоваться. За окном минус 20, а все вышли на улицы, у всех праздник — это удивительно. Люди привязаны к этой земле, и хочется верить, что так будет и дальше. Что люди будут жить здесь, так же работать и так же радоваться. Экзотика Крайнего Севера может притягивать туристов. Едут же люди кататься в Швейцарию. А здесь можно увидеть, как по-настоящему живут люди на Севере. Здесь же и самый северный православный храм, и самая северная мечеть. Тут можно возить людей на рыбалку, устраивать другие развлечения. И сюда прежде всего нужно привлекать иностранцев, тех, кто никогда не бывал в таких северных широтах. Ведь то, как живут коренные народы Севера, — это безумно интересно. И не менее интересен, на мой взгляд, был бы индустриальный туризм. Никель же производят лишь в нескольких местах в мире, и для многих было бы очень любопытно увидеть, как это делают.
Чарльз, американец
«Визитной карточкой» Норильска для меня были не очень приятные символы, с которыми он ассоциируется: это и ГУЛАГ, и загрязнение. Однако сейчас я вижу, что город старается перестроить свою репутацию: где-то это получается, где-то не очень. Северный характер проявляется в том, как люди держатся друг друга. Наверное, иначе в таких суровых условиях нельзя. Подобные особенности характера я замечал и в других северных российских городах, например в Мурманске. Норильск мне интересен еще и своим контрастом: у него одновременно и трагическая, и героическая история, связанная с развитием индустрии. Может ли такая северная экзотика привлекать туристов? Думаю, да. С другой стороны, Россия — большая страна, и если человек хочет попасть туда, где холодно, у него остается масса вариантов и помимо Норильска. Конкуренция большая, что уж говорить.
Такие праздники, фестивали, как «Большой Аргиш», — это всегда хорошо. Своеобразный местный pride, гордость за местные традиции. Например, на празднике было много людей в традиционных одеждах коренных малых народов Севера. Это очень правильно, причем не только для России, но и для других стран, где сохраняется самобытная культура малых народов: и в Австралии, и в Америке. Малые народы должны иметь «свой час», чтобы рассказать о себе, своей культуре. Вернулся бы я в Норильск еще раз? Да, но летом. В таких местах, на мой взгляд, очень интересно летом. Тем более мне было бы очень интересно побывать здесь во время полярного дня, когда постоянно светло.
Рикардо, испанец
Если бы здесь не было работы, мне кажется, и людей бы здесь не было. Когда я приехал в Россию в 2008 году, я уже знал про Норильск, и он был мне очень интересен. В испаноязычном интернете про него пишут в негативных тонах. Но меня это не смутило, наоборот. Подстегнуло мой интерес и то, что город считается закрытым, по крайней мере для иностранцев. Первое впечатление, когда я впервые сюда попал, — холодно. Но при этом Норильск, на мой взгляд, намного лучше, чем тот же Магнитогорск, в котором я бывал. И я встречал в Норильске немало людей, которые гордятся своим городом. Конечно, есть и те, кто после выхода на пенсию мечтают уехать в более теплый климат. А некоторые и не думают уезжать. Это настоящая победа человека: жить в столь экстремальных условиях. Я планирую вернуться сюда в феврале, и уже на три-четыре недели — буду снимать здесь большой фильм.