Этот год унес жизни многих музыкантов — от Дэвида Боуи и Принса до Леонарда Коэна и Полины Оливерос, и было бы совсем жестоко ничего не оставить взамен. Многие альбомы, вышедшие за последние 12 месяцев, оказались настолько хороши, что с ними легче забыть плохое и попрощаться с минувшим. Самые интересные релизы уходящего года — от Рианны до «макулатуры» — в обзоре «Ленты.ру».
PJ Harvey — The Hope Six Demolition Project
Песни этого альбома звучат так свежо и бодро, словно это дебютная пластинка, а не девятая студийная работа Харви. Диск сочинился после поездок певицы по Косово, Афганистану и неблагополучным районам США. Нечасто получается так, что социально ориентированное творчество имеет столь эстетически привлекательный вид. Муза благосклонна к Полли Джин Харви — ей по-прежнему удаются отличные риффы и цепкие мелодии, а ее голос все так же зовет на подвиги.
Death Grips — Bottomless Pit
Death Grips — та группа, которую вы включаете на полную громкость, когда хотите отомстить соседям за бесконечный ремонт и рыдающих по ночам младенцев. Их пятый альбом подходит для этого как нельзя лучше. Троицу MC Ride, Зака Хилла и Энди Морина называют самым неоднозначным коллективом в истории, а их музыку относят то к панку, то к нойзу, то к экспериментальному хип-хопу. На самом деле пока разворачивается сюжет Bottomless Pit от трека к треку, ухо привыкает к шумам, за которым, оказывается, скрывается определенная мелодичность.
La Femme — Mystère
Французская группа La Femme («Женщина») играет в жанре, который условно можно обозначить как психоделический краутрок, и вышедший в этом году альбом для них второй по счету после Psycho Tropical Berlin. Для тех, кто не знает французского, пластинка вполне оправдает свое название — «Загадка», но от этого менее приятной не станет. Если вы разочаровались в любви, то коллектив поддержит вас в этом самым бодрым образом: их тексты в основном об изменах и расставаниях, но в мелодиях и вокале (здесь женский чередуется с мужским) ощущается что-то вроде надежды — наверное, поэтому их музыка так хорошо подходит для рекламы автомобилей.
Anohni — Hopelessness
Был Энтони — стала Энони: такая трансформация произошла с обладателем одного из самых необычных голосов в современной музыке. Hopelessness — первый альбом певицы в новом образе. Он сильно отличается от того, что Энтони делал в составе Antony and the Johnsons. В певице словно проснулась дремавшая прежде сила, Энони разорвала какие-то сдерживавшие ее прежде цепи. Над звуком этой витальной пластинки работали Хадсон Мохоук и Дэниел Лопатин (Oneohtrix Point Never).
Rihanna — ANTI
Новый альбом Рианны включили в списки лучших релизов года даже те издания, которые проигнорировали Фрэнка Оушена и Radiohead. ANTI действительно хорош по всем показателям, начиная от коллаборации с SZA на первом треке Consideration до ретро-баллады Love On The Brain. К сожалению, в него не вошла композиция Bitch Better Have My Money, которую певица выпустила синглом в преддверии релиза. Уже тогда, особенно после идеального хоррор-клипа с Мадсом Миккельсеном в главной роли, творчество Рианны увидели в новом свете даже яростные отрицатели всего попсового, и если вы до сих пор отказывались слушать ее музыку из этих соображений — самое время пересмотреть свои взгляды.
David Bowie — Blackstar
Год начался с известия о смерти Боуи, за два дня до которой он выпустил свой последний альбом: послание человека, собирающегося в непредсказуемое путешествие по далеким мирам. Характерное для Боуи сочетание черного космического холода и беззащитной человеческой сокровенности присутствует в этой музыке в полной мере. Уходя, артист оставил нам самую глубокую из своих работ.
Skepta — Konnichiwa
Последние два года ознаменовались возрождением грайма — жанра, с которым в первую очередь связано имя Скепты (настоящее имя Джозеф Джуниор Аденуга). Тем, кто никогда не слышал это словосочетание, лондонский MC говорит «конничива» своим новым альбомом, который создан не столько для того, чтобы ознакомить слушателя с законами грайма, сколько для того, чтобы заставить сходу полюбить это направление.
18+ — Collect
Второй LP американской группы с заманчивым названием вышел вскоре после микстейпа Fore — и эти два релиза стали главным событием года для жанра ласт-поп (от lust — «похоть»). Эротические тексты, ритм не совсем классического r’n’b и, главное, сочетание очень красивого вокала Самии Мирзы и речитатива Джастина Суинберна ставят их в один ряд с FKA Twigs и приезжавшими в этом году в Москву EASTER. И все же 18+ — проект не совсем музыкальный; это что-то вроде перформанса, призванного высмеять современную поп-культуру и коммерциализацию темы секса. Здесь Джастин и Самиа немного перестарались, потому что их музыка звучит слишком качественно, чтобы не воспринимать ее всерьез.
Frank Ocean — Blonde
Один из самых долгожданных альбомов последних лет, второй сольник Фрэнка Оушена получился вызывающе тоскливым и подчеркнуто сдержанным. Словно он писал его, действительно не чувствуя груза слушательских ожиданий. Частично спетый игрушечным голосом, частично просто под гитару, частично просто под орган, альбом завораживает своим сновиденческим настроением и полным равнодушием к шуму этого мира. Оушен — антипод Канье Уэста: неразговорчив, возмутительно неделовит, избегает публичности, не кричит о своей избранности на каждом углу. Даже «Грэмми» его не беспокоит: певец не стал посылать свою пластинку Американской академии звукозаписи. И правда, зачем вся эта суета?
Aphex Twin — Cheetah
В 2014 году Ричард Ди Джеймс прервал многолетнее молчание альбомом Syro и с тех пор выпустил два EP, один из которых — Cheetah — вышел в июле этого года. Семь треков длительностью от 28 секунд до 8 минут, в принципе, выбиваются из творчества Афекса Твина разве что нарочитой простотой, но доставили много радости фанатам — особенно 12-летнему ирландцу Райану Уайеру, который лично снял для музыканта первый за 17 лет клип на композицию CIRKLON3 [Колхозная mix]. Ричард Джеймс признал этот очень крутой видеоролик официальным и выложил на свой канал Vevo.
Andy Stott— Too Many Voices
New Romantic — так называется один из треков с нового альбома манчестерского техно-продюсера Энди Стотта, и так же можно охарактеризовать стилистику всей пластинки. Сочетание жесткого урбанистического звука и, если можно так выразиться, «нежного» женского вокала призывает к аналогии с работами современного французского художника Сиприена Гайяра (одна из статей про него тоже носит название New Romantic), который примерно таким же образом воспевает все индустриальное и возводит рушащиеся многоэтажки в разряд новой романтики. Стотт вдохновлялся японскими пионерами электроники Yellow Magic Orchestra — с одной стороны и граймом — с другой: оказалось, это не такие уж несовместимые вещи.
EASTER — New Cuisine, Pt. 2
Вторая часть начатой в феврале 2014 года дилогии — пять новых треков, с которыми Стина Омар и Макс Босс летом приезжали в Москву. EASTER — одна из тех групп, которые нравятся всем без исключения, возможно, потому, что их жанровую принадлежность почти невозможно определить (а значит, и угодить они способны любителям абсолютно противоположных направлений), а возможно потому, что в их музыке нет ничего, за что их можно было бы не любить. И в то же время есть много хорошего — от безумных текстов про грибы, солнце, китайскую лапшу и танцы до неназойливых мелодий и приятных акцентов норвежки Стины и немца Макса, которые почему-то называют себя братьями.
«макулатура» — «пляж»
Евгений Алехин и Константин Сперанский объединились с Феликсом Бондаревым из Red Samara Automobile Club и записали первый полноценный альбом в своей дискографии — полноценный в том смысле, что качество звука здесь наконец соответствует качеству текстов. «Макулатура» — самые начитанные рэперы, и им не удается скрыть это за приземленностью бытовых описаний и не совсем пристойными метафорами. Кроме того, в «пляже» больше любви, чем в жизни каждого из нас. Остается только процитировать рецензию на пластинку Эдуарда Лимонова: «Что говорить, молодцы ребята, очень мужская запись получилась, о настоящей, титанической мужской любви к женщине. Запись имени Николая Гумилева и Канье Уэста. Так хорошо из русских о любви писал только я, ну и, может быть, Тургенев».
Visonia — Opal’s Sunflowers
Чилиец Николас Эстани выпустил второй альбом с поразительно холодным для Латинской Америки звучанием. В Opal’s Sunflowers есть треки на английском, испанском и французском — все они отсылают слушателя к классическому колд-вейву 80-х вроде Guerre Froide (которые не знали испанского, но вместе с родным французским и английским использовали немецкий), но у Эстани экзистенциальная философия холодной волны пересказана на языке современной электроники. Пластинка вышла в феврале, и сейчас, зимними вечерами, она как нельзя кстати.