В Москве с конца 90-х реализуется программа сноса ветхих пятиэтажных домов. Сроки ее окончания неоднократно переносили, но, по последним данным, финал наконец-то близок: осталось расселить и снести менее 80 домов. Однако муниципальные депутаты Москвы заявляют, что программу нужно продлить или разработать новую. Что и почему нужно сносить в столице — разбиралась «Лента.ру».
Снос пятиэтажек, построенных в 60-х годах (в народе они известны как «хрущевки), начался в Москве еще 17 лет назад. Планировалось снести почти две тысячи домов в откровенно аварийном состоянии. Жильцы домов, предназначенных под снос, получают жилье в новостройках. Демонтаж и расселение проводят как за счет городского бюджета, так и за счет средств частных инвесторов.
Окончание программы сноса анонсировалось несколько раз. И вот в январе 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что в ближайшие два года оставшиеся 78 домов расселят и снесут. В домах, которые не подходят под определение аварийных и подлежащих сносу или реконструкции, проводится капитальный ремонт — в соответствии с региональной программой, также действующей в столице.
Казалось бы, логичная ситуация: ветхих домов в городе практически не осталось, а все остальные можно отремонтировать. Однако все не так просто, заявляют муниципальные депутаты, которые вот уже год контролируют проведение капремонта в жилых домах. Некоторым домам капремонт, по их мнению, помочь не может.
Ремонт с выселением
Проблему активно обсуждали на прошедшем съезде Совета муниципальных образований города Москвы. Председатель Совета муниципальных депутатов Бабушкинского района Алексей Лисовенко напомнил, что муниципальные депутаты уже год участвуют в контроле за тем, как ведутся работы по капремонту. При этом выясняется, что в некоторых домах есть определенные трудности, при которых ремонт становится практически невозможным. Например, когда нужно заменить стояки холодного или горячего водоснабжения. «Их заменить можно, но необходимо провести разводку по внутреннему помещению ванной, туалета, кухни. При этом внутренняя площадь помещений уменьшается», — пояснил депутат.
Другой пример — когда нужно заменить стояк канализации с выносом из стены: зачастую при этом строителям приходится разбирать стены соседних санузлов, соседних квартир. «Получается, что проживать в данных квартирах в этот момент практически невозможно. И мы получаем отказы жителей от проведения таких ремонтных работ», — говорит Лисовенко.
В некоторых старых домах нет батарей под окнами — трубы вмонтированы в поперечные плиты. Температура в комнатах при этом не отвечает нормативным требованиям. Где-то нужно срезать балкон — но при этом придется разбирать внешнюю стену, а на такое жильцы, как можно предположить, тоже не согласны. «Даже когда будет проведен капремонт, назвать комфортным проживание в таких домах затруднительно», — подчеркивает глава Бабушкинского муниципального округа.
Выработанный потенциал
«Мы столкнулись с очень тяжелыми проблемами при реализации программы капремонта», — подтверждает глава Пресненского муниципального округа Петр Петров. В некоторых домах нет подвалов, и заменить коммуникации без расселения жителей невозможно, говорит он. «Вторая проблема — это дома с деревянными перекрытиями и межкомнатными стенами. Там тоже нужно все это разбирать и менять, а жильцов отселять. Но в сегодняшней программе капремонта нет замены перекрытий и стеновых панелей. В этом случае теряется смысл проведения капремонта», — перечисляет депутат.
Есть панельные дома, которые по своей серии не попали в программу сноса, но стены и перекрытия в них уже отслужили свой срок. «Да, на это требуются огромные экономические затраты. Но это уже проблема сегодняшнего дня — дома разрушаются. Эта проблема будет и завтра. Поэтому нужно готовить новую программу сноса ветхого жилья и расселения жильцов», — утверждает Петров. По его словам, такие дома есть и в центре Москвы — в Центральном округе их более сотни.
«Посоветовавшись со многими руководителями муниципальных округов, мы обращаемся к мэру Москвы: возможна ли разработка новой программы по сносу пятиэтажек? Это было бы сегодня очень нужно и очень полезно!», — заявляет Петров.
Глава Таганского муниципального округа Илья Свиридов на примере своего района рассказывает об удачном опыте переселения и сноса пятиэтажек. «Несколько кварталов пятиэтажек снесли, и благодаря программе переселения решили массу проблем для москвичей, которые нуждались в улучшении жилищных условий», — говорит он. Но кварталы, состоящие из старых пятиэтажек, еще остались. «Когда люди услышали, что вместо расселения и предоставления им нового жилья их дома будут капитально отремонтированы, задались вопросом: какой смысл их ремонтировать, если дома настолько старые, что их конструктивные элементы не выдержат капремонта и долго не простоят? Это будут зря потраченные деньги», —объясняет Свиридов.
В Москве было несколько этапов индустриального домостроения, напоминает он. Пятиэтажки относятся к первому и второму этапам, и все они уже выработали свой потенциал. На их месте нужно строить новые дома, считает депутат. Ветхий жилищный фонд он предлагает называть «фондом будущих поколений»: после их сноса освободятся масштабные кварталы, где можно построить полноценные дома современных серий с хорошими дворовыми территориями, с подземными парковками. «Это комплексная реновация квартала, которая дает новое качество жизни», — подчеркивает глава Таганского района.
Спрос с мэра
Муниципальные депутаты обратились к правительству Москвы с просьбой подумать о продлении программы снова ветхих домов или же о создании новой подобной программы. Заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин отметил, что понимает запрос: программа сноса пятиэтажек заканчивается, но при этом возникают определенные проблемы. «Первая проблема — это отсутствие стартовой площадки. Почему задержалась программа? Последний ее этап проходил в очень сложных районах, где нет площадок, где нет земельных ресурсов. Вторая сложность: часть жителей категорически не хотят переезжать из этих домов. До 20 процентов всей программы уходит в суды. За счет этого затягивается переселение. Да, большинство хотят переехать, но есть и другие», — пояснил чиновник.
Наконец, актуален вопрос распределения бюджетных средств. Если в годы действия программы городской бюджет направлялся на расселение, то с ее завершением средства перераспределялись на другие актуальные городские решения. «Сегодня 70 процентов всех наших денег идет на решение транспортной проблемы в масштабах города, и программа расселения сегодня менее остра, чем проблема транспорта», — отметил Хуснуллин.
Муниципальные депутаты все же настаивают на том, чтобы город уделил внимание сносу ветхих домов. «Мы считаем, что правительству Москвы необходимо детально рассмотреть этот вопрос и изыскать возможности для расселения и сноса наиболее проблемных домов», — подытожил глава Бабушкинского муниципального округа Алексей Лисовенко. Депутаты направят соответствующее обращение мэру Москвы Сергею Собянину.