Несколько дней назад в Латвии с аэродрома Цесис запустили первую латвийскую ракету. Собранная местными умельцами, она сразу же поставила местный рекорд: оторвалась от земли на два километра. Свои космические программы есть также у Эстонии и Литвы. «Лента.ру» разбиралась, как прибалтийские республики собираются покорять просторы Вселенной.
На голом энтузиазме
Некогда, во времена СССР, Прибалтика на правах кооперации с другими советскими республиками активно участвовала в развитии космических программ. Здесь производили приборы для изучения Вселенной, особо прочные материалы, детали и сверхсложные приборы для орбитальных аппаратов, скафандры и некоторые продукты питания для космонавтов. Со сменой эпохи об этих достижениях пришлось забыть, но в республиках до сих пор остались энтузиасты освоения внеземных пространств. Запуск ракеты с Цесиса стал делом рук группы инженеров и специалистов по электронике, объединившихся в рамках проекта «Первые сто километров Латвии в космосе». Его возглавил молодой ученый Паулс Ирбинс, прошедший подготовку в учебном центре НАСА. Некогда он представлял Латвию в программе Mars One, авторы которой планируют через десять лет осуществить пилотируемый полет на Красную планету и ее последующую колонизацию. Ирбинс не прошел отбор и не оказался в числе ста счастливцев, одному из которых предстоит первым высадиться на Марсе, однако от мечты о космических путешествиях не отказался.
Пять лет назад Ирбенс вместе с другими активистами запустили свой первый космический зонд, а теперь доросли до ракеты. В общей сложности они создавали ее целых шесть лет, часто им приходилось, что называется, изобретать велосипед заново. «В первую очередь это микроэлектроника, которую мы разработали в Латвии. Ее можно использовать не только в ракетостроении, но и в бытовой технике. Во-вторых, это ультралегкие и суперпрочные материалы, которые мы используем, и еще несколько решений», — пояснял Ирбинс.
Созданный энтузиастами летательный аппарат достигает почти метра в высоту, его диаметр — всего три сантиметра. По словам разработчиков, они старались максимально облегчить свое творение, борьба шла за каждый грамм: ведь чем легче ракета, тем меньше топлива ей требуется. В результате общий вес аппарата вместе с компьютером и топливом составил всего 88 граммов. Твердое топливо (точно такое же используется в ускорителях американских шаттлов) позволило ракете разогнаться почти до скорости звука.
«Наш дальнейший шаг — запустить эту ракету не на два километра — хотя это уже существенный рекорд для Латвии, — а на тридцать-пятьдесят», — раскрыл планы Паулс Ирбинс. Он надеется, что уже через год-другой латвийская ракета преодолеет стокилометровую отметку, а это уже выход в космос. «Всего девятнадцать государств смогли построить ракеты, которые могут достичь такой высоты. Это большой технический вызов для любой страны, для любых энтузиастов. И чтобы этой цели достичь, требуется много сложных технических решений», — рассказывает конструктор.
Латвийских испытателей поздравил с удачным запуском российский космонавт Анатолий Соловьев: «Коллеги — я хочу обратиться именно так, потому что вы принимаете активное участие в использовании космического пространства. Я представляю, каких трудов это стоило, потому что наверняка вы вспомнили математику, физику, технику, электронику. Это все нужно знать, чтобы осуществить такой проект. Я хочу пожелать вам успеха». Соловьев, кстати, родился в Риге. В свое время он поставил мировой рекорд по пребыванию в космосе — в общей сложности два года.
Ирбинс и его коллеги рассчитывают, что их заметит какая-нибудь крупная иностранная компания и пригласит к сотрудничеству. «Наш опыт может пригодиться при разработке ракет побольше, при создании более сложной электроники, радиосвязи, навигации и других компонентов. Все это можно использовать и в других сферах, не только в космических», — рассуждают они. Впрочем, в Латвии есть и другие люди, рассчитывающие, что ракета принесет практическую пользу, а не только удовлетворит амбиции ее создателей. «Такая небольшая ракета может позволить провести, скажем, испытания электроники в космосе. Десяти минут достаточно, чтобы понять, пригодна ли электроника для использования в экстремальных условиях», — высказал мнение представитель Института астрономии Латвийского университета Илгонис Вилкс.
Еще в 2011 году латвийские ученые совместно с германскими коллегами создали спутник Venta-1, оснащенный системой автоматической идентификации морских судов. Запустить его на орбиту предполагалось с помощью индийской или российской ракеты. Однако выбор ракетоносителя затянулся на годы, старт многократно откладывался и переносился, а 7,5-килограммовый аппарат, обошедшийся в 400 тысяч евро, продолжает пылиться на складе.
«Это исторический момент!»
Однако не только Латвия грезит освоением космоса. В этом году Эстония стала государством-председателем Европейской межпарламентской конференции по космосу (EISC). Главной темой своего председательства Таллин назвал возможности, связанные с предпринимательством в космической сфере. Парламентарий Лийза Овийр, ранее возглавлявшая эстонское Министерство по делам предпринимательства, заявила по этому поводу: «Темы, связанные с внеземным пространством, больше не являются исключительной компетенцией единичных государственных агентств. Эстонские предприниматели тоже видят все больше возможностей объединить инновации, связанные с космосом, и бизнес. Конвенции ООН, регулирующие деятельность в космосе, подписаны пятьдесят лет тому назад и уже не соответствуют нынешней ситуации. Их необходимо пересмотреть». По словам Овийр, цель Таллина заключается в том, чтобы выяснить, «как извлечь в космическом секторе больше пользы из предпринимательства, заботясь в то же время и об окружающей среде».
Четыре года назад Эстония стала 41-м государством мира, отправившим на околоземную орбиту свой искусственный спутник. С космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала ракета с аппаратом ESTCube-1 на борту. Он стал первым в мире спутником, использующим так называемый электрический парус. Испытание этого «паруса» в космосе было главной целью миссии ESTCube-1. Увы, из-за механической неполадки эксперимент успехом не увенчался, а в феврале 2015-го проект пришлось свернуть — в связи с полной разрядкой аккумуляторов устройства. «Привет, Земля! Говорит ESTCube-1. Я проработал в космосе 651 день во имя светлого будущего человечества. С сегодняшнего дня я ухожу на пенсию и следующие двадцать лет буду читать ваши валентинки на День всех влюбленных. Да здравствует Эстония!» — этими словами, переданными посредством «морзянки», завершилась миссия ESTCube-1.
1 сентября 2015 года Эстония стала членом Европейского космического агентства (ЕКА). В настоящее время в кабинетах Тартуского университета идет работа над ESTCube-2, планируемым к запуску в 2018 году. Предполагается, что этот спутник завершит миссию, с которой не справился его предшественник. В дальнейшем эстонцы намерены запустить ESTCube-3, которому предстоит выполнить еще более амбициозную задачу — добраться до лунной орбиты.
Несколько лет назад тогдашний президент Литвы Валдас Адамкус выступил с инициативой ввести государство в клуб космических держав. В октябре 2014-го занимавший на тот момент пост министра экономики Литвы Эвадас Густас подписал в Париже соглашение о сотрудничестве с ЕКА. По его словам, в феврале 2013 года эксперты ЕКА провели аудит технологических возможностей республики и установили, что она располагает «довольно большим потенциалом в области естественных наук, лазерных, информационных и биотехнологий, микроэлектроники, оптоэлектроники и мехатроники». 9 января 2014 года на орбиту поднялись два спутника — LituanicaSAT-1 и LitSat-1 (каждый весом один килограмм). Первый был сконструирован в Вильнюсском, второй — в Каунасском технологическом университете. Оба они оторвались от земли на борту американской ракеты Antares, стартовавшей с космодрома на острове Уоллопс в штате Вирджиния с грузом из более тридцати спутников разных стран.
LituanicaSAT-1 и LitSat пристыковались к МКС и оттуда были отправлены на орбиту. Во время запуска Antares литовские телеканалы вели прямую трансляцию, в эфире появлялись местные политики и знаменитости, в том числе члены баскетбольного клуба «Жальгирис» — все они восторженно комментировали присоединение Литвы к «космическому клубу». Президент страны Даля Грибаускайте не скромничала: «Это исторический момент для Литвы! Я поздравляю молодых ученых и всех литовцев — мы стали космической державой! Это важный шаг в создании новых технологий и в выходе в космические исследования».
Литовские спутники, как и планировалось, пробыли на орбите полгода, и все это время LitSat-1 непрерывно транслировал сигнал «Lietuva myli laisvę» («Литва любит свободу»). Большой вклад в запуск спутников внес предприниматель Видмантас Томкус, председатель Литовской аэрокосмической ассоциации. Грибаускайте даже вручила Томкусу награду «за создание прогрессивных, инновативных, приносящих Литве социально-экономическую выгоду видов деятельности и за их развитие в государстве». Однако буквально в начале этого года Томкусу пришлось отбиваться от нападок и обвинений в «скрытой работе на Москву» — после того как возглавляемая им компания Arcus Novus решила создать под Вильнюсом крупнейший в стране центр данных для обслуживания бизнесменов. Литовская разведка предупредила, что к информационной базе такого центра могут подключиться сотрудники ФСБ России...
Время первых
В июле прошлого года двадцать молодых ученых с кафедры биофизики Вильнюсского университета начали миссию «Литва на Луне-2018». Они задались амбициозной целью: Литва должна стать первой страной в мире, вырастившей живой организм на Луне. Студенты Арнас Пятравичюс и Макалоюс Бразджюнас объявили, что эксперименты займут несколько лет, но через полтора-два года они намерены добиться акклиматизации растений на Луне. Если эксперимент удастся, литовские ученые получат уникальный опыт автономного выращивания пищевых продуктов в cуровых условиях. Другими словами, Литва сможет обеспечить продовольствием путешественников, отправляющихся в далекие космические странствия.
Впрочем, реальные космические достижения стран Прибалтики пока ограничиваются запуском небольших спутников. Самый волнующий вопрос — когда на орбиту отправится первый латышский, эстонский или литовский космонавт? Известный латвийский экономист, главный редактор делового журнала «Капитал-Регион» Артем Губерман сказал «Ленте.ру», что вряд ли этого следует ожидать в обозримом будущем: «Во всяком случае, на национальных мощностях. Есть большая разница между тем, чтобы поднять в воздух булыжник или человека. Выводить на орбиту любительские спутники скоро сможет любой крупный университет, но полноценный космический корабль — совсем иное дело». Вместе с тем, по его мнению, даже небольшим государствам участие в комических программах может оказаться полезным. «Страны Прибалтики осознают свои возможности и ограничиваются запуском спутников, которые могут принести пользу в телекоммуникационной или исследовательской сфере. А оказаться на космосе уроженцы Прибалтики могут лишь на борту кораблей могущественных держав — как это было во времена СССР», — уверен экономист.