Экономический спад и борьба с коррупцией в Китае в значительной мере повлияли на рынок люксовых товаров (клиенты из КНР составляют все более значительную часть покупателей предметов роскоши), в том числе на состояние бизнес-авиации. Однако сейчас у эксплуатантов бизнес-джетов дела понемногу идут на лад, а производители предлагают потенциальным клиентам все более совершенные модели.
Без шума и пыли
Еще недавно среднестатистический бизнес-джет был комфортным, но достаточно шумным самолетом. За последнее десятилетие ситуация кардинально изменилась: по уровню шума в салоне лучшие образцы бизнес-авиации приближаются к флагманским изделиям автопрома. Этой зимой в СМИ просочилась информация о трагикомическом инциденте на борту частного трехмоторного Dassault Falcon 7X. В ходе полета обнаружилась техническая неисправность самолета, которую экипаж обсуждал вполголоса, чтобы не испугать пассажиров. Тем не менее из-за почти абсолютной тишины в салоне переговоры пилотов были услышаны (к счастью, инцидент обошелся без последствий и без паники на борту).
Сегодня заказчики бизнес-джетов иногда выдвигают парадоксальное требование: чтобы самолет был все же не слишком тихим. Издание Boat International цитирует вице-президента по внутреннему дизайну корпорации Textron (производителя самолетов Cessna) Кристи Таннахилл: «Многие клиенты говорят, что не хотели бы, чтобы весь салон слышал, как они, к примеру, спускают воду в унитазе. Тем не менее когда проблемой становится слишком малый уровень шума в наших самолетах — это даже приятно».
Полет из Дубая в Нью-Йорк даже на самом скоростном из современных дальнемагистральных бизнес-джетов Gulfstream 650ER (дальность полета 13,9 тысячи километров на скорости 900 километров в час; цена от 66 миллионов долларов) занимает 14 часов, так что комфорт остается приоритетной опцией для потенциальных покупателей. С появлением же на рынке адаптированных под нужды состоятельных деловых пассажиров лайнеров Boeing Business Jet и Airbus Corporate Jet понятия комфорта и роскоши на борту вышли на принципиально новый уровень: это настоящие летающие дворцы, по желанию заказчика отделанные натуральной древесиной ценных сортов, оборудованные спа-кабинами, аквариумами и даже роялями.
Адам Туиделл, президент британской чартерной компании PrivateFly, специализирующейся на услугах бизнес-перелетов, сравнивает условия на борту современных бизнес-джетов с суперъяхтами: «Для владельцев таких самолетов комфорт на борту — повод для гордости и радости, когда они приглашают туда гостей, точно так же, как они приглашают гостей на свою яхту».
Разумеется, такой комфорт стоит больших денег — к примеру, люксовая модификация А350, предложенная в прошлом году немецкой фирмой Lufthansa Technik (инженерная компания, входящая в группу Lufthansa), обойдется заказчику не менее чем в 150 миллионов евро. Самолет, названный Welcome Home («Добро пожаловать домой»), проектировался как летающая квартира-лофт.
«Идея даже не в том, чтобы создать здоровую атмосферу внутри салона. Мы старались, чтобы клиент прибывал к месту назначения еще более спокойным и полным сил, чем был в точке вылета», — пояснил концепцию интерьерный архитектор фирмы Михаэль Райхенекер. Самолет оборудован собственной спа-зоной, кухней с вытяжкой для приготовления пищи из свежих продуктов, сауной, душевой и массажным столом. Общая площадь «жилого» салона составляет внушительные 270 квадратных метров.
Скромные покупатели
На кого же рассчитано все это великолепие? Три-четыре года назад перспективы рынка казались совсем не блестящими, в первую очередь из-за резкого спада интереса к люксовым перевозкам со стороны «новых китайцев», вызванного усилением борьбы с коррупцией в КНР. Многие состоятельные китайцы отказались от приобретения или чартера бизнес-джетов, иные просто перерегистрировали свои самолеты в других странах. Однако, как утверждают аналитики гонконгской компании Asian Sky Group, за последний год тенденция стала меняться, при этом даже наблюдатели внутри Китая не вполне понимают причины этих изменений.
Антикоррупционные меры не смягчились — председатель КНР Си Цзиньпин продолжает держать прежний курс, но потенциальные клиенты рынка бизнес-джетов в Китае, как явствует из докладов, перестали расценивать общественное мнение как важный фактор при решении о приобретении самолета. Эксперты предрекают некоторый рост в количестве покупаемых самолетов, хоть он и не сможет сравниться с бумом 2011-го и 2012 годов, когда подъем в продажах составлял от 43 до 49 процентов. В текущем году, судя по данным о размещенных заказах, размер частного авиапарка в КНР увеличиться лишь на 1 процент, а общее количество бизнес-самолетов достигнет 482, однако уже в 2018-м эксперты предрекают десятипроцентное увеличение продаж (что в абсолютных значениях составит примерно 50 летательных аппаратов в год).
Аналитики американской аэрокосмической корпорации Honeywell отмечают рост интереса к бизнес-джетам на базе коммерческих лайнеров, таких как Boeing 737 и Airbus A320. Согласно данным проведенного компанией опроса, 28 процентов чартерных операторов бизнес-джетов в Азиатско-Тихоокеанском регионе планируют в ближайшие пять лет закупить новые самолеты, при этом 97 процентов китайских фирм предпочтут именно самолеты с большим салоном (в Европе такой выбор сделают лишь 57 процентов опрошенных операторов). Рационального объяснения этому тренду аналитики также не видят — разве что, как предполагает специализированное издание Aviation Week, потенциальные заказчики имеют связи в правительственных кругах и чувствуют себя защищенными в условиях продолжающейся кампании «за скромность в миллиардерском быту».