«Женщины любого возраста и внешности вправе гордиться собой»

Муза Альмодовара о любви к прислуге и миссии женского кино

Кадр: фильм «Мадам»

В российском прокате идет «Мадам» Аманды Штерс — романтическая комедия, в основе которой лежат неожиданно горькие наблюдения на тему классового неравенства. «Лента.ру» поговорила с сыгравшей в ней главную роль Росси де Пальмой — одной из самых колоритных актрис европейского кино и музой Педро Альмодовара, который, начиная с середины 1980-х, нашел для нее место в семи своих фильмах, от «Закона желания» и «Женщин на грани нервного срыва» до прошлогодней «Джульетты».

«Лента.ру»: Что заинтересовало вас в «Мадам»: сюжет, героиня, возможность сыграть главную роль?

Росси де Пальма: Вообще, изначально Аманда Штерс написала «Мадам» как пьесу для театральной сцены — причем имея в виду на главную роль именно меня. Как я могла устоять, учитывая, что Аманда — замечательная писательница, написавшая несколько очень хороших романов? Когда же я прочла пьесу, то без оглядки влюбилась в нее и была поражена тем, как тонко Штерс вписала в очень смешной, остроумный сюжет действительно острую социальную критику.

В кино вас часто приглашают на роли прислуги. Чем от ваших предыдущих героинь отличается Мария из «Мадам» — служанка, которую обстоятельства заставляют изображать из себя богатую испанку?

Мария отличается как минимум тем, что не придает никакого значения своему статусу — ни до, ни после этого злополучного перевоплощения в наследницу испанских капиталов. Она попросту не считает себя хуже других из-за того, что зарабатывает на жизнь, прислуживая другим — и абсолютно правильно делает! Вот и мне совсем не зазорно играть прислугу — я искренне люблю всех своих героинь, кем бы они ни были. Раз меня считают достойной олицетворять на экране целую профессию, тем более ту, к которой я испытываю такое уважение, то странно было бы этим не гордиться.

Вообще, романтические комедии — жанр, который часто скатывается в слащавость. За счет чего «Мадам» удалось этого избежать?

Мне кажется, дело в том, что нам удалось найти правильную интонацию — поэтому я бы не сказала, что у нас получился слащавый или даже сентиментальный фильм. В «Мадам» хватает очень смешных шуток, но по своей основной идее и по развязке это кино скорее трагикомическое, чем просто комедийное. К тому же в основе юмора у Штерс почти всегда лежит очень злободневная критика — неравенство между имущими и неимущими в нашем мире становится заметнее с каждым годом.

Понятно, что главным режиссером в вашей карьере всегда будет Педро Альмодовар. Каким был самый главный урок, который вы у него почерпнули?

Важнее всего было понять, что самые локальные, частные истории на деле являются самыми универсальными, содержащими что-то, что актуально для всех людей в принципе. Кроме того, Педро научил меня, что для актрисы главное — быть честной, быть самой собой.

А кроме Альмодовара, кто из режиссеров оказал на вас наибольшее влияние?

Думаю, если не считать Педро, то самое большее впечатление на меня произвел Роберт Олтман — я всегда буду благодарна ему за то, что он позвал меня в «Прет-а-порте». Но вообще, я продолжаю учиться у режиссеров, впитывать разные подходы к актерской игре и кино — и Аманда Штерс тоже дала мне довольно много.

Что отличает Аманду Штерс как режиссера? Сказывается ли ее опыт как писательницы на съемочной площадке?

На самом деле, это по-прежнему такая редкость, когда женщине удается самой снять фильм, сценарий которого она написала! Правда, я не удивлена, что Аманда уже не в первый раз добивается полного контроля над своим фильмом — она всегда очень четко знает, чего хочет, и знает, как этого достичь. Эта актриса очень сильная и целеустремленная, но при этом на съемочной площадке ты этого почти не замечаешь: она со всеми очень мила и легко идет на контакт. В общем, работать с ней было одно удовольствие. Аманда любит женщин и показывает нас в своих работах именно таким образом, какими мы и выглядим.

Тот факт, что у вас нет специализированного актерского образования, и что вы параллельно делаете много всего другого, включая театр, музыку, моду и современное искусство, делает ваш подход к съемкам уникальным?

Пожалуй, я бы и правда не могла называть себя актрисой — и слава богу, такое определение только ограничивало бы меня. Думаю, что скорее меня можно было бы назвать артисткой — во всех смыслах этого слова. Благодаря этому в моей жизни куда меньше стресса, чем могло бы быть! Все-таки актриса — очень зависимая профессия. А я чувствую себя куда более свободной, и мне не нужно полагаться исключительно на желания и воображение других людей, потому что ты можешь задействовать свои собственные.

Вы активнее многих других селебрити выступаете в поддержку равноправия в индустрии развлечений между мужчинами и женщинами. Как вы думаете, каким сейчас должно быть женское кино?

Меня в последнее время очень вдохновляет идея женской солидарности — как и все женщины, которые помогают другим женщинам. Женщины любого возраста и внешности имеют право гордиться собой — и мы можем им в этом помочь, причем не только личным примером, но и прямым участием в их судьбе. Что до кино, то оно способно помочь нам преодолеть следующий барьер — узнать, наконец, кто же мы на самом деле, кто скрывается за этой внешностью. Нам пора перестать использовать мужчин как зеркало — и оценивать себя, исходя из этого отражения.

Обсудить
Культура00:0122 октября
Матильда Кшесинская

«Это был первый грех на моей совести»

Матильда Кшесинская о романе с Николаем II и другими членами императорской семьи
«Замуж за американца не хочу»
История москвички, переехавшей в Лос-Анджелес и ставшей продюсером
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки