Новости партнеров

Мягкая сила

Кто отстаивает права российского бизнеса

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

О необходимости скорейшей «легализации» социального предпринимательства, корпоративной социальной ответственности, Хартии российского бизнеса и Глобальном договоре ООН «Лента.ру» беседовала с управляющим директором по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Еленой Феоктистовой.

«Лента.ру»: Елена Николаевна, расскажите нашим читателям, чем занимается Российский союз промышленников и предпринимателей?

Феоктистова: Главная задача РСПП — обеспечение взаимодействия бизнеса и власти, отстаивание интересов бизнеса, продвижение культуры ведения российского бизнеса, принципов корпоративной социальной ответственности и, как следствие, развитие гражданского общества.

А что входит в понятие корпоративной социальной ответственности (КСО)?

Это ответственность за то воздействие, которое бизнес оказывает на общество и окружающую среду. Экономическое воздействие, экологическое, социальное… То есть в поле зрения КСО попадают все направления деятельности бизнеса. Тут и трудовые отношения, и безопасность продукции, и взаимодействие с потребителем, и информационная открытость, и экологическая ответственность… Широчайший круг вопросов, связанных с деятельностью компаний.

А насколько компании обязаны соблюдать принципы КСО?

Есть базисный уровень — это законодательно закрепленные нормы. Они существуют во всем мире и в трудовых практиках, и в корпоративных отношениях, и в зоне экологической ответственности. Они должны быть выдержаны в обязательном порядке. В свою очередь, КСО, базируясь на этих законах, устанавливает дополнительные более высокие стандарты. Компании в добровольном порядке берут на себя дополнительные обязательства, поскольку это отвечает интересам самой компании и соответствует ожиданиям ее заинтересованных сторон.

Я знаком с Социальной хартией российского бизнеса 2004 года и дополненной версией 2008-го. И она мне напомнила клятву спортсменов перед началом Олимпийских игр. Но мы же знаем, что все это лишь традиционный ритуал. А бизнес — вещь очень конкретная, его смысл — получение прибыли. В чем тогда смысл этой хартии?

Хартия — это определенные принципы и основы ответственного ведения бизнеса. Они включают в себя взаимоотношения с работниками, партнерами, потребителями, государством… Для ведения эффективного бизнеса необходимо поддержание баланса интересов, что, в свою очередь, способствует снижению рисков, обеспечению большей устойчивости бизнеса.

Присоединение к хартии означает, что компания разделяет ее принципы и выражает намерение им следовать. То есть она будет стремиться соответствовать этим принципам и выстраивать свои стратегии с их учетом. Присоединение к хартии — публичный акт, а значит, для компании это определенный репутационный шаг. И это не так уж и мало.

Несоблюдение принципов хартии не предполагает никаких карательных санкций, но на репутацию компании может повлиять. Кроме того, надо иметь в виду, что принципы ответственного ведения бизнеса лежат в основе эффективных стратегий и хорошего качества управления, а значит, соответствуют интересам самих компаний, ориентированных на средне- и долгосрочную перспективу, а не только на сиюминутный результат.

Получается, если компания присоединилась к хартии, но не соблюдает ее принципы, серьезных рычагов влияния на нее нет?

Выполнение положений хартии — дело сугубо добровольное, при этом отвечающее интересам компаний, и, безусловно, влияющее на их репутацию. Полезно помнить, что репутация, какая бы она ни была, хорошая или плохая, всегда идет впереди нас. С этим связаны как риски, так и возможности. В современном мире невозможно работать в закрытом режиме. Важно информировать заинтересованные стороны, какой ценой вы делаете свой бизнес, какова ваша стратегия, как вы добиваетесь реализации этой стратегии, каковы ваши результаты, как это воздействует на общество и окружающую среду. Понятно, что эти воздействия могут быть как позитивными, так и нет. В этом случае важно, как вы контролируете негативные воздействия, как снижаете уровень нежелательных последствий.

Сегодня требования информационной открытости — одно из основных условий конкурентоспособности компании. Будьте открытыми или вам предпочтут кого-то другого, чья деятельность более прозрачна, кто более понятен и предсказуем. Эти тенденции усиливаются во всем мире, для российских компаний это тоже актуально. Такая вот действует мягкая сила принуждения.

Существует ли какой-то инструмент, при помощи которого можно оценить работу компаний в социальном поле?

Для того чтобы более объективно оценивать работу компаний, РСПП уже несколько лет составляет индексы корпоративной устойчивости, ответственности и открытости по целому набору критериев и показателей. Всего их более 70. Сегодня это два индекса в области устойчивого развития: «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Это инструменты независимой комплексной оценки, основанные на той информации, которую крупнейшие российские компании раскрывают в своей публичной отчетности.

В рамках индекса «Ответственность и открытость» оценивается ситуация по раскрытию информации в ключевых направлениях деятельности, анализируются 70 индикаторов, характеризующих ответственную деловую практику, включая экономические экологические, социальные показатели деятельности и аспекты корпоративного управления.

«Вектор устойчивого развития» — индекс динамики результативности, позволяющий выявлять лидеров среди крупнейших компаний, лучших по открытости и одновременно демонстрирующих в целом позитивную динамику продвижения в сторону устойчивости развития.

Вместе с московской биржей мы провели сравнение показателей наших индексов ответственности, открытости и устойчивого развития с динамикой фондового индекса и обнаружили более эффективную доходность индексов «Вектор устойчивого развития» и «Ответственность и открытость» по сравнению с фондовым индексом — страновым бенчмарком. Это значит, что экономические показатели компаний, лидирующих в индексах РСПП, оказывались также высокими.

Кстати, с этого года индексы РСПП включены в международную базу рейтингов и индексов устойчивого развития, которой пользуются многие аналитики. В перспективе линейку индексов мы планируем расширять за счет включения отраслевых и тематических индексов (например, индекс социальных инвестиций).

Лидеры индекса получают какое-то материальное поощрение?

Нет, но они получают хорошую поддержку тем, что отмечены в качестве лидеров по результата независимой оценки. Сегодня публичность, открытость и хорошая репутация — существенный нематериальный актив, способствующий росту стоимости компании.

Правильно ли я понял, что для российского бизнеса хартия выполняет примерно те же функции, что и Глобальный договор ООН?

В общем, да. Глобальный договор ООН был оформлен в 2001 году. Социальная хартия — это национальный документ, ему соответствующий. Но, поскольку хартия появилась позже, в 2004 году, можно сказать, что она развивает Глобальный договор ООН. Хартия не просто содержит перечисление принципов, но и поясняет, какие действия они включают. Эта преемственность Социальной хартии российского бизнеса и Глобального договора ООН зафиксирована в российском стандарте ИСО 26000:2012 «Руководство по социальной ответственности».

А что дает РСПП присоединение к Глобальному договору ООН?

В первую очередь это подтверждение, что Россия знает об этих принципах, разделяет их и готова продвигать. А поскольку РСПП — это организация, объединяющая компании российского бизнеса, значит, что именно она берет на себя определенную ответственность по продвижению принципов Глобального договора, их популяризации и внедрению в практику. И мы действительно стараемся это реально делать. У нас есть методические разработки, которые помогают компаниям совершенствовать деловую практику. Мы проводим очень большую работу по повышению информационной открытости, выявлению и распространению успешного опыта.

А каким образом наше участие в Глобальном договоре ООН сочетается с экономическими санкциями, которые применяются сегодня к России?

Глобальный договор — это не защита. Это вообще другая плоскость. Это договор о том, на каких принципах должен строиться бизнес. Несмотря на санкции, жизнь продолжается. Нам приходится конкурировать на глобальных рынках, реализовывать свою продукцию, идти за финансовыми ресурсами. И участие в Глобальном договоре — одно из важных условий и существенных возможностей, помогающих укреплять позиции компании-участника.

В настоящее время, если компания не соответствует определенным стандартам ведения бизнеса, она начинает проигрывать в конкурентной борьбе. Серьезные партнеры по бизнесу, финансовые институты все внимательнее оценивают не только финансово-экономические, но и нефинансовые показатели деятельности компаний, оценивают их нематериальные активы, к которым, в частности, относятся качество управления ответственностью и репутация. Это уже не вопрос этического выбора, сегодня это элемент очень жесткой конкуренции, доступа к финансовым ресурсам и рынкам.

Расскажите о социальном предпринимательстве. В чем его перспективы, какие задачи оно решает?

Социальное предпринимательство достаточно молодое явление. Оно появилось в России всего лет 8-10 назад. И развитие этого нового явления стал поддерживать прежде всего именно крупный бизнес. Социальное предпринимательство — это решение острых социальных проблем на основе бизнес-стратегии, то есть это деятельность, изначально направленная на решение или смягчение конкретных социальных проблем, которая ведется на условиях самоокупаемости и устойчивости.

При этом именно решение социальных проблем является ключевой мотивацией деятельности для социального предпринимателя, который, как правило, относится к малому или среднему бизнесу. Это особая предпринимательская ниша, инициативы в этой сфере нужно поддерживать. Особая роль в этом принадлежит государству как регулятору, но и у крупного бизнеса есть в этом свои возможности и интересы.

Поддерживая и финансируя развитие социального предпринимательства компании рассчитывают на то, что, инвестируя средства в решение социальных проблем, они добьются более устойчивого результата. Поэтому многие крупные компании включились в поддержку социальных предпринимателей даже раньше государства.

Как обстоит дело в законодательной базе социального предпринимательства?

Мы активно занимаемся продвижением законодательного закрепления социального предпринимательства. Участвовали вместе с министерством экономического развития в подготовке соответствующего проекта закона, определяющего понятие «социальное предпринимательство», виды деятельности, которые к нему относятся. Есть поручение президента правительству России, чтобы завершить эту работу уже в текущем году и внести законопроект в Думу. Прошли широкие общественные обсуждения этого проекта. И мы надеемся, что в 2018 году закон будет принят.

А что сами предприниматели?

Им такой закон нужен. Нужен перечень видов деятельности, которые будут отнесены к социальному предпринимательству и могут быть дополнительно поддержаны со стороны органов власти. В данный момент явление социального предпринимательства существует, а в правовом поле оно фактически не закреплено. В постановлениях правительства России есть упоминания социальном предпринимательстве, но ни в одном законе оно как субъект не обозначено.

С 2018 года будет составляться рейтинг субъектов Российской Федерации на основе оценки того, какую поддержку и развитие в регионе получают социально ориентированные некоммерческие организации и социальные предприниматели. Для проведения такой оценки нужны общие критерии и понимание того, кто относиться к социальным предпринимателям. С законом было бы важным поторопиться в этой ситуации.

Как бы вы оценили влияние РСПП на социальный климат России?

Российский союз продвигает высокие стандарты ведения бизнеса, поддерживает успешные практики, в том числе и социальные. Бизнес очень много делает для решения социальных проблем в стране. Это абсолютно очевидно. Крупные компании вносят свой вклад в развитие страны не только финансами, но и интеллектуальными ресурсами, новыми технологиями. Особенно на территориях, где они работают. Там, где работают крупные компании — лидеры индексов РСПП в области устойчивого развития, — социальные условия лучше и экономические показатели выше. Это касается и занятости населения, и условий труда, и развития человеческого потенциала, и экологии, и экономического развития регионов.

Экономика00:0113 декабря

Прорыв во все стороны

Почему у россиян рушатся дома, текут трубы и падают лифты
Экономика00:0611 декабря

Черная мечта

Россияне хотят жить хорошо на деньги от нефти. Аляска делает это уже 40 лет
Экономика15:0912 декабря

«Не буди лихо, пока оно тихо»

Экологические налоги и меры по улучшению климата вызывают протест во всем мире