В России участились судебные разбирательства по защите интеллектуальной собственности. В частности, одно из крупных издательств пытается защитить свое право на товарный знак. Оппоненты говорят о недобросовестной конкуренции. В чем же суть претензий, и что на самом деле происходит?
Причина разногласий
В нашей стране авторское право на интеллектуальную собственность охраняется законом. Четвертая часть Гражданского кодекса описывает большинство вопросов, связанных с защитой авторских прав. Споры об этом предмете сейчас не редкость — чаще всего такие разбирательства касаются крупных компаний. Например, не так давно один уфимский предприниматель пытался оспорить право МТС на фирменный логотип, но суд подтвердил право собственности телеком-оператора на товарный знак. Множество споров связано с потребительскими товарами, они выходят даже на международный уровень. Например, пивоваренная компания «Балтика» сейчас пытается в суде Китая аннулировать регистрацию товарного знака местного пива, чей логотип похож на товарный знак известного российского производителя. А в последнее время было инициировано несколько судебных разбирательств между издателями учебной литературы. В чем их причина?
В 2012 году Министерство образования утвердило Федеральные государственные образовательные стандарты (сокращенно — ФГОС), по которым должен строиться процесс обучения. Вся учебная литература должна также соответствовать этим стандартам, в противном случае она не может использоваться в школах.
В 2008 году издательство «Просвещение» придумало сделать знак ФГОС ярким и запоминающимся — чтобы покупателям было сразу понятно, какие учебники соответствуют стандарту. Ну и на книжной полке чтобы выделяться. Оперативно разработали и запатентовали товарный знак — стилизованный знак глобуса с надписью «ФГОС». За 10 лет к этому логотипу привыкли и учителя, и родители, он стал ассоциироваться со знаком качества.
Интересно, что из всех издательств, работающих на рынке учебной литературы, свой товарный знак в 2008 году создало только «Просвещение». Однако со временем маленький товарный знак стал оказывать большое влияние на популярность учебников. Литературу со знаком «ФГОС» чаще покупают в магазинах, ее охотно используют в школах. И другие издательства, видимо, решили воспользоваться этим.
Порядок на рынке
Несколько издательств все же решили напечатать на обложках своих учебников товарный знак «ФГОС», сходный, как говорят юристы, «до степени смешения» с товарным знаком, используемым «Просвещением». Само издательство, решив, что таким образом нарушаются права на интеллектуальную собственность, стало добиваться справедливости в суде. «Товарные знаки являются интеллектуальной собственностью издательства "Просвещение". А схожие товарные знаки вводят потребителей в заблуждение относительно производителя учебников», — рассказывает руководитель пресс-службы группы компаний «Просвещение» Сергей Григоренко.
Летом 2017 года «Просвещение» выиграло суд у издательства «Интеллект-Центр». Суд признал незаконным использование «Интеллект-Центром» товарного знака «ФГОС», который был весьма похож на товарный знак истца, и указал выплатить компенсацию, а продукцию признать контрафактной.
Однако нарушения авторских прав не прекратились. Уже в декабре 2017 года «Просвещение» подало в Арбитражный суд Москвы новый иск к крупному издательскому центру «Вентана-Граф» и потребовало взыскать с ответчика 3,7 миллиарда рублей за распространение контрафактных товаров. Суть претензий была та же, что и в случае с «Интеллект-центром»: использование товарного знака «ФГОС» на обложках книг. В «Просвещении» говорят, что этот иск является логичным продолжением борьбы за чистоту рынка учебной продукции. При этом в издательстве подчеркивают, что любая другая компания может создать свой товарный знак с буквами ФГОС — ведь сами буквы не являются охраняемым элементом в товарном знаке. Но чтобы товарный знак стал привычным и ассоциировался с качественной продукцией, нужно потратить немало времени и усилий.