Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Министерстве образования и науки 28 марта заканчивает прием предложений по доработке проекта федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для средней школы. Для младших классов он был одобрен на прошлой неделе. Работа над новыми стандартами началась в июле 2017 года после того, как на «Прямой линии» с президентом Владимир Путин признал существование проблемы сохранения единого образовательного пространства.
Ни для кого не секрет, что сейчас школы учат детей не только по разным учебникам, но и образовательные программы у них могут кардинально различаться. Где-то, например, десятичные дроби проходят в пятом классе, а обыкновенные — в шестом, а где-то наоборот. Даже на каникулы часть школ отпускает учеников после пяти недель обучения, а другая часть сохранила четвертную каникулярную систему. И как быть ученику при переходе из одной в школы в другую?
Очевидная разность
Проблема различных школьных программ особенно актуально стоит перед семьями военных и представителей силовых ведомств, которые довольно часто переезжают из города в город по служебной необходимости. «С просьбой о помощи к нам обращаются многие военнослужащие, ставшие заложниками сложившейся в образовании ситуации», — рассказывает эксперт комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Вячеслав Калинин. «Дело в разном уровне знаний, который дают образовательные учреждения. На это накладываются еще и общие бытовые проблемы, появляющиеся после переезда из города в город, и процесс привыкания к новому окружению и учителям. В результате дети имеют серьезные пробелы в знаниях. Нередки случаи, когда даже круглые отличники после переезда скатывались на тройки», — говорит он.
Подобная история произошла с семьей друзей автора этого материала. В прошлом году они переехали из Санкт-Петербурга в Москву. Сын, когда получил учебники за седьмой класс, сказал, что треть тем и заданий по английскому, алгебре и физике он уже проходил в прошлом году в старой школе. Больше месяца ничего не делал на уроках, и так привык к расслабленному состоянию и ощущению всезнайства, что, когда пошел новый материал, родители его с трудом загнали в рамки, как говорят, «образовательного процесса».
Как можно перевести ребенка в другую школу, когда программы в одном образовательном учреждении у разных учителей могут отличаться. «До сих пор программу обучения выбирает сам учитель, делает так называемую авторскую программу, и он только согласовывает ее с директором», — рассказывает учитель информатики ГБОУ г. Москвы «Школа № 1329» Владимир Шереметьев. «В одном классе уклон может быть техническим, в другом — более широко развивающим. О чем можно говорить, если сейчас широко распространены три программы обучения со своими учебно-методическими комплектами, а всего таких около десяти. И каждый из комплектов учебников утвержден и аттестован. Поэтому и переход из одной школы в другую может даться очень тяжело, если программы обучения в них не совпадают», — считает учитель.
Разные программы обучения зависят еще и от формата среднего образования. Существует обычная средняя школа, таких сейчас большинство. А также есть гимназии и лицеи, которые имеют более высокий статус. «Но более высокий статус не гарантирует лучшие знания, — подчеркивает Вячеслав Калинин. — Все зависит опять же от учителей и директора». Раньше школам было выгодно переименовываться в лицеи и гимназии — бюджетное финансирование у них было выше, но сейчас суммы, выделяемые школам и лицеям с гимназиями в расчете на одного ученика, сравнялись.
Сосуд или факел?
С проблемой отсутствия единого образовательного стандарта согласен и первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Когда ученик переезжает из одного региона в другой или даже переходит из одной московской школы в другую, он может оказаться в абсолютно другой образовательной среде», — говорит депутат. Произошло это, по его мнению, в 2007 году, когда был принят федеральный закон «Об образовании» №309. Тогда в государственном стандарте исчезло содержание образования. Произошло это по двум причинам. Первое, чиновники решили перейти на компетентностный подход. Это значит — учить детей умениям и развивать их способности. И второе, содержание стандарта требовалось обсуждать с образовательным сообществом. А у каждого педагога свое представление о содержании образования. Поэтому и решили не включать его в стандарт, а утвердить, не обсуждая в рамках образовательной программы.
«В педагогической среде существует давний спор о том, что такое ученик: сосуд, который следует наполнить, или факел, который нужно зажечь? Конечно, это факел» — убежден Олег Смолин. «Но если сосуд пустой, то и факел не загорится. Нельзя учить умениям, если нет определенных знаний. Следует сочетать знаниевый подход и развитие умений и способностей ученика», — отмечает Смолин. По его мнению, в новом проекте образовательных стандартов появились позитивные составляющие. Во-первых, чиновники пытаются вернуть в образовательный процесс содержание и предметные результаты. Во-вторых, это содержание будет одинаково распределено по классам, и ученик не окажется при переходе из одной школы в другую в ином образовательном пространстве. И в-третьих, если говорить о литературе, плюсом является то, что упор сделан на чтение русской классики.
Обновление ФГОС необходимо
Подчеркивает необходимость скорейшего принятия ФГОС заведующий кафедры мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО МИД РФ профессор Юрий Вяземский. «Обновление ФГОС необходимо, и необходимо срочно. Проблема в том, что у нас в стране нет единого образовательного пространства. В одних школах преподают так, в других эдак», — уверен профессор. «Я однажды заглянул к коллегам на экзамен по русской литературе. И там была девушка, она ничего не знала про "Войну и мир" Льва Николаевича Толстого. Ни на один вопрос не смогла ответить. Но когда я поговорил с ней после экзамена, оказалось, что она очень хорошо знает Серебряный век: увлекается Велимиром Хлебниковым, цитирует Ходасевича. И таких примеров тысячи, когда образование у наших детей с какими-то дикими лакунами», — рассказывает Вяземский.
Все предложения по доработке ФГОСов для средней школы должны быть сделаны к 28 марта. В документах впервые прописано, что должен уметь ученик, заканчивая каждый класс. К примеру, к концу шестого класса он должен знать употребление числительных в научной речи, правописание местоимений с «не» и «ни», прочитать «Тараса Бульбу» и «Дубровского». В пятом классе иметь представление о Древней Греции, Древнем Востоке и Древнем Риме, знать, как пишется «не» с прилагательными, прочитать «Муму», выучить несколько басен Крылова. И так по каждому школьному предмету. Не будет исключена и вариативность образования, чего так опасаются педагоги. Например, ФГОСы по математике также останутся разделены на базовый и углубленный уровни.
В советское время существовала единая программа, один учебник по каждому предмету. После развала СССР программы писали все кому не лень. «Такая же чехарда происходила и с учебниками», — вспоминает Вячеслав Калинин. «Сейчас пришло время привести все к единому стандарту. И очень важно, что работе над новым ФГОСом большое внимание уделяет глава Минобрнауки Ольга Васильева. Так, недавно ведомство озвучило список школьных учебников, которые соответствуют новому федеральному стандарту. И все они будут проходить строгую научную экспертизу», — говорит он.
В Министерстве образования уверены, что рассматриваемый проект ФГОС обеспечит реальное единое образовательное пространство, позволяя ученикам беспрепятственно продолжать обучение на любом этапе в любой школе страны. А излишнее разнообразие программ только затрудняет это, увеличивая нагрузку на ребенка.