Культура в топе Россияне оценили деятельность Минкульта

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование под названием «Потребление культуры в России: реалии и тренды». Опрос, проведенный среди россиян, призван был выявить, насколько граждане страны вовлечены в культурный досуг и как они оценивают изменения в культурной сфере. Что думают россияне об отечественных музеях и кино — в материале «Ленты.ру».

Культурный досуг россиян

«Интерес и фактическое потребление россиянами культурных продуктов и услуг растет», — к такому выводу приходят исследователи. Судя по таблицам ВЦИОМ, уменьшился процент людей, которые никуда не выбирались в течение месяца до проведения опроса. По сравнению с 2016 годом, когда на этот вопрос так ответили 30 процентов россиян, в первом квартале 2018 года их оказалось лишь 11 процентов. Также за первые три месяца 2018 года 11 процентов россиян ходили в кино (для сравнения: за весь 2016 год — 22 процента), семь процентов — в театр, пять — на выставку или в музей.

При этом самой распространенной причиной, по которой россиянам не удается принимать участие в культурных мероприятиях, — усталость и нехватка свободного времени. Так ответили 26 процентов опрошенных. 21 процент граждан ответили, что не могут оплатить культурные услуги из-за нехватки денег.

Российское кино в топе

«Драйвером изменения культурного потребления» исследователи называют российское кино. Более половины россиян (56 процентов) в 2017 году заявили о том, что считают изменения в отечественном кинематографе положительными. 24 процента россиян ходят в кино несколько раз в год; 12 процентов — несколько раз в месяц, это в два раза больше, чем в 2011 году. За последние шесть лет снизилось и количество граждан, которые практически не посещают кинотеатры: вместо 42 процентов их стало 37.

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Задачи Минкульта

«В оценке политики, проводимой Министерством культуры России, и оценке деятельности команды Владимира Мединского в частности очень важно произвести разделение аудитории на наиболее активно вовлеченных в практику культурного потребления и так называемой периферии — тех, кто не имеет вообще или имеет крайне ограниченный опыт вовлеченности. При таком разделении наглядно, что ретроспективным оценкам и сложившимся стереотипам восприятия положение дел в сфере культуры противоположено мнение тех, кто в последнее время имеет непосредственный опыт потребления: оценки последних в несколько раз выше. Отсюда, очевидно, следует вывод, что в той мере, в какой мы сделаем практики культурного потребления доступными для широких слоев населения, в какой они будут в них вовлечены, в той мере в ближайшей перспективе мы можем ожидать продолжения развития тренда положительных изменений», — комментирует руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин.

При оценке деятельности Минкульта исследователи приводили две таблицы. В одной — процент одобрения среди всех граждан, в другой — только среди тех опрошенных, которые оказались вовлечены в культурную жизнь.

«В последние несколько лет сохраняется и положительный баланс оценок работы Министерства культуры России: по данным исследования конца 2017 года 56 процентов граждан сказали, что ведомство справляется с поставленными перед ним задачами (обратное мнение выразили 21 процент опрошенных). Позитивно оценивают деятельность Министерства культуры 62 процента респондентов, активно вовлеченных в культурную жизнь (посетили хотя бы одно культурное мероприятие в течение месяца).

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

«Огромную роль играет финансирование культуры»

Сергей Безруков, актер, художественный руководитель московского Губернского драматического театра: «Это не просто мнение каких-то сторонних наблюдателей, а полноценное социологическое исследование, которое говорит о том, что увеличивается спрос на культуру, увеличивается, как мне кажется, в том числе в связи с улучшением качества предоставляемых услуг. Могу сказать, что появилось огромное количество проектов, инициированных государством, в которых я сам участвую, в том числе по поддержке театров. Конечно, огромную роль играет финансирование культуры. Сегодня действительно не на словах, а на деле осуществляется поддержка молодых талантов, в том числе через президентские гранты. Как член комиссии по грантам я вижу, сколько каждый год удовлетворяется заявок на различные фестивали, конкурсы детского творчества, поддержку культуры регионов. Можно вспомнить очереди на выставки Серова и Айвазовского, которые сравнимы только с очередями в мавзолей в советское время. У нас возросло количество качественных картин, увеличился интерес к отечественному кинематографу в прокате. Причем очень популярно патриотическое кино. Нам есть чем гордиться, у нас великие личности, исторические события и победы, о которых нужно помнить, особенно когда в мире предпринимаются попытки переписать историю».

«Самый высокий процент позитивных оценок культурной политики дан молодежью»

Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея: «Это объективный социологический замер, свидетельствующий о процессах, которые идут в стране, о повышении уровня и качества жизни, что порождает повышение и дифференциацию спроса на произведения искусства и продукты культуры. Неблагополучная эпоха может рождать иногда шедевры искусства, а уровень потребления культурных благ растет в благополучные эпохи — это очень яркая характеристика. Красноречивы также статистические данные, характеризующие оценку культурной политики государства и действий органов, уполномоченных управлять культурой. Здесь, несмотря на наличие дискуссионных вопросов, можно выделить один важный факт: самый высокий процент позитивных оценок культурной политики дан молодежью».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше