В далекой-далекой стране восемь отважных героев отправились в путь, кто за богатством, кто из желания повидать мир и втюхать людям побольше дрянных товаров, кто в поисках похищенной сестры. Вот только команды из них не получилось. «Лента.ру» попыталась объяснить, почему так вышло.
Перекресток восьми дорог
Octopath Traveller — эксклюзивная JRPG для Nintendo Switch от Square Enix с довольно неплохими продажами: за месяц ее успели приобрести более миллиона человек. Впрочем, большая часть продаж приходится на Японию, где живут помешанные на этом жанре люди, готовые часами разбираться в мудреной боевой системе и выстраивать идеально сбалансированную команду.
В самом начале игрок видит огромную карту мира, описание всех восьми персонажей и завязки их историй. Эта завязка и будет отыграна во вступительной главе каждого: доблестного воина, гениального ученого, ушлой дочки купца, добродетельной монахини, соблазнительной танцовщицы-проститутки, самоотверженного целителя, ловкого вора и темпераментной охотницы. После представления короткой истории герой получит задание, после чего отправится в путь. Причем вступление каждого персонажа длится около часа, поэтому для неторопливого человека прохождение может затянуться на месяцы. Стоит запастись терпением — история развивается не слишком быстро.
Истории персонажей никак не связаны между собой: персонажи не будут вместе спасать мир от могущественного зла или искать древний артефакт. Каждый преследует свои цели разной степени абстрактности: вор Тирион хочет украсть легендарное сокровище из особняка богачей, целитель Альфин мечтает совершенствовать свои навыки и помогать людям по всему миру, как лекарь, однажды его спасший, охотница Хаанит — найти пропавшего наставника, отправившегося на охоту за чудовищным зверем, а монахиня Офелия — спасти сводную сестру, дочь архиепископа, приютившего ее.
Скриншот: Octopath Traveller
Создатели хотели, чтобы не было ни одного второстепенного персонажа, и из-за этого во время прохождения сюжетной ветки героя другие персонажи превращаются в массовку. Они никак не реагируют на происходящее и становятся просто помощниками в бою. Было бы логично ждать от монашки Офелии осуждения воровства Тириона или соблазнения всех встречных ветреной Примроуз, но она не только молчит, но и готова поучаствовать во всех авантюрах, ведь отряд игрок составляет сам. В сюжетных кат-сценах не будут присутствовать другие герои из отряда, и это порой выглядит абсурдно. Например, злодей убегает безнаказанным в последний момент, но никто из трех остальных персонажей его не останавливает, хотя игрок прекрасно понимает, что они там есть.
И это главная особенность игры. В Octopath Traveller стоит играть ради механик, не ради истории. Нельзя сказать, чтобы сюжетная линия плохая: уже плюс, что она есть, и хотя в ней достаточно клише, она воспринимается довольно неплохо. Но покупать игру исключительно ради нее точно не стоит.
История нужна скорее для того, чтобы мотивировать к путешествиям по миру. Удовольствие же получаешь от геймплея, побед над врагами и боссами, схватки с которыми могут длиться до 20 минут, поиском новых способов победить врагов.
Любишь качаться — люби и гриндить
Одолеть многочисленных монстров можно сотнями вариантов: во время сражений придется включать голову. У каждого соперника есть несколько слабых мест, и сначала их предстоит отыскать: это может быть уязвимость к физическому оружию (режущему, дробящему или стрелам) или магии (огонь, вода и тьма). Используя их, можно не только нанести урон, но и заставить противника пропустить ход. Но если учесть, что враги, как правило, нападают толпой, передышку нужно использовать с умом. С каждым ходом у героя набираются боевые очки, и чем их больше, тем мощнее будет критический удар. Но далеко не всегда враги спокойно позволят копить их, игроку придется постоянно думать, не пора ли их потратить.
Как и в классических RPG, враги будут появляться из ниоткуда. На один экран приходится около трех таких встреч, что помогает прокачаться, но на первых порах может утомлять, особенно пока персонаж практически ничего не умеет.
Скриншот: Octopath Traveller
Персонажи раскрываются не только во время боев: в городах каждый из них может применить свои способности — законные или не очень. Танцовщица может уговорить пойти за ней кого угодно, вор Тирион — бесплатно пополнить запасы отряда, ученый Сайрус — решить проблему, которая мучит горожан. Однако, если вы предпочитаете поговорить со всеми жителями города, вас ждет разочарование — далеко не все NPC захотят общаться. Также герои могут осваивать профессии: восемь из них соответствуют списку героев, а еще четыре секретных можно получить после битв с определенным боссами.
Выбирать, что качать, стоит с умом — победить с четырьмя мечниками не получится. И даже классическая схема из воина, мага и хилера подходит далеко не ко всем битвам. Сражения в Octopath Traveller потребуют фантазии и умения импровизировать.
Чтобы перейти к следующей главе, герой должен достигнуть определенного уровня, иначе ему просто не удастся победить сюжетно важных боссов. А это значит, что какое-то время придется потратить на тупое прокачивание. Так как побочные квесты по неизвестной причине дают только деньги и сокровища, но не опыт, придется просто ходить и бороться с монстрами. Только гринд, только хардкор. Причем, так как в партии может быть только четыре героя, повторять эту процедуру придется с каждым из них. Это несколько утомляет.
Огромный недостаток игры — нет мультиплеера. Хотя, казалось бы, это то, чего ждешь от RPG, в которой угадываются мотивы Dungeons and Dragons.
Скриншот: Octopath Traveller
Что точно никого не оставит равнодушным, так это музыка и графика. 16-битный мир кажется живым из-за искусно нарисованных задников, работой со светом и сказочной анимации. Иногда даже живее, чем в многобюджетных 3D RPG. Большинство композиций можно смело добавлять в плейлист и крутить на повторе, они просто не могут надоесть. Даже после сотни часов геймплея. Сюжетно важные диалоги озвучены, и весьма неплохо.
***
При покупке стоит отдавать себе отчет в том, что это JRPG со всеми плюсами и минусами. Поклонники жанра и фанаты Final Fantasy точно оценят проект. Octopath Traveller во многом играет на ностальгии, поэтому начинать с нее знакомство с жанром — сомнительная идея. Ну а неподготовленным к тому, чтобы часами разбираться в нюансах боевой системы и следить за балансом в команде, лучше присмотриться к чему-то еще — игра быстро утомит.
Большая часть миссий проходит по одному и тому же образцу: герои приходят в город, запускается кат-сцена, затем разговор с квест-мастером и использование своей способности, кат-сцена, поход в пещеру, битва с боссом, финальная кат-сцена. Запомнить второстепенных героев из историй всех восьми персонажей почти невозможно: да, картинка чудесна, но все же она пиксельная, и придать всем условно нарисованным человечкам индивидуальность непросто. В начале каждой главы игра напоминает, что же произошло с героем раньше, и это сильно помогает вникнуть, но отнюдь не способствует сопереживанию герою. Вряд ли хоть один игрок сможет внятно пересказать все восемь сюжетных линий после завершения игры.