Русские гонки

Девушки, казаки и болиды: что творилось на Формуле-1 в Сочи

Фото: PA Images / ТАСС

Гонками Формулы-1 в Сочи уже никого не удивишь — Гран-при России стал привычной частью календаря. Но в этом году организаторы нашли чем удивить даже неоднократно бывавших на «Сочи Автодроме» болельщиков. Корреспонденты «Ленты.ру» побывали в Сочи, посмотрели гонку по телевизору, и были приятно удивлены.

Своя атмосфера

Австралийский пилот Red Bull Racing Даниэль Риккардо, кажется, всегда на позитиве, но на этот раз Дэн улыбался особенно широко — гимн России исполнял детский хор. Причем самый младший его участник, кажется, еще не ходит в школу. Умилялись и на трибунах — гимн в исполнении ребятишек быстро заполнил сторис в Instagtam едва ли не всех болельщиков.

В этом году в Формуле-1 решили отказаться от грид-герлз — девушек, держащих таблички с номерами пилотов на стартовой решетке. Новое руководство серии посчитало эту традицию сексизмом. Длинноногих красоток заменили дети — воспитанники местных картинговых секций. Знакомая по футболу традиция, где дети выводят команды на поле. Организаторы Гран-при России решили пойти еще дальше и доверили маленьким россиянам еще и исполнение гимна.

Впрочем, спустя мгновение после того, как хор в последний раз затянул: «Славься страна, мы гордимся тобой!» — в небе над Сочи появился один из предметов гордости за страну — пилотажная группа «Стрижи» на истребителях МиГ-29. На фоне могучих самолетов и рева их двигателей болиды Формулы-1 выглядят достаточно скромно. Будто бы желая нанести контрольный выстрел, пилоты «Стрижей» отстреливают тепловые ловушки — эдакий салют по-русски. «МиГи» делают круг почета над автодромом, и объективы камер большинства смартфонов направлены в небо. Кажется, на мгновение все забыли, зачем здесь собрались.

Отвлекали от пилотов и девушки, без которых в России, понятное дело, не обойтись. Пусть красавиц в папахах кубанских казаков больше не пускают на стартовую решетку, зато никто не мешает им ходить по паддоку, фотографироваться с пилотами и в целом украшать собой «Сочи Автодром».

Впрочем, пилотов тоже вниманием не обделили, а Макс Ферстаппен из Red Bull Racing, праздновавший в субботу свой 21-й день рождения, и вовсе оказался в центре настоящих гуляний. Как только молодой голландец прошел через турникеты и оказался в паддоке, к нему подбежали мимы и мужчины на ходулях, заиграли барабаны, женщины в национальных русских платьях запели Happy Birthday, а через мгновение к ним подключился настоящий баянист.

Увы, обошлось без каравая — Ферстаппену подарили торт в виде шлема и матрешку. На всех куклах был изображен Макс: на самой маленькой — еще ребенком, на самой большой — пилотом Red Bull. Голландец трогательно смущался, а ролик с празднованием быстро собрал несколько сотен тысяч просмотров в соцсетях.

Судя по всему, гуляния с баянистом так зарядили Макса позитивом, что в воскресенье он рвал и метал: голландец меньше чем за 10 кругов прорвался с 19 места в первую шестерку, а после пит-стопов лидеров и вовсе надолго возглавил пелотон. А ведь среди пилотов Формулы-1 давно есть поверье, что гонки в день рождения редко бывают удачными. Страшно представить, каким было бы выступление молодого голландца, если б вместо торта ему все же испекли каравай.

Больше развлечений хороших и разных

В прошлом году Гран-при России получил солидную долю критики за слишком ограниченную программу. Если на этапах в Европе в рамках гоночного уик-энда помимо заездов Формулы-1 проходят еще и соревнования Формулы-2, GP3 и суперкубка Porsche, то в России все ограничилось гонкой на весьма скромных машинах серии Mitjet 2L. В этом году повода для критики не было, ведь в Сочи приехали все три главные формульные серии планеты: Формула-1, Формула-2 и GP3. И в каждой из них выступают российские гонщики.

Более того, в GP3 Никита Мазепин даже показал лучшее время в квалификации, которое, увы, было аннулировано. Тем не менее в гонке 19-летний москвич прорвался на второе место, став первым россиянином на сочинском подиуме. Артем Маркелов в Формуле-2 и Сергей Сироткин в Формуле-1 почин соотечественника не поддержали и выступили ниже своих возможностей, но болельщиков это не особо расстроило, ведь гонки во всех трех сериях вышли на загляденье.

Если в 2017 году Гран-при России стал объектом для шуток из-за того, что по ходу гонки произошел всего один обгон, то на этот раз пилоты и в королевском классе, и в гонках поддержки подарили настоящее пиршество обгонов и борьбы колесо в колесо. Благодарить за это нужно специалистов компании Pirelli, которая разрабатывает шины для всех трех гоночных серий. В прошлые годы итальянцы действовали консервативно и привозили в Сочи жесткие шины, но для гонки 2018 года выбрали три наиболее мягких состава, благодаря чему скорости заметно выросли, обгонять стало проще, а пилоты смогли использовать разную тактику.

Впрочем, в России в гонках Гран-при участвуют 20 человек, а побеждают в конце немцы. Что на дореволюционных Гран-при в России, что на гонках в XXI веке побеждают исключительно пилоты, выступающие на Benz или Mercedes-Benz, как стали называться машины компании после объединения Daimler и Benz в 1926 году.

По традиции российской гонки в комнате перед подиумом победителя и призеров встречал Владимир Путин. Президент России впервые в истории Гран-при России выбрал серый, а не черный костюм, отчего выделялся на фоне своего окружения, которое осталось верно черному цвету. Путин и Хэмильтон мило побеседовали. Президент отметил, что вручает кубки Льюису каждый год, на это чемпион ответил, что в прошлом году кубок был лишь за второе место.

А ведь у Путина с Хэмильтоном старые счеты: в 2015 году Льюис облил президента шампанским, из-за чего Владимиру Владимировичу пришлось надеть на переговоры с арабским принцем куртку. К счастью, британский пилот сделал выводы из своего поведения и на этот раз был аккуратнее.

Шик-гламур

В дни проведения Формулы-1 в Сочи концентрируется такое количество модных брендов, что в какой-то момент прогуливающиеся по улицам девушки становятся единым огромным логотипом Louis Vuitton. Они расставляют правильные хештеги под фотографией в Instagram, и почти у каждой одна и та же подпись: «Сбылась моя мечта». О чем именно они мечтали — поехать в Сочи, надеть все лучшее сразу или увидеть вблизи ослепительный блеск бриллианта в ноздре у Хэмильтона — конечно, загадка. Но какой смысл ее разгадывать, если тебе подарили мечту.

Женская красота — одна из главных достопримечательностей российского юга. Когда она разбавляется столичным белозубым шиком, то выражение «если есть на свете рай, то это Краснодарский край» обретает дополнительный смысл. Особенно это чувствуется на VIP-трибунах, где разместились ложи спонсоров. В одной из них корреспондент «Ленты.ру» выиграл кепку с автографом Кими Райкконена, который вручал приз лично. Такой популярности и востребованности простой московский журналист не чувствовал никогда.

Как не ощущал такого напряжения и сосредоточенности, когда зашел прямо во время гонки в боксы Ferrari. Молчаливые мужчины внимательно смотрели в мониторы, а с десяток ребят в шлемах в любую минуту готовы были сорваться переобувать болиды на пит-стопе. Кажется, они делали это меньше, чем за пару мгновений. И как одно мгновение пронеслась вся гонка — 53 круга, во время которых были опустошены все бары с шампанским в ложах. Каждую минуту находился какой-нибудь повод что-то отметить. Все-таки это был настоящий праздник.

Гуляют казачки

Гран-при России уже который год радует полными трибунами. Еще бы, ведь билеты не только не дорожают, но и дешевеют. Если в 2014 году во время первой в истории «Сочи Автодрома» гонки самый доступный билет стоил 5 тысяч рублей, то в 2018 году — 3 тысячи 900 рублей. Смотреть Гран-при России приезжают со всей страны, ведь с учетом курса евро даже выезд на Гран-при Венгрии, который во все времена был самым бюджетным вариантом просмотра Формулы-1 для россиян, становится совсем не бюджетным.

Несмотря на наличие все последние годы в королевских гонках российского пилота, болеют отечественные болельщики все же за команды-гранды. Вот главная трибуна, почти целиком одетая в красное, ревом встречает возвращение после пит-стопа на трассу впереди Хэмильтона лидера Ferrari Себастьяна Феттеля. Спустя несколько минут вскакивают со своих мест уже парни и девчонки в серебристом — Хэмильтон красивым маневром вернул себе позицию.

Одни демонстрируют оригинальность и размахивают флагами Alfa Romeo — итальянская марка вернулась в Формулу-1 в этом году в роли партнера швейцарского коллектива Sauber. Другие — преданность кумирам детства и молодости: бразильский волшебник Айртон Сенна погиб на Гран-при Сан-Марино в далеком уже 1994 году, но для многих он по-прежнему номер один — флагов с его портретом хватает.

А вот любителей Red Bull поубавилось после того, как австрийский коллектив избавился от Даниила Квята. Но хейтерам все же придется сменить гнев на милость — в Сочи было объявлено, что уфимец возвращается в 2019 году в Формулу-1 в составе младшей команды «быков» Toro Rosso. Так что на следующем Гран-при России на стартовой решетке будет минимум двое россиян.

Пока же у фанатов другая радость: в России, как и в Италии, и Англии, после финиша им дают возможность собраться под подиумом на стартовой прямой. Новая процедура интервью после финиша дает шанс всем, кто сидел на трибунах вдоль стартовой прямой и первого поворота, добежать до начала награждения.

Первыми под подиум прибывают станичники. В небо взмывает длиннющий флагшток с полотнищем Ferrari и флагом Краснодарского края. На флаге, который, если кто забыл, до революции использовался Кубанским казачьим войском, большими буквами написано название малой родины его владельца — станица Брюховецкая. Как всегда, много российских флагов с названиями городов, но случайных людей нет — почти на всех одежда с символикой тех или иных команд.

Кубки вручены, шампанское разбрызгано, а уставшие дети засыпают на руках родителей. Механики быстро разбирают боксы — Большой цирк, как часто называют Формулу-1, отправляется в Японию, где уже в ближайшие выходные пройдет очередной Гран-при. Пилоты спешат на бизнес-джеты, которые часто арендуют в складчину, Путин отправляется в Москву, где его на следующий день уже ждет встреча с президентом Сербии, а болельщики отправляются на Медальную площадь, чтобы станцевать медленный танец под песню «Выпускной» хедлайнера концертной программы Гран-при России Басты и обнять своих детей под «Сансару».

Завершен уже пятый в истории российский этап Формулы-1. Пожалуй, более интересного со спортивной точки зрения мы еще не видели. Большой цирк вернется в Сочи через год, а потом еще через год, и так далее минимум до 2025 года, когда истекает действующий контракт. То, о чем 20 лет назад нельзя было и мечтать, сейчас стало нормой жизни.