Власти Грузии готовятся простить банковские долги сотням тысяч своих граждан. Заплатит за них миллиардер и бывший премьер-министр, сделавший состояние в России, а весной вернувшийся в политику. В Грузии такое решение многие восприняли как откровенно популистский ход и даже попытку подкупа избирателей перед президентскими выборами. Экономисты предупреждают, что инициатива может нанести вред: люди начнут безответственно относиться к кредитным обязательствам. О прецеденте, которому россияне могут лишь позавидовать, — в материале «Ленты.ру».
В карман не полезли
Впервые о своих планах грузинские власти объявили за десять дней до второго тура президентских выборов. В него прошли два кандидата: Григол Вашадзе из партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» и беспартийная Саломе Зурабишвили. Ее, впрочем, активно поддерживало правящее движение «Грузинская мечта», основанное шесть лет назад известным бизнесменом Бидзиной Иванишвили. В первом туре, состоявшемся 28 октября, соперников разделило 0,9 процента голосов (38,64 процента у Зурабишвили против 37,74 — у Вашадзе). Чтобы перетянуть на свою сторону колеблющихся избирателей, голосовавших за других кандидатов, власти пошли на неординарный шаг.
«Хочу объяснить обществу, что почти 95 процентов зафиксированных в черном списке задолженностей состоит из кредитов, основная сумма которых не превышает двух тысяч лари [740 долларов], — говорил на специально созванной пресс-конференции премьер-министр Мамука Бахтадзе. — Речь идет о финансовых обязательствах более чем 600 тысяч граждан в отношении банков, онлайн-организаций и различных финансовых институтов, которые в сумме составляют около 1,5 миллиарда лари [более 600 миллионов долларов]. По сегодняшнему решению для наших граждан эта полуторамиллиардная задолженность обнуляется».
По словам Бахтадзе, списание долгов будет осуществляться с 15 по 31 декабря. Таким образом к Новому году жители страны подойдут уже с чистыми кредитными историями. По новым правилам, в них не указываются допущенные просрочки по старым, уже погашенным, кредитам (остались только задержки по текущим), а сами заемщики больше не вносятся в черный список, по которому банки могли определять их платежеспособность.
Министр финансов Иване Мачавариани, в свою очередь, успокоил кредиторов: долги граждан не спишутся безвозвратно, их просто возьмет на себя благотворительный фонд Cartu, созданный (как и нынешняя правящая партия) Бидзиной Иванишвили. Предприниматель имеет неоднозначную репутацию на родине. Почти все его бизнес-проекты связаны с другими странами — Россией (где он больше известен под именем Борис), США, Францией.
Спасатель-невидимка
В 1990 году Иванишвили основал банк «Российский кредит» (до кризиса 1998 года — третий в стране по величине активов). В дальнейшем к нему добавились Красноярский алюминиевый завод, Михайловский горно-обогатительный комбинат (ГОК), агрохолдинг «Стойленская нива», сеть аптек «Доктор Столетов», управляющая и брокерская компании «Интерфин Капитал» и «Интерфин Трейд», а также гостиницы и жилье в Москве, Сочи и по всему миру. В середине 2000-х годов сделка по продаже Михайловского ГОКа стала поводом сразу для нескольких уголовных дел: в результате махинаций фиктивным продавцом оказался обычный москвич Сергей Сенькин, погибший за несколько дней до этого в результате бытового конфликта на собственной кухне.
В итоге комбинат купили бизнесмены Василий Анисимов и Алишер Усманов. На его базе они создали холдинг «Металлоинвест», сегодня это один из крупнейших в мире производителей железа, руды и стали. За следующие несколько лет Иванишвили избавился и от других российских активов — последней стала «Стойленская нива», осенью 2012 года отошедшая американскому инвестфонду за 180 миллионов долларов. Банк «Российский кредит» несколькими месяцами раньше был оценен вдвое дороже. По данным британских СМИ, в собственности Иванишвили еще какое-то время оставался крупный пакет «Газпрома», но достоверно об этом ничего известно не было — недаром бизнесмена долго называли «человеком, которого никто не видел»: даже «Российским кредитом» он руководил через партнера Виталия Малкина, который брал на себя все представительские функции.
В Грузии деловые интересы Иванишвили были куда скромнее, но к середине 2000-х, даже несмотря на скрытный образ жизни, он оказался одним из самых популярных людей в родной стране. Все дело в меценатстве: предприниматель на собственные деньги строил школы, больницы, церкви, поддерживал национальную сборную по регби, реставрировал театры и выплачивал надбавки к гонорарам артистов. Даже собственный банк Cartu, входящий в одноименную группу, он называл благотворительным начинанием: «Для меня это не коммерческий проект, а инвестиционный, продиктованный желанием помочь стране». По замыслу Иванишвили, банк должен был привлекать иностранный капитал, беря на себя 25 процентов стоимости каждого инфраструктурного проекта. Реализовать идею в полной мере не удалось; сейчас на сайте Cartu указано, что это обычный коммерческий банк, оказывающий полный спектр услуг.
Благодаря социальной активности рейтинг живущего за рубежом бизнесмена в 2006 году был выше, чем у тогдашнего президента Саакашвили — 14,7 процента против 12,3. Долгое время Иванишвили не вмешивался в политику (по крайней мере, открыто), утверждая, что «никогда не полезет» в нее, что вызывало у соотечественников еще больше симпатий. Но в 2011 году планы поменялись: олигарх неожиданно объявил о переходе в оппозицию к Саакашвили из-за «малых, больших и непростительных ошибок» в управлении страной, через полгода создал партию «Грузинская мечта», еще через несколько месяцев выиграл с ней парламентские выборы и стал премьер-министром.
Во все тяжкие
Именно с этим была связана распродажа бизнеса по всему миру и прежде всего в России — Иванишвили подчеркивал, что не допустит конфликта интересов и сосредоточится исключительно на политике. Впрочем, в 2013 году у него обнаружили офшорную компанию, зарегистрированную в Панаме, но премьер претензии отверг, утверждая, что всеми его средствами управляют «крупные банки». «Деньги вложены в ликвидные европейские, американские, российские акции и крутятся на биржах», — говорил он.
Правление Иванишвили продолжалось недолго — уже через год после выборов он добровольно покинул пост премьера, как и обещал (еще перед голосованием бизнесмен говорил, что управится со всеми необходимыми реформами максимум за два года). Следующие несколько лет страной руководили представители «Грузинской мечты»: премьер-министры Ираклий Гарибашвили и Георгий Квирикашвили и президент Георгий Маргвелашвили. При этом многие были уверены, что Иванишвили остался теневым лидером Грузии, продолжая принимать все важные решения, но уже не неся за них ответственность.
Весной 2018 года бывший премьер неожиданно вернулся в политику и вновь возглавил «Грузинскую мечту». Свои мотивы, как и в первый раз, он объяснял заботой о стране и ее народе, желанием исправить «плачевную экономическую ситуацию», заверял, что не будет претендовать на высокие государственные посты, но с оговоркой, что теперь не оставит свое дело так быстро и опрометчиво. Оппоненты (в первую очередь из партии Саакашвили «Единое национальное движение») уверены, что Иванишвили заставляют вернуться внутренние проблемы «Грузинской мечты»: депутаты якобы конфликтуют между собой и нуждаются в жесткой руке.
Рейтинг Иванишвили и его партии постепенно снижался: многие грузины разочаровались в бизнесмене и его способности провести обещанные реформы, в том числе привлечь в страну иностранные инвестиции. Статистические показатели тоже выглядят противоречиво: с одой стороны, за последние три года увеличились экспорт и темпы роста ВВП, с другой — число живущих за чертой бедности выросло на десять процентов, а доля граждан, неспособных расплатиться по кредитам, — на 42 процента. Этому способствует и то, что банки не верят в национальную валюту и предпочитают выдавать кредиты в долларах, в то время как лари продолжает обесцениваться — с 1,42 лари за доллар в 2008-м до нынешних 2,67. Госдолг вырос с 27,6 процента в 2008 году до нынешних 44,9.
Если два года назад «Грузинская мечта» набрала почти вдвое больше голосов, чем «Единое национальной движение» (48,67 процента против 27,11), то по результатам октябрьского первого тура отрыв ее кандидата Зурабишвили от главного соперника из ЕНД составил меньше процента. После этого правительство Мамуки Бахтадзе, в июне сменившего Квирикашвили, объявило о массовом списании долгов по кредитам.
Но есть нюанс
Независимые политологи и экономисты восприняли этот ход как откровенно популистский. Американский Национальный демократический институт назвал его попыткой подкупа избирателей. Примечательно, что Иванишвили уже сталкивался с подобными обвинениями шесть лет назад. Перед парламентскими выборами, которые привели бизнесмена во власть, прежнее руководство Грузии оштрафовало его на 77 миллионов долларов за бесплатные спутниковые тарелки для населения и автомобили, которые с большими скидками продавались оппозиционным политиком.
Глава грузинского представительства Международного валютного фонда Франсуа Пеншо беспокоится, что теперь заемщики будут безответственно относиться к новым кредитам, рассчитывая на то, что власти всегда придут на выручку. Инициативу он называет «в целом позитивной, но увеличивающей моральные риски». «Это одноразовая операция, она не продолжится, и важно, чтобы те, у кого есть долги и кто не попал в этот список, с ответственностью отнеслись к платежам, чтобы избежать таких проблем в будущем», — парирует президент Ассоциации банков Грузии Александр Дзнеладзе.
К затее правительства есть и другие вопросы. Обращает на себя внимание нестыковка в расчетах: Бахтадзе говорил о 600 миллионах долларов, которые возьмет на себя фонд Cartu, в то время как его руководство пока готово потратить только 37 миллионов — именно такая сумма зарезервирована в бюджете фонда на текущий год. И это при том, что списание должно завершиться до 31 декабря. Возможно, этот срок охватывает только подачу заявок от граждан, но в отсутствие четкой схемы от властей понять этого нельзя.
Также неизвестно, каким банкам и в каком объеме достанутся компенсации. Банк Cartu, формально принадлежащий сыну Иванишвили, — один из главных в Грузии. Весь 2018 год на рынке обсуждается его слияние с другим крупным игроком — Liberty Bank. Если сделка состоится, под контролем лидера «Грузинской мечты» окажется десять процентов всего банковского сектора страны. Вполне может получиться, что фонд Иванишвили будет стараться первым делом компенсировать потери его же банку (на это намекают те самые зарезервированные 37 миллионов). Зато бывший премьер заработает политические очки.
Экономисты сомневаются, что списание долгов сильно поможет заемщикам, ведь размер большинства кредитов говорит о том, что брали их не на развитие, а на текущие траты. К улучшению экономической ситуации инициатива правительства не приведет, а граждане, которым на жизнь не хватает зарплаты, снова придут в банки. К тому же в неравном положении окажутся граждане с задолженностью свыше двух тысяч лари (740 долларов) — ее никто списывать не станет.
Еще одна неожиданная претензия к властям поступила от уже бывшего кандидата в президенты и соперника Саломе Зурабишвили — представителя ЕНД Григола Вашадзе. Он обвиняет оппонентов в плагиате и утверждает, что недавно сам выступал с ровно тем же предложением, только в его версии выкупать безнадежные долги нужно было на средства государственного бюджета. «Они вообще не думали об этом, но сейчас к выборам у них такая горячка, что на все согласны. Но я все же позитивно отношусь к этому, я вижу позитив — мы победили», — рассказал Вашадзе перед вторым туром. Наконец, непонятно, что было бы в случае поражения Зурабишвили во втором туре — осталось ли бы правительство верным своему слову.
Первооткрыватели
Нынешний грузинский случай не имеет прецедентов, хотя в разное время власти разных стран предпринимали попытки облегчить жизнь своим гражданам. Последние два года в России ведутся разговоры о «кредитной амнистии», но о полном списании долгов речи не идет. Предполагается, что будет изменен порядок погашения задолженности по кредиту: на смену нынешней схеме «сначала штрафы, затем проценты и только потом основная сумма долга» придет формула «проценты, основная сумма, штрафы». К тому же банки и микрофинансовые организации не смогут требовать с заемщиков больше, чем 150 процентов от первоначальной суммы кредита. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в октябре прошлого года, в феврале принят в первом чтении, но с тех пор отложен в долгий ящик. Возможно, депутаты успеют вернуться к нему до Нового года.
В конце прошлого года они приняли другой документ — о массовом прощении долгов по налогам и страховым взносам. По предложению президента Владимира Путина было решено списать около 150 миллиардов рублей, выставленных россиянам до 2015 года. Основная часть пришлась на транспортный, земельный и имущественный налоги, примерно 47 миллиардов — на индивидуальных предпринимателей. Такой маневр проводится уже не в первый раз: в 2011 году Путин, будучи премьер-министром, инициировал списание долгов по имущественным налогам граждан на 36 миллиардов рублей.
Похожий механизм был реализован недавно в Хорватии. Правительство простило 150 тысячам жителей долги перед госорганами на общую сумму 581 миллион евро. Премьер-министр Андрей Пленкович объяснил, что причина — в трудном финансовом положении должников. В России просроченные кредиты, которые не удалось взыскать с должника даже через суд из-за нехватки ценного имущества, регулярно списывают судебные приставы. В прошлом году гражданам таким образом списали 2,2 триллиона рублей, годом ранее — 1,9 триллиона. Однако эти деньги заемщикам не прощают окончательно — кредиторы имеют право добиваться их взыскания еще как минимум три года.
В России уже три года действует государственная программа, позволяющая реструктуризировать непосильные ипотечные кредиты. На первом этапе условия были слишком жесткими: на помощь могли рассчитывать только льготные категории заемщиков (малоимущие, инвалиды и ветераны Великой Отечественной), а банкам полагалась только половина списанной суммы. Затем критерии смягчили: под программу попали заемщики с несовершеннолетними детьми и доходом на уровне двух прожиточных минимумов (после выплаты ежемесячного платежа), допустившие просрочку. Они могли рассчитывать на возмещение 600 тысяч рублей от государства (затем — и вовсе 1,5 миллиона). В результате выделенные из бюджета 4,5 миллиарда долларов закончились на три месяца раньше срока — в начале марта 2017-го.
Однако запущенный через несколько месяцев новый этап ознаменовался ужесточением требований. Теперь к участию в программе допускаются только валютные ипотечники и только при условии резкого роста ежемесячного платежа — на 30 процентов и более. По состоянию на 1 декабря было выплачено 393,5 миллиона рублей.
Власти Грузии в погоне за голосами избирателей применили принципиально новый прием — и он сработал. Саломе Зурабишвили выиграла второй тур президентских выборов, набрав почти на 20 процентов голосов больше, чем выдвиженец от партии Саакашвили (59,52 процента против 40,48), и уже делает заявления о европейском курсе для своей страны. До конца года правительству придется выполнить обещания и освободить от долгов 600 тысяч своих граждан. Вернувшийся в политику Бидзина Иванишвили, возможно, потратит на это 600 миллионов долларов — за последний год его состояние уменьшилось на 125 миллионов и сейчас оценивается в 5,6 миллиарда долларов. Стоит ли игра свеч — станет ясно через два года, когда в Грузии пройдут новые парламентские выборы. В следующий раз людей трудно будет удивить громкими обещаниями.