Французская певица ZAZ выпустила новый альбом Effet Miroir («Эффект зеркала») и представит его в первую очередь россиянам. Она начнет гастрольный тур в поддержку пластинки с Санкт-Петербурга и Москвы, где выступит 4 и 6 февраля 2019 года. Изабель ненадолго приехала в российскую столицу из охваченного протестами Парижа. «Лента.ру» поговорила с артисткой о митингах во Франции, необходимости действовать, изменениях в себе и в музыке.
...Изабель ерзает в кресле переговорной комнаты отеля и приветливо улыбается окружающим. Переводчик коротко поясняет мне, что после самолета она спала не больше трех часов и уже успела провести несколько встреч. Гостья в это время хватает со стола блокнот с заметками и увлеченно показывает своим спутникам, пытаясь разобраться, что в нем написано, смеясь и комментируя вслух. Затем обращается ко мне.
ZAZ: Я как ребенок: когда устаю, начинаю заниматься какой-нибудь ерундой. Ну, вы сами видите.
«Лента.ру»: Если вас это утешит, я тоже спала часа два-три. У вас уже какой-то марафон, судя по всему, получился?
Да, почти. Во многих странах побывали, со многими людьми встретились и еще встретимся. Мне нравится общаться. Если бы я не любила людей, это было бы проблемой.
Новостные ленты только и пишут, что о беспорядках в Париже. Сложно начать беседу с чего-то другого. Бронетехника, баррикады, погромы...
Положение не новое. Да и вообще не всегда в мире все идет так, как нужно. Всегда есть желание что-то поменять.
Как вы относитесь к тому, что происходит?
Это, конечно, тяжелая ситуация, но нужно помнить о том, что не всегда средства массовой информации освещают все так, как есть на самом деле. Говорят, что у нас там настоящая война. Да, там и правда бардак, но нужно все-таки делать поправки на такие вещи.
Вы сами как-нибудь в этом участвовали?
В забастовках? Нет.
А вообще когда-либо?
В маршах — случалось. В Колумбии, например, был марш за мир, в нем я принимала участие.
Подобные события влияют на вас, на творчество?
Конечно, на мое творчество все влияет. Но вместо того чтобы выражать злобу и проявлять недовольство теми или иными вещами и событиями, я решила действовать. Я определила для себя, что хорошо и что важно. Для меня это — постепенно менять мир, но начинать с малого. Своими проектами я вношу изменения сначала в какие-то небольшие, местные, скажем так, группы и сообщества. Так я служу людям, помогаю им, стараюсь создавать новые связи между ними. Мне кажется, благодаря этому люди больше узнают мир и становятся более самостоятельными. Мы движемся к чему-то лучшему. Но все изменения надо начинать с себя — с того, что у нас внутри. Нет смысла менять внешний мир, если внутри все остается так же. Я считаю, что мир должен установиться в нас самих. Это касается и вопросов экологии — в этой сфере я придерживаюсь такой же точки зрения. Надо начать с себя. Таким образом мы избавляемся от вещей, которые нам не нужны или не нравятся, работаем над собой. А работая над собой, можно в дальнейшем изменить и мир.
Вы говорили, что ваш новый альбом как раз о некой работе над собой, о принятии себя, своей жизни и характера — со всеми парадоксами. Есть какие-то вещи, которые вам сложно в себе принять?
Меня очень легко вывести из себя, я очень неспокойный человек, но с каждым днем становлюсь все сдержаннее, учусь лучше себя контролировать. Когда назревает какая-то неприятная ситуация, говорю себе: успокойся. Это помогает. Можно сказать, что я себя скорее приняла. Если мне что-то в себе не нравится, я стараюсь это изменить, и с каждым днем узнаю себя все лучше.
В вашем неспокойствии есть и что-то привлекательное.
Да-да, есть! Добавлю по этому поводу. Есть одна японская пословица: самые прекрасные цветы растут из грязи. На самом деле изначально это была не грязь, если вы понимаете, о чем я. (Смеется)
Кажется, да. Я впервые вас услышала, будучи студенткой. В ваших песнях много независимости, свободы и жизнелюбия — того, что притягивает молодых людей. Так, может, несдержанность — это тоже про свободу? Что для вас свобода?
Свободу мы создаем в себе сами, она не может прийти извне. В первую очередь необходимо, чтобы в душе установился мир, закончилась внутренняя война.
Для вас закончилась? Вы чувствуете себя счастливой?
Мне кажется, счастье — это нечто, что появляется из маленькой коробочки, и мы должны его вырастить. Мой девиз по жизни: боюсь, но иду вперед. Я стараюсь заниматься многими вещами, а так как не в моем характере делать все понемножку, я просто делаю все.
Чего вы сейчас хотите? Помните, восемь лет назад в песне Je veux («Я хочу») вы пели, что хотите любви, веселья, хорошего настроения и жизни с чистым сердцем. А как бы вы сейчас продолжили фразу «je veux...»?
Вместо «я хочу» теперь я говорю: «у меня есть». (Смеется)
Правда?
Если честно, то в жизни, конечно, не все бывает хорошо, но нужно что-то брать от каждого момента, в каждом находить что-то хорошее. Во всех периодах — в жизни, в смерти и так далее. Невозможно, чтобы все и всегда было замечательным, но вопрос еще и в том, как смотреть.
Извлечете что-то хорошее из поездки в Россию в феврале? Вы всегда говорили, что у нас холодно, а в это время могут быть и морозы.
А сейчас еще не холодно? Я скоро лечу в Квебек, там минус 14. У вас тут, оказывается, может быть вполне неплохо. Но вообще я даже рада, что концерты в феврале. Люблю всякие вызовы, поэтому — почему бы и нет? Я уже была во Владивостоке зимой, там тоже нежарко.
Почему решили начать тур с Москвы и Петербурга?
Россия — это, можно сказать, мой любимчик, и я счастлива начать гастроли именно с вас.
Что ждет фанатов на концертах?
Если честно, мы еще не начали подготовку, но уже проводим встречи, обсуждаем все это дело, хотя по факту пока ничего нет. Очевидно, что концерт будет связан с новым альбомом; сделаем разные интересные видео, придумаем хороший свет. Всего рассказать не могу, потому что основная предварительная работа придется на конец года, но постараемся сделать так, чтобы все было красиво.