Биатлонный сезон традиционно начинается с разговоров о жизни спортсменов за пределами соревнований, скандалов из-за набора в команды и изменений в федерациях. Но на этапе в австрийском Хохфильцене с российскими биатлонистами произошло столько событий, что они затмили все разговоры об обновленном составе команды и высылке с Кубка мира опытных спортсменов. О несостоявшемся золоте Логинова, возрождении женского биатлона и ночных визитах австрийской полиции, — в материале «Ленты.ру».
Снова допинг
Пожалуй, самым громким событием этапа стал визит австрийских полицейских в расположение сборной России. Почему стражи порядка страны, принимающей второй этап Кубка мира, пришли к спортсменам ночью перед гонкой — до сих пор загадка. Парадоксальности ситуации добавило то, что предъявленные обвинения касались не нынешнего этапа, что могло оправдать срочность, а чемпионата мира 2017 года.
Российской делегации в составе тренера Александра Касперовича, биатлонистов Евгения Гараничева, Александра Логинова, Антона Шипулина, Алексея Волкова и Ирины Старых, а также врачей и массажистов сборной инкриминировали нарушение антидопинговых правил. Утром Логинов выложил пост, в котором показал отрицательные результаты допинг-тестов за 2017 год. Тогда он катался всего пару месяцев после дисквалификации, и пользователи сети обратили внимание на то, что количества сданных российским биатлонистом анализов хватило бы на целую сборную. Также Александр отметил, что полиция обвинила команду в «махинациях с переливанием крови» на чемпионате мира.
Вопрос о том, почему полиция выбрала такое нетрадиционное время для вручения уведомлений, хотя команда регулярно бывала в Австрии с момента турнира, задавать не имело смысла, ночью никого из спортсменов не отстранили от соревнований, поэтому они готовились выйти на старт спринтерских гонок, а инцидент почти не комментировали. Однако к моменту финиша мужского спринта уже вовсю обсуждалось потенциальное отстранение всех включенных в список спортсменов. К ответу даже привлекли Международный союз биатлонистов (IBU), представители которого заявили, что не имеют отношения к обвинениям.
Ситуация сложилась неприятная. Переливание крови для улучшения спортивных результатов — уголовное преступление на территории Австрии, так что в худшем случае при подтверждении обвинений речь могла бы идти о тюремном заключении и проблемах с отъездом на следующие этапы. Но позднее посол России в Австрии рассказал, что доказательств вины спортсменов не было предоставлено, и IBU подтвердил, что речи об отстранении спортсменов не идет.
Назло скандалам
Как ни парадоксально, но на фоне подобной встряски у команды появились конкретные результаты. Неизвестно, есть между ними связь или нет, но в спринте на следующее утро после появления полиции в отеле команды Екатерина Юрлова-Перхт завоевала бронзовую медаль, в десятку также попала Ирина Старых (которую визит полиции довел до слез), а позднее в тот же день Логинов пришел к финишу восьмым.
Благодаря выступлениям наших биатлонистов обсуждение этапа не ограничилось темой прихода в расположение сборной полиции. С результатами команды в Хохфильцене все было не так однозначно, как мы привыкли за прошлый сезон, и можно было сказать, что команда оказалась скорее жива, чем нет. Во всяком случае, ее женская часть продемонстрировала явный прогресс: успешные преобразования и работу нового состава.
Четвертое место в эстафете завершило этап в Хохфильцене и дало веру в то, что женский биатлон в России начал возвращаться на былые позиции. Опытные Юрлова и Старых показывают высокие результаты на каждом этапе, а новички регулярно выстреливают и постепенно набирают ход.
Что касается мужской сборной, то в индивидуальных гонках за команду явно отдувался Логинов, который едва ли не выиграл первое золото сезона, но запутался в собственном инвентаре и упал в попытке оторваться от Йоханнеса Бе. В итоге он занял третье место и, видимо, в этой гонке оставил все силы. В эстафете мужчины смотрелись гораздо более печально: десять дополнительных патронов и невысокая скорость, в том числе лидеров пробного состава — Логинова и Малышко.
Не факт, что команде смог бы помочь и якобы отказавшийся от вызова в сборную с Кубка IBU Антон Бабиков. По мнению тренеров, основной состав нуждался в усилении, а Антон отказался приезжать на сбор. Новость вызвала недоумение у спортсмена, и он рассказал, что узнал о своем вымышленном отказе из интернета. Кто из них более честен на самом деле — неизвестно, но, судя по высказываниям тренеров, появление Бабикова на Кубке мира в этом году больше не ожидается.
Раз на раз
В целом политика, которую выбрали обновленное руководство федерации и тренерский штаб по итогам двух этапов, сработала наполовину. Женщины показывают результат, за исключением Ульяны Кайшевой, которая как раз была приглашена в сборную не по результатам отборов и контрольных стартов, а решением тренеров. У мужчин в лидерах отбора был Логинов, показавший, что у нас есть кому бороться за медали в отсутствие сильнейших спортсменов прошлого сезона. Но абсолютный чемпион контрольных стартов Дмитрий Малышко не подтвердил эффективность системы, провалив гонки.
В случае с мужской эстафетой команде, видимо, не хватило опытных Цветкова, Бабикова, и, конечно, Шипулина, возвращение которого на Кубок мира ждут почти как новогодних праздников. Экспериментальный состав не справляется ни со скоростями, ни со стрельбой, а в случае Логинова, наверное, еще с усталостью или психологией.
Президент Союза биатлонистов России Владимир Драчев рассказал, что на следующем этапе Кубка мира планируется заменить по одному человеку в составе обеих команд. В женскую добавят Анастасию Морозову, а Кайшева вернется на Кубок IBU, в мужскую — Петра Пащенко или Александр Поварницын. Глава СБР отметил, что, несмотря на многочисленные победы, Бабиков останется на этапах IBU, «пока не будет принимать правильные решения».
Показалось, что в команде наметился конфликт. Однако уже ночью Дмитрий Губерниев успокоил публику — тренеры сборной решили, что на следующий этап Кубка мира в Чехию едут Бабиков и Поварницын, а покорять Кубок IBU отправятся Латыпов и Слепов. Здравый смысл восторжествовал.