В кинематографической студии второго по величине шведского города Гетеборга прошла знаковая пресс-конференция компании Volvo Cars, посвященная вопросам автомобильной безопасности. Основной месседж, прозвучавший на мероприятии, — нужно ставить во главу угла ценность жизни водителя и пассажиров.
Представители подразделения Volvo, отвечающие за разработки в сфере безопасного вождения, рассказали о некоторых технологических решениях, которые будут внедряться в ближайшее время. Однако только лишь участия производителя в этом процессе недостаточно.
Непобедоносная война
Начать свой разговор о важнейшем из аспектов управления автотранспортным средством — безопасности — в Volvo решили с демонстрации небольшого ролика. Его герои вместе с детьми отправились поздравить родителей с наступающим Рождеством. Мартин, Анна, их сын и дочери-близнецы ехали, предвкушая праздник. Машина была нагружена подарками, и дети на заднем сиденье взволнованы. Зимняя погода в центральной Швеции сделала дороги ледяными. Анна и Мартин, местные жители, никуда не торопились. Анна вела машину осторожно. После более чем часа пути автомобиль, ехавший во встречном направлении, внезапно потерял управление, на высокой скорости выехал навстречу и лоб в лоб столкнулся с Volvo героев ролика. От удара их машина свалилась в придорожную канаву.
По счастью, все члены семьи смогли выйти из машины и дождаться скорой помощи. Когда она приехала, медики, увидев автомобили, очень удивились, так как не ожидали найти выживших. Анна попала в больницу. После этого случая жизнь семьи изменилась навсегда. Страшную аварию они не забудут никогда, и до сих пор испытывают психологические сложности при управлении автомобилем.
В этом конкретном случае все закончилось относительно хорошо — все живы и уже физически здоровы. Героям ролика помогли системы безопасности, которые Volvo превентивно устанавливает в своих автомобилях. Однако так бывает далеко не всегда. Так, согласно данным ГИБДД, в 2018 году в дорожно-транспортных происшествиях в России погибло около 18 тысяч человек. И хотя инспекторы отмечают снижение смертельных случаев почти на 5 процентов по сравнению с предыдущим годом, все равно такое количество смертей — непозволительно много. Для сравнения, это, например, почти 5 часть населения города Ханты-Мансийска — нефтяной столицы России.
Три смертельных друга
Приблизительно такая же ситуация сложилась во всем мире — автомобиль, помимо средства передвижения, до сих пор остается источником повышенной опасности и одной из главных причин внезапной смертности населения. Более того, даже если ДТП не заканчивается трагически, его участники выживают, никак не страдают или отделываются незначительными физическими травмами, нельзя сказать, что это проходит для них абсолютно бесследно. Так как люди, попавшие в аварию, естественным образом испытывают сильный стресс. А он, в свою очередь, приводит к сильным психологическим проблемам, с которыми, зачастую, вообще никак не борются, так как попросту не хватает компетентных специалистов-психологов, специализирующихся на устранении последствий ДТП.
Но любую проблему можно решить. А некоторые даже предотвратить. В Volvo Cars это не только понимают, но и активно работают в данном направлении. Еще в 1959 году компания сделала своей миссией безопасность водителя, придумав ремень безопасности с тремя точками фиксации. За эти 60 лет компания совершила громадный скачок в данной сфере, и первая внедрила то, без чего мы уже не представляем себе никакой мало-мальски приличный автомобиль, например, надуваемые боковые занавески или детские бустеры. Есть фишки, которые в базовых комплектациях стоят пока только на машинах Volvo, вроде системы City Safety, которая в случае реальной опасности принудительно тормозит автомобиль перед пешеходами, велосипедистами, крупными животными и другими автомобилями.
Но и это в компании считают недостаточным. И для того чтобы полностью защитить жизнь своих клиентов, постоянно изучают механику столкновения. В качестве базы для исследований Volvo проводит как собственные краш-тесты, так и занимается анализом информации с мест реальных ДТП (в базе компании около 70 тысяч инцидентов). Здесь надо сказать, что базу по авариям компания сделала открытой для других производителей и приглашает их к совместным исследованиям и обмену опытом в данной области.
«Мы собрали огромный массив данных о десятках тысяч ДТП, чтобы сделать наши автомобили максимально безопасными именно в тех аспектах, которые наиболее важны в условиях реального дорожного движения», — комментирует ситуацию старший технический специалист Центра безопасности Volvo Cars Лотта Якобссон. «Это значит, что мы создаем такие автомобили, которые защищали бы всех вне зависимости от пола, роста, веса и строения тела, а не пресловутого "среднестатистического человека", которого олицетворяют манекены для краш-тестов», — подчеркивает она.
Все это также делается для того, чтобы досконально изучить и, как следствие, предусмотреть в будущем все возможные причины, которые приводят к трагедиям на дороге. И если краш-тест дает компании информацию о том, как ведет себя при столкновении автомобиль, то анализ реальных ДТП позволяет сделать выводы о том, какие предпосылки для аварии создало поведение водителей. На данный момент в Volvo Car видят три основные направления риска со стороны водителей, которые автопроизводители вполне могут купировать: существенное превышение скорости, невнимательность и употребление алкоголя или наркотиков за рулем.
Превышаете?
Как отметил в ходе пресс-конференции генеральный директор Volvo Cars Хакан Самуэльсон, проблема скорости является одной из наиболее важных проблем при эксплуатации автомобилей. «Мы хотим пригласить к диалогу по этим вопросам, потому что они важны для всех. И этот разговор очень важен. Это вопрос ответственности. Ответственности всех», — подчеркнул в ходе своего выступления глава Volvo Cars. Отметив при этом, что точно можно лимитировать скорость, с которой едет автомобиль. Но для повсеместного распространения этой практики требуется консенсус автопроизводителей, властей и общества.
Что касается Volvo, то она уже выступила с инициативой принудительно ограничить скорость автомобилей до 180 километров в час, обратившись с данным предложением к коллегам по цеху. Причем для своей продукции компания внедряет данный стандарт для всех машин начиная с 2021 модельного года.
Еще одной важной технологией, призванной дать возможность влиять на скорость движения автомобиля, является презентованная в ходе пресс-конференции технология Care Key. Отличаться от превентивного ограничения скорости она будет тем, что клиент Volvo сам сможет задавать порог скорости, который не будет иметь право переступить автомобиль. То есть система позволит установить максимальную скорость автомобиля перед тем, как передать его своим родственникам или более юным и менее опытным водителям. Например, тем, кто только недавно получил водительское удостоверение. По словам представителя Volvo, управление данной функцией при наличии специального ключа будет осуществляться через мобильное приложение, доступное клиентам компании.
Вечер трудного дня
Согласно данным Национального управления безопасностью движения на трассах США (NHTSA), причиной почти 30 процентов всех ДТП со смертельным исходом стала езда в нетрезвом состоянии. Чтобы противостоять этой напасти, а также рассеянности внимания, с которым неизбежно сталкиваются все водители, Volvo Cars намерена оснащать свои автомобили встроенными смарт-камерами и сенсорами, которые будут постоянно анализировать поведение водителя.
В случае, если автомобиль заметит за водителем странности поведения, то подаст ему соответствующий сигнал. Если человек не послушается машину, она сообщит о вызывающем подозрения поведении в специальный центр Volvo, откуда должен будет последовать звонок оператора, призванного убедиться в том, что все хорошо. Если же водитель не послушает и оператора, тогда автоматика будет принимать решение о том, что делать дальше: принудительно снизить скорость или полностью остановить и припарковать автомобиль. Да, теперь это все возможно без вмешательства человека.
«Когда речь идет о безопасности, наша цель — полностью уберечь водителя и пассажиров автомобиля Volvo от попадания в аварию, а не просто минимизировать ее негативные последствия, когда она неизбежна», — отмечает старший вице-президент по исследованиям и разработкам Volvo Cars Хенрик Грин. «Камеры будут реагировать на поведение водителя, которое может привести к тяжелым травмам или смерти», — подтверждает он.
Примеры подобного поведения включают полное отсутствие рулевого управления автомобилем, езду вне дорожного полотна или нахождение за рулем с закрытыми глазами на протяжении длительного времени, а также экстремальное виляние от полосы к полосе или чрезмерно медленная реакция на дорожную ситуацию.
«Сегодня очень много аварий случаются из-за управления автомобилем в нетрезвом виде», — в свою очередь комментирует нововведение эксперт Volvo Cars в области водительского поведения профессор Трент Виктор. «Некоторые до сих пор искренне считают, что могут спокойно садиться за руль после употребления алкоголя и что это никоим образом не скажется на их способности управлять автомобилем. Мы хотим быть уверены, что жизни людей не будут подвергаться смертельной опасности в подобных ситуациях», — подчеркивает он.
Однако теперь безответственное поведение будет уходить в прошлое. Камеры будут устанавливаться на всех моделях Volvo, которые выйдут в начале 2020-х годов. Более точную информацию компания намерена объявить позднее.
Скажутся ли действия компании на глобальной безопасности дорожного движения? Безусловно, покажет время. Однако можно быть точно уверенными в том, что эффект от инициатив Volvo Cars обязательно будет, если и другие автопроизводители присоединятся к шведской компании и будут уделять безопасности водителей больше внимания.