Только важное и интересное — в нашем Twitter

«Еще одна жалоба — и канал закроют»

BadComedian о попытке заставить его замолчать с помощью иска на миллион рублей

Фото: @evgenbad

Кинокомпания Kinodanz подала в суд на самого влиятельного российского YouTube-кинокритика Евгения Баженова, известного как BadComedian. Блогеру, за чьими едкими кинообзорами следят миллионы пользователей, предъявили претензию за обзор картины в жанре фэнтези «За гранью реальности», которая вышла в прокат в марте 2018 года. Создатели фильма требуют, чтобы критик удалил ролик и выплатил им компенсацию в размере миллиона рублей. Блогер утверждает, что истец грозил ему своим влиянием и связями в Министерстве культуры, которое BadComedian регулярно критикует за необоснованное финансирование убыточных и плохо снятых фильмов.

Судебная тяжба началась в январе 2019 года. Кинокомпания заказала лингвистическое исследование, выводы которого позволили Kinodanz утверждать, что BadComedian превысил «необходимый для достижения полемической и критической цели объем цитирования» художественного произведения и нарушил авторские права компании. В иске, который Баженов продемонстрировал на YouTube, представители Kinodanz ссылаются на стандарты цитирования в диссертациях. Лингвистическую экспертизу проводили А.Р. Исралиева и С.С. Шумов.

Баженов заявил, что представители кинокомпании намекнули ему на то, что он вредит репутации Kinodanz, а суд якобы должен ее восстановить. В июне 2017 года на канале BadComedian вышел критический обзор еще одной картины производства Kinodanz — «Танцы насмерть», которую также спонсировало Минкультуры.

«За нами стоят влиятельные, очень влиятельные люди, и нас поддерживает Министерство культуры Российской Федерации», — цитировал слова представителя кинокомпании Баженов. В Минкультуры причастность к конфликту между блогером и компанией опровергают.

Баженов объяснил «Ленте.ру», почему считает иск Kinodanz цензурой, и рассказал, что будет делать, если его канал закроют.

Почему вы называете иск неправомерным? Вы не нарушали объемы цитирования?

Баженов: Для меня очевидно, что эта история не про объемы цитирования, а про попытку цензуры. Я закон не нарушал. По закону разрешено в критических целях цитировать оригинал в объеме, оправданном целью этого цитирования. В случае с обзором фильма «За гранью реальности» цитирование вполне оправдано.

Для YouTube нет отдельных правил? Музыкальные блогеры, к примеру, не используют фрагменты длиннее пяти секунд, чтобы не нарваться на претензии правообладателей.

Существуют правила использования чужого контента на YouTube. В них говорится, что в каждой стране понятие «добросовестное использование» трактуется по-своему, в зависимости от законодательства. Я как гражданин страны, видеоблогер, имею право на критику. А иск компании Kinodanz этому праву противоречит.

Не опасаетесь, что после того, как вы вынесли проблему в публичную плоскость, найдутся люди, которые оперативно установят допустимый объем цитирования на видеоплощадке? А тогда плохо станет всем блогерам в России.

Я вообще, честно говоря, не понимаю, как можно регулировать отдельную площадку, если для всех закон един.

Вы рассказывали о встрече с истцом, где представители Kinodanz прямо сказали, что за ними стоят серьезные люди — в частности, Министерство культуры. Что это была за встреча?

Это был телефонный разговор и живое общение. Мы встречались с представителем компании, и эти слова прозвучали из его уст. То есть это, конечно, не слова генерального директора или режиссера. Это слова представителя.

Вас пытались запугать?

Я бы даже не сказал, что нас запугивали. Эти люди просто констатировали факт. Да, Министерство культуры явно выступает на их стороне, иначе им не выделили бы средств на фильм «За гранью реальности» и другие не менее «замечательные» картины. Очевидно, что у этой киностудии есть серьезная поддержка, раз им доверили проект на 950 миллионов рублей.

Kinodanz при поддержке Агентства стратегических инициатив создаст в Калининграде кластер по производству компьютерной графики и визуальных эффектов. Сумма инвестиций — 950 миллионов рублей. Одним из инвесторов проекта стал бывший топ-менеджер «Яндекса» и рекламной группы BBDO Игорь Лутц.

Вы сталкивались с давлением раньше?

В 2014 году после обзора ремейка «Кавказской пленницы» от Максима Воронкова какие-то люди угрожали пробить мне череп. Не могу утверждать, был ли к этому причастен режиссер или продюсерская компания. Иначе я рискую схлопотать еще один иск. Но забавно, что в той ситуации купился даже Александр Роднянский, который меня не поддержал. Это случилось после моего обзора на «Левиафан», который он продюсировал. Я выпустил его до премьеры и был неправ, я это признаю.

Александр Роднянский поддержал BadComedian в споре с Kinodanz. Он назвал иск компании к блогеру «трусостью, непрофессионализмом и цензурой». При этом продюсер отметил, что его трудно заподозрить в симпатии к BadComedian, поскольку тот самый обзор «Левиафана», по его словам, был несправедливым и неточным. Помимо Роднянского, в конфликте с кинокомпанией Баженова публично поддержали режиссеры Федор Бондарчук и Владимир Бортко, а также Ксения Собчак.

Kinodanz требует от вас миллион рублей. Насколько это большая сумма для вас?

Понимаете, тут ведь вопрос не в миллионе рублей, а в том, что они пытаются запретить критиковать их фильмы. Предположим, я бы мог, как они требуют, удалить ролик. Но что тогда? Это значит, что любой другой, недовольный критикой, может прийти и сказать: «Удаляй!» И надо будет удалять. Да Kinodanz первыми же и придут! Если кинокомпания выиграет суд, YouTube блокирует мой ролик, а дальше еще один страйк от того же Kinodanz — и это фактически закрытие канала из-за жалоб. Но мы создадим канал или будем размещать копии роликов на других — иными словами, любыми способами обойдем запрет.

«Противно смотреть на вас»

Блогеры раздают деньги бездомным и устраивают из этого шоу. Но делают им только хуже