Непростые движения Крамп, би-боинг и пластичность змеи: что происходит с уличными танцами в России и мире

Фото: Red Bull Content Pool

В Париже подвели итоги первого в истории Red Bull Dance Your Style — конкурса уличных танцев, собравшего участников из разных точек земного шара, от Кубы и до Казахстана. Судей здесь заменили зрителями, а традицию соревноваться в рамках одной дисциплины — безумным миксом из хип-хопа, хауса, крампа, локинга и других современных стилей. «Лента.ру» рассказывает, как прошел международный контест и что представители индустрии думают о танцах во Франции, России и всем мире.

«Гранд-Аль» — бывший скотный рынок, превратившийся в настоящий культурный центр, символично соседствующий с Государственной высшей консерваторией музыки и танца. Субботним вечером обширная территория площадки вместила в себя не только конкурсантов из разных стран, но и многочисленных зрителей.

Каждый обзавелся браслетом, чтобы, как Нео из «Матрицы», сделать непростой выбор между красным и синим цветом. К счастью, выбирать приходилось не между мучительной реальностью и блаженной иллюзией, а между участниками баттла, которые проделали долгий путь до зала «Гранд-Аль», включавший год отборочных туров, 65 мероприятий и 29 стран. И хотя в финал прошли танцоры, чей профессиональный диапазон состоит из самых разнообразных направлений, приспосабливать свои умения им пришлось под пестрый, но легко узнаваемый плейлист. Предстояло адаптироваться и под попсовые клубные бэнгеры от LMFAO и Macklemore, и под звучавшие на всех дискотеках конца 90-х Freestyler и Pretty Fly (For A White Guy), и даже под размеренные баллады Эда Ширана.

Владимир Гудым — участник из России. В танцевальной тусовке его знают просто как Вована. В качестве соперницы ему досталась экспрессивная бельгийка Delanotce, умело миксующая свирепую энергетику и мягкий артистизм. После ничьей и третьего тура Вован выбыл из конкурса, но покинул сцену с неизменной улыбкой. Известный в качестве хореографа на проекте ТНТ «Танцы», сам Гудым отдает предпочтение локингу, при этом замечая, что, пожалуй, самым развитым стилем в его родной стране стал брейкинг — би-бои давно и усердно занимаются его развитием, однако на пятки им начинают наступать крамперы.

«Наши крамперы признаны во всем мире, они гоняют по всем странам: и в Азию, и в Америку, и в Бразилию. Короче, везде», — отмечает Вован. По его наблюдениям, в целом за последние десять лет в России наблюдается заметный всплеск интереса к стрит-дэнсу: «Танцоры стали выезжать за рубеж, смотреть на других танцоров из других стран, обучаться, брать мастер-классы и получать новые знания. Соответственно, количество и качество улучшается». Если рассматривать вопросы финансирования, то пальма первенства остается у би-боев, в то время как остальные представители уличных стилей, по словам Гудыма, находятся не в таком привилегированном положении:

«Конечно, есть и какие-то фесты, и поддержка какая-то, но на новый уровень это пока не выходит. Я много с кем общаюсь, и все всегда упираются в то, что кого-то привезти можно, окупить это за счет мастер-классов можно, но в целом сделать все качественно, на хорошей площадке, с хорошим призом, с классными судьями, светом и звуком — это очень тяжело. На это нужны деньги».

Несмотря на трудности с финансированием, Гудым считает, что многие вполне успешно зарабатывают на этом деле деньги, особо не разбираясь в тонкостях: «Я иногда натыкаюсь в соцсетях на людей, у которых огромное количество подписчиков. Я их не знаю, они никогда не светились ни в какой танцевальной тусовке. Просто люди откуда-то со стороны, которые хорошо раскрутили Instagram. По танцевальному уровню они могут не дотягивать, но по степени популярности и заработка могут достаточно мощные быть».

Сам Вован запускал в России множество проектов, включая Locking Up — созданный вместе с женой Анной фестиваль по локингу, ставший одним из крупнейших в Европе. «Все свои проекты я делал сам. Я крайне плохо могу организовать переговоры с какими-то госструктурами и компаниями, чтобы выпросить деньги. Мне проще самому придумать, как это окупить. Или не окупить, а уйти в минус, но реализовать идею. Сработает — я порадуюсь», — делится танцор. В качестве самого знакового для всей России проекта он называет шоу ТНТ, подарившее миру фразу-мем: «Поздравляю, вы в танцах» и заставившее уверовать, что хореография может быть не просто формой досуга, но и карьерой: «Сейчас люди относятся к танцам гораздо серьезнее, чем раньше. Отчасти из-за этого проекта, потому что он дает полноценно ощутить индустрию на себе. То есть люди уже видят разницу, когда приходит любитель и профессионал. Не только за счет эмоций, но и за счет техники».

Танцор с впечатляющим списком побед и куратор Red Bull Dance Your Style Брюс Еканжи, похоже, придерживается иного мнения по поводу того, насколько серьезно люди относятся к главному делу его жизни: «Для многих танцы — это не работа. Например, когда ты говоришь, что ты танцор, люди такие: "Окей, а кем ты работаешь?" Я танцор! А они продолжают: "Я понял, а какая у тебя профессия?" Но ситуация улучшается. Медленно, но верно».

Брюс Еканжи

Брюс Еканжи

Фото: @littleshao / @bruceykanji

Во Франции Брюс — одна из знаковых фигур стрит-дэнса. Именно благодаря ему 18 лет назад в стране появился Juste Debout — масштабный контест, который сам основатель ивента предпочитает называть не ожесточенной танцевальной битвой, а встречей профессионалов (Еканжи вообще регулярно напоминает, что баттлы — это не конкуренция, а способ усовершенствовать свои скиллы). И хотя во Франции уличные танцы практически возведены в культ, хореограф отмечает, что лишние спонсоры движению не помешают:

«У нас пока не так много партнеров, потому что люди до сих пор считают, что уличные танцы — это что-то такое из гетто. Нам нужно больше влиятельных партнеров: брендов, компаний, организаций». В то же время Еканжи подчеркивает, что мощный всплеск интереса к танцам — тенденция, свойственная не только России: «У нас во Франции появляется много платформ типа Red Bull Dance Your Style или Juste Debout. Здорово видеть успех танцев и осознавать, что те, кто этим занимается, — настоящие артисты. Мы проделали отличную работу, все мы. В Европе, в России, в Азии, в Америке мы вместе потихоньку работаем над эволюцией уличных стилей. Я пару месяцев назад был в Китае — там полное безумие. Там стрит-дэнс очень набирает обороты. Раньше они пытались заниматься рэпом, но в этом оказалось слишком много политики, и они решили заняться уличными танцами, потому что это тоже способ самовыражения, способ наладить связь между молодым и старшим поколением. Это мировая тенденция. Некоторые приходят ко мне на Juste Debout, и выясняется, что они, например, работали банкирами, врачами, адвокатами». На вопрос о том, какие стили получили наибольшую популярность в его родной Франции, он однозначно отвечает: «Хип-хоп, поппинг и брейкинг. Прости, я просто должен был назвать эти три слова, потому что это статистика. Французы выигрывают баттлы именно в этих категориях».

Когда мы с Брюсом Еканжи проходим мимо Вовы Гудыма, он моментально подбегает, чтобы пожать руку, и после короткого, но предельно дружелюбного разговора продолжает: «Вы, русские, так усердно работаете. Я был на танцевальном кемпинге у вас в стране, и туда приехали люди, которые тренировались все три дня. С 10 утра до 10 вечера они танцевали нон-стоп. Это мне и нравится в танцорах из России, вы реально выкладываетесь».

Брюс, который в этом году отметил свое 43-летие, и сам не сбавляет обороты: совмещая преподавательскую деятельность с решением организационных вопросов, он со всей строгостью относится к рабочим процессам в Juste Debout и даже успевает ругать начинающих за слабую мотивацию.«Не хочу ворчать как старик, хотя я уже немного такой, но молодое поколение больше не хочет работать. Они хотят быстрого успеха, чтобы все давалось легче», — говорит он.

Впрочем, в финале конкурса слова опытного хореографа не подтвердились. Победителем конкурса Red Bull Dance Your Style стал 17-летний Shinshan из Нидерландов — самый молодой из 16 участников, получивший известность после шоу «В Голландии есть таланты». Он обошел и мастерски владеющую крампом и поппингом Яну Ванькову из Чехии, и победившую Гудыма Delanotce, и пышущего позитивной энергией конкурсанта из Казахстана Bogdan the Flava. В итоге зрители предпочли голландца техничной американке Angyil, и победитель признался, что совсем не ожидал такого «сюрреалистичного» успеха. Он объяснил свой триумф умением двигаться как «кубинская змея»: «Я пластичный, но при этом ритмичный и статичный».

После того как Shinshan слегка застенчиво поблагодарил маму, брата и всех причастных к его победе, а затем покинул главную сцену, градус веселья на площадке «Гранд-Аль» не снизился. Участники баттла и посетители мероприятия отправились на afterparty, где на протяжении четырех часов исполняли виртуозные танцы, стирая границы стилей и разгоняясь от зрелищного робот-дэнса до игривого и зажигательного вога. Танцоры обливались потом, обнимались и бесконечно аплодировали друг другу, напрочь забыв про развернувшуюся за несколько часов до этого конкуренцию. В чем-то Брюс Еканжи оказался безоговорочно прав: танцы действительно способны приносить радость, счастье и, главное, чувство единения.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше