Правительство намерено создать фонд, который будет открыто финансировать блогеров и создателей контента в сети. Власти поняли, что нельзя игнорировать площадки, которыми пользуется молодежь, а потому нужно проникать в их умы через «социально значимый контент» на YouTube, Instagram, «ВКонтакте», TikTok и другие ресурсы, которыми пользуются миллионы. Зачем они это делают — в материале «Ленты.ру».
***
Что конкретно подразумевается под «социально значимым контентом», пока никто не уточнял. Известно только, что в октябре президент России Владимир Путин дал правительству поручение создать координационный центр, который бы курировал контент, направленный на «духовно-нравственное воспитание молодежи», и распространял его в сети.
Предполагается, что продакшн-компании и самостоятельные блогеры будут представлять свои проекты на питчингах, подобным тем, что существуют в Фонде кино. Они смогут просить деньги на ролики, образовательные проекты, подкасты, игры, веб-сериалы, проекты в социальных сетях и на другие формы взаимодействия с молодежью в сети. Под молодежью подразумеваются люди до 35 лет. Таких в рунете, по подсчетам Mediascope, 42 процента. На помощь могут претендовать только зарегистрированные как юридические лица (в том числе ИП) блогеры. Как и в «Фонде кино», решение, давать или не давать деньги, будет принимать экспертный совет, но, учитывая уже имеющийся опыт, делать это планируют максимально прозрачно, открыто и публично.
В качестве одного из операторов для распределения субсидий Росмолодежь предложила Институт развития интернета (ИРИ). Эта некоммерческая организация создана в 2015 году по инициативе администрации президента и финансируется с помощью грантов. Будет ли именно ИРИ отвечать за духовно-нравственный контент для молодежи, станет окончательно ясно после 1 декабря — это крайний срок для создания координационного центра, указанный в октябрьском поручении президента.
Насколько существенной будет поддержка контент-мейкеров, пока неясно. Объемы финансирования проекта не раскрываются. Известно только, что за три года государство планирует выделить на эту инициативу 2,4 миллиарда рублей. Каждый год из этой суммы 800 миллионов рублей будет получать Росмолодежь.
На контент для телевидения государство тратит несоизмеримо больше. В ближайшие три года Россия выделит более 130 миллиардов рублей на производство и закупку телепередач для Первого канала (около семи миллиардов), каналов ВГТРК (более 66 миллиардов) и RT (60 миллиардов рублей).
***
Нельзя сказать, что государство и раньше не работало с блогерами. Это неизбежно, учитывая что каждый день в интернет заходит 95,8 миллиона россиян (78 процентов населения страны), а молодежь все реже включает телевизор, предпочитая смотреть сериалы и шоу на YouTube, Netflix и других сетевых площадках. Интернет догоняет телевидение по охвату аудитории, а в 2018 году произошел исторический момент: рунет впервые в опередил отечественное ТВ и по объему рекламы. Рекламодатели предпочитают вкладывать бюджеты в инфлюенсеров, которые являются лидерами мнений для молодых людей на YouTube и в соцсетях. По оценкам специалистов, за 2019 год рынок инфлюенсеров составит больше 10 миллиардов рублей и дальше будет только расти.
При этом самым востребованным форматом у публики продолжает оставаться видео, как короткие, так и долгие — от незамысловатых роликов в TikTok до полуторачасовых бесед Юрия Дудя и его увесистых документалок. Россияне поглощают видео взахлеб. TikTok меньше чем за три года нарастил число пользователей до восьми миллионов в месяц. YouTube же все продолжает крепнуть и остается главным ресурсом для российской молодежи. Платформа, которую в России ежедневно смотрят 41,1 миллиона человек, охватывает 82 процента россиян в возрасте от 18 до 44 лет.
Традиционное телевидение вынуждено оглядываться на наступающий на пятки интернет. В недавнем интервью генеральный директор Первого канала Константин Эрнст признал, что в нынешнем видео телевидение ориентировано в основном на пожилых людей. Молодая аудитория сосредоточена в сети, поэтому если телеканалы хотят удержать и ее, им необходимо создавать отдельный видеоконтент под интернет, считает Эрнст.
«Мы создаем язык коммуникации с молодым поколением, и это — основной ключ к успеху, если мы хотим сформировать новое контентное предложение на рынке. На сегодня мы активно рассматриваем и разрабатываем проекты, которые будут реализованы и показаны только в сети», — согласна генеральный продюсер OKKO Entertainment Софья Квашилава.
Сейчас аудитория телевидения и зрители в интернете — две диаметрально противоположные аудитории. Под влиянием интернета молодое поколение сталкивается с проблемами, о которых предыдущее и понятие не имело. Зрители «Давай поженимся!», «Ты не поверишь!» или «Вестей недели» едва ли знакомы со словами «кибербуллинг», «блэкмейлинг» или «шейминг». Этот новояз предстоит освоить государству, если оно хочет найти общий язык с молодежью.
Силу видео государство оценило еще десять лет назад. Известно, что власти выделяли средства на создание роликов творческого объединения YouTube-блогеров «Спасибо, Ева» — пионеров отечественного видеоблогинга. Благодаря этому проекту, раскрутились Илья Прусикин, Данила Поперечный, Илья Мэддисон, Руслан Усачев и многие другие ныне популярные, а тогда только начинающие блогеры. Креативное агентство My Duck’s Vision, с которым они работали, говорило, что деньги за вирусные ролики они получали от заказчиков, связанных с государством. Правда, сами блогеры утверждают, что не имели об этом понятия. Некоторые из них сильно удивились, узнав, что могут быть связаны с государственным финансированием, поскольку создаваемый ими контент едва ли укладывался в духовно-нравственную повестку. В интервью документальному проекту «Холивар» основатель студии My Duck’s Vision Юрий Дегтярев недоумевал, как блогеры, которые ездили на форум «Селигер» и публично встречались с первыми лицами государства, не задумывались, кто помогает им производить контент.
Теперь взаимодействовать с блогерами хотят по открытой и публичной схеме. В Институте развития интернета рассказали, что процедура отбора кандидатов должна быть предельно прозрачной. Однако детально говорить о том, как будут выбирать достойных господдержки блогеров, в ИРИ не готовы, и предложили дождаться оглашения решения правительства. В институте также отметили, что в случае положительного исхода остальные направления работы ИРИ будут продолжать развиваться.
Пока неясно и то, по каким критериям будет оцениваться эффективность вложения госсредств в контент для интернета. Но в отличие от кинопродукта, оценить результативность интернет-творчества гораздо проще. Современные метрики позволяют отследить охват и вовлеченность аудитории. Кроме того, интернет дает возможность моментальной обратной связи, а значит, операторы субсидий оперативно смогут узнать, какова реакция на их вложения.
На сегодня во всем мире молодежи насчитывается больше, чем когда-либо: из 7,7 миллиарда населения планеты 41 процент моложе 24 лет. Российские власти далеко не первыми решили разговаривать с молодыми людьми на их языке. Этим, к примеру, активно занимаются в Великобритании, где на государственном уровне изучают вопрос влияния соцсетей на психику и привлекают к дискуссии представителей Twitter, Facebook и YouTube. Правда, те, кажется, и сами не всегда в курсе, какой контент популярен в их сервисах и кто его создает.
Зато об этом прекрасно знают сами молодые люди. Отвлекаясь от Instagram и TikTok в смартфонах, они включают телевизор, чтобы запустить на нем Netflix или YouTube. Там всегда доступны и популярные блогеры, и подростковые сериалы. Они не стесняются говорить с молодежью о насилии, наркотиках и абьюзивных отношениях, поэтому их и смотрят. И именно об этих и многих других проблемах должны научиться говорить те, кто хочет наладить диалог с молодежью там, где она готова слушать и слышать.