История двух мальчиков, оставленных отцом в столичном аэропорту Шереметьево, стала главной темой последних дней. 41-летний житель Комсомольска-на-Амуре Виктор Гаврилов бросил двух маленьких сыновей в терминале, оставив записку. Свой поступок он объяснил безденежьем, но пообещал вернуться за сыновьями позже — видимо, когда заработает денег. На беглеца завели уголовное дело, а бывшая жена обвинила его в побоях и пытках. Впрочем, как выяснилось, мать брошенных детей тоже неидеальный родитель, и вопросов к ней не меньше, чем к отцу. Какие тайны годами хранила семья, считавшаяся благополучной, выяснила «Лента.ру».
Резонансная история о детях, брошенных в Шереметьево, началась вечером в воскресенье, 26 января. Двух мальчиков, пяти и семи лет, сотрудники экстренных служб аэропорта нашли после 18:00. У детей из Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) при себе были все документы вплоть до школьных дневников, а также записка от их отца — 41-летнего Виктора Гаврилова. В ней мужчина просил помочь его сыновьям и временно устроить их в приют:
«В данный момент у меня очень тяжелая финансовая обстановка. Я их позже заберу. Прошу детей не разлучать. Документы на детей в рюкзаке. Простите, но в данный момент у меня другого выхода нет».
Как выяснилось, Гаврилов вместе с сыновьями прилетел в Москву из аэропорта Хабаровска, после чего исчез; камеры наблюдения Шереметьево зафиксировали его вместе с детьми. В разговоре с сотрудниками аэропорта мальчики сказали, что отец уже бросал их раньше. Сразу после того, как дети были найдены, сотрудники Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) Следственного комитета России (СКР) начали проверку.
Подключились и надзорные органы. Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Валерия Трегубенко заявила, что найденные в Шереметьево дети, вероятнее всего, будут помещены в соцучреждение до тех пор, пока не будут найдены их ближайшие родственники. А до того времени мальчиков оставили в Лобненской больнице под присмотром врачей и психологов. Впрочем, уже на следующий день, 27 января, выяснилось, что родственники брошенных детей не хотят забирать их под опеку, что грозит детям интернатом или детским домом.
На следующий день после обнаружения детей в Шереметьево сотрудникам правоохранительных органов удалось найти их мать Ольгу Пушкареву. Как выяснилось, женщина, живущая в Комсомольске-на-Амуре, ничего не знала о ситуации со своими сыновьями: она завела новую семью и не жила с бывшим мужем и детьми от первого брака. Несмотря на беременность третьим ребенком, Ольга сообщила, что вместе с партнером готова забрать к себе сыновей, но окончательное решение о передаче детей должны принять органы опеки.
В Министерстве соцзащиты населения Хабаровского края уже заявили, что новая семья Ольги считается благополучной, и региональные власти готовы посодействовать в ее воссоединении с сыновьями. Чиновники занялись вопросом транспортировки мальчиков домой, ведь их мать по состоянию здоровья не может сама прилететь за ними в Москву. Не исключено, что Ольга Пушкарева встретится со своими детьми уже до конца этой недели.
Что до Виктора Гаврилова, уже днем 27 января его нашли — об этом рассказала уполномоченный по правам ребенка России Анна Кузнецова. В свою очередь губернатор Московской области Андрей Воробьев в своем Twitter-аккаунте сообщил, что Гаврилову помогут найти работу. Правда, у следствия на сбежавшего отца есть свои планы: как рассказали в СКР, в отношении Виктора Гаврилова возбуждено уголовное дело по статье 125 («Оставление в опасности») УК РФ. Максимальные наказания по ней — штраф в 80 тысяч рублей или год лишения свободы.
Отец-одиночка — не самое частое явление для России, а потому история Виктора Гаврилова сразу же породила вопросы относительно его семейной жизни. Ответить на них в интервью изданию Baza решилась сама Ольга Пушкарева. По ее словам, у Виктора «не все в порядке с головой» — до их развода он «издевался над семьей», а также выпивал и избивал Ольгу. Женщина утверждает, что у нее было четыре сотрясения мозга и остались шрамы от ножевых ранений. Она рассказала, что однажды мужчина пришел с корпоратива, вывел ее из дома в халате и тапочках, привязал к дереву и начал избивать. Свои действия Гаврилов объяснил «помутнением рассудка».
Пушкарева также рассказала, что муж привязывал ее к стулу, втыкал в ноги и руки нож, а потом сам обрабатывал раны. А когда Виктора уволили с работы, он обрил Ольгу налысо. При этом свидетелями издевательств отца над матерью становились дети — и Гаврилов говорил сыновьям, что «мама плохая, ничего хорошего не даст». В какой-то момент один из мальчиков перестал разговаривать, а после лечения начал заикаться.
Как объяснила Ольга Пушкарева, полиция не принимала ее заявления якобы из-за связей Виктора. Пара развелась в 2018 году, и суд оставил детей мужу. После развода Виктор перестал пускать бывшую жену к детям и не общался с ней. По словам Ольги Пушкаревой, в конце 2018 года отец ее детей подал заявление в соцзащиту и пожаловался, что ему «нечем кормить» сыновей. Вскоре мальчики оказались в детском доме поселка Хурба (Хабаровский край), а Гаврилов уехал на заработки в Южную Корею. Он вернулся через четыре месяца и забрал детей, купив временную прописку по несуществующему адресу.
Между тем, как рассказал начальник пресс-службы администрации Комсомольска-на-Амуре Иван Лаврентьев, в последнее время Виктор Гаврилов работал на охранные предприятия. На периоды командировок он оставлял детей в Центре социальной поддержки, а потом забирал их после возвращения.
Впрочем, не исключено, что в истории бывших супругов Гавриловых все не столь однозначно, как кажется на первый взгляд. «Ленте.ру» удалось побеседовать с Татьяной (имя изменено), подругой детства Ольги Пушкаревой, пожелавшей сохранить анонимность. По ее словам, она не общается с Ольгой около двух лет — та не выходит на связь. Татьяна считает, что Пушкарева немного легкомысленна: окончив школу и отучившись два года в техникуме, в 18 лет она родила старшего сына.
— В семье у Оли были определенные проблемы с мужем: они с ним то сходились, то разводились, то снова сходились, — рассказывает собеседница «Ленты.ру». — В 2016 году она ушла из дома, ее всем городом искали — но нашли. Потом Оля вернулась к мужу, и вроде они какое-то время прожили вместе, но после развелись — ей было тяжело. Она вообще перестала выходить на связь как по телефону, так и в соцсетях.
Татьяна последний раз видела свою подругу два года назад, когда та работала в супермаркете. Она подошла к Ольге и поздоровалась — а та посмотрела на нее и резко ушла. «Я не знаю, почему она не захотела общаться — может ей неудобно стало. Оля же у меня занимала небольшие суммы и не возвращала. В то время она действительно была какая-то странная», — вспоминает Татьяна.
Наконец, ближе к вечеру понедельника объяснения по скандальной ситуации с брошенными детьми дал сам Виктор Гаврилов — об этом сообщил начальник пресс-службы администрации Комсомольска-на-Амуре Иван Лаврентьев. По словам Лаврентьева, Ольга Пушкарева несколько раз уходила из семьи и в итоге окончательно бросила сыновей и супруга, а ее родственники вообще до последнего времени не знали, где находится женщина. Они пытались помогать внукам, но Виктор Гаврилов периодически запрещал им общение с детьми.
В школе, где учился его старший сын, Гаврилов говорил о своем желании уехать из Комсомольска-на-Амуре и утверждал, что у него есть жилье в Москве, а работу он найдет. Семья Виктора Гаврилова не состояла на учете в органах соцзащиты и не была в списке неблагополучных. При этом, как отметил Лаврентьев, однажды его сыновья ошпарились кипятком, пока их мать, Ольга Пушкарева, была в магазине — женщине вынесли предупреждение. Судя по всему, именно из-за этого суд при разводе оставил мальчиков с отцом, который обошелся с ними не лучшим образом, бросив в аэропорту. Теперь же братьям, по всей видимости, предстоит новая жизнь — с матерью, к которой они вернутся два года спустя.