Каждый день в России продается более 700 000 печатных лотерейных билетов и около 650 000 электронных через сайт или мобильное приложение. 31 процент продаж приходится на самую популярную «Русское лото», в которую Надежда Бартош первого января и выиграла рекордный миллиард рублей. За новогодним розыгрышем в прямом эфире телеканала НТВ наблюдало более восьми с половиной миллионов телезрителей. А когда девятого января выяснилось, что счастливый обладатель выигравшего билета — не самая бедная предпринимательница из Подмосковья, интернет на фоне вялотекущей постновогодней повестки взорвался: зазвучали обвинения в фальсификациях, предположения о возможной связи победителя с организаторами лотереи, сомнения в том, что бочонки были без специальных отметок, а эфир прямым. Мы решили разобраться, насколько это соответствует истине. О том, как проходят розыгрыши лотереи, кем и как это контролируется и возможна ли фальсификация результатов, — в репортаже «Ленты.ру».
Как контролируются розыгрыши
Мой старинный товарищ, коллега из делового издания, неоднократно погружался в лотерейную тему. Он посмеялся, когда узнал, что я хочу выявить махинации в розыгрышах. «Для организаторов лотерей фальсифицировать итоги тиражей глупо. Там многомиллиардный бизнес под госнадзором. Лотереи ведь все только государственные», — заявил он. Но тем не менее я связался с пресс-службой крупнейшего распространителя лотерей «Столото» и добился приглашения в студию НТВ, где и проходит запись программы «У нас выигрывают». К ней у многих интернет-комментаторов накопились претензии. А буквально за три часа до записи мне позвонили и предложили стать членом тиражной комиссии, подменить выбывшую по болезни олимпийскую чемпионку по лыжам. Неожиданно появилась удачная возможность взглянуть на процесс розыгрыша с максимально близкого расстояния, буквально пощупать все собственными руками — я согласился.
Стать гостем программы может каждый желающий: достаточно оставить заявку на сайте и пройти проверку службы безопасности. Но, по словам сотрудников «Столото», желающих, как правило, немного. Поэтому большая часть студии заполняется массовкой соорганизатора — «НТВ продакшн». Перед началом записи я внимательно обследую студию, уже заполненную молодыми людьми в фирменных «лотерейных» майках. С одной из них, студенткой РГГУ Машей, удается побеседовать. В этой программе она участвует второй раз, ей здесь нравится, поскольку имеется дополнительная мотивация — каждому участнику выдают по пять билетов. В прошлый раз она, правда, выиграла всего 150 рублей, но надеется, что в этот раз повезет больше. Маша уверена, что никаких махинаций с бочонками или лототронами нет: «А как? Мы же следим, проверяем собственные билеты. И тиражная комиссия следит».
В любом розыгрыше участвуют только билеты, которые попадают в базу до закрытия продаж, а продажи всегда прекращаются до записи программы. Внесение изменений в базу невозможно, за этим следит независимая система контроля, установленная у организаторов лотерей — в Минфине и в Минспорта. Подделать билет после розыгрыша также невозможно. Билеты печатаются только в лицензированных типографиях со всеми необходимыми уровнями защиты, по аналогии с денежными знаками.
Барабан был плох
В тиражной комиссии, кроме меня, еще двое — врач и юрист. Наша задача — следить за тем, чтобы розыгрыши проходили по правилам, с которыми мы внимательно ознакомились. Перед началом программы обследовали все лототроны и тот, самый обсуждаемый в России красный мешочек, никаких потайных карманов в нем не нашли. Были тщательно общупаны и бочонки, которые при нас достали из сейфа, я их и потряс, и покатал по столу, и погладил. Никаких посторонних включений при тактильном контакте обнаружено не было, ощутимых признаков крапления тоже — бочонки как бочонки, поверхность ровная и гладкая. Нам объяснили, что если вдруг какой-то из них оказывается поврежденным, то весь комплект заменяют на аналогичный, также хранящийся в сейфе (хотя что им сделается, не в хоккей же ими играют). В общем, все как в кино, и столик, на котором достают из мешка бочонки, — прозрачный, а то в интернете и в этом сомневаются.
Розыгрыш начался: все, как на экране. Знакомый мне по спектаклям театра имени Вахтангова абсолютно настоящий Михаил Борисов (в этом также есть сомневающиеся) в нескольких метрах от меня открыл программу. Далее все идет по сценарию, который известен телезрителям. Но вот начался розыгрыш «Золотой подковы», лототрон выбросил четыре шарика и замер — прекратилась подача питания. Мы с коллегами по тиражной комиссии зафиксировали номера выпавших шаров, пока аппарат пытались оживить. Но тщетно. Лототрон производства известной американской компании, одного из мировых лидеров лотерейного рынка, работать отказался. Надо признать, что никакой паники в студии не возникло — ситуация предусмотрена правилами организации лотерей, лототрон заменили на аналогичный, стоящий на краю сцены, тоже сертифицированный, запасной. Все это происходило на глазах у всех присутствующих в студии. Четыре выпавших шара выложили, и розыгрыш лотереи на новом лототроне продолжился уже с пятого шара. К лототронам, кстати, серьезных претензий у пользователей интернета не наблюдается. На них имеются сертификаты производителей, а механизм их работы довольно прост: компрессор нагоняет в сферу потоки воздуха, заставляя шары перемешиваться в хаотичном порядке. Вес всех шариков (они также прошли обязательную сертификацию) одинаков — около 5 граммов, скорость вращения — тоже. Получается, что все эти шары имеют равную вероятность выпасть и стать частью выигрышной комбинации.
Лото по-русски
И вот наконец «Русское лото», которое больше всех и подозревают в махинациях. Внимательно вглядываюсь в ведущего, теоретически главного подозреваемого, но никаких подозрительных предметов, проводов и торчащих из карманов микросхем не просматривается. К рукам ведущего ничего не прилипало (а читал я и такую версию). Если честно, было сложно поверить, что заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, заведующий кафедрой режиссуры Театрального института имени Щукина, заведующий кафедрой эстрадного искусства Российского университета театрального искусства сменил амплуа и переквалифицировался в иллюзионисты, став главным манипулятором бочонков лото в России. Кроме того, один он бы и не справился — заветные бочонки они доставали вместе с гостем программы Сергеем Корсаковым, мастером спорта по лыжным гонкам, победителем и призером всероссийских и международных соревнований, чемпионом России по лыжероллерам.
После окончания розыгрыша я разговорился с возможным соучастником жульничества, который тоже, на мой взгляд, никак не тянул на злоумышленника-афериста в составе ОПГ. Страстно увлеченный лыжами профессионал, действующий спортсмен и тренер. На программе впервые, пригласили, найдя в Instagram, — тема программы «Лыжи» (хотя, как мне кажется, в этом году призыв вставать на лыжи вызывает грусть у жителей обесснеженной большей части территории России). По словам Сергея Корсакова, никакого особого волнения он не почувствовал, перед программой немного порепетировали с Михаилом Борисовым и вперед — говорить о лыжах и доставать бочонки из мешка. Сергей заверил, что никакая потусторонняя сила его руку не направляла, а бочонки абсолютно ничем друг от друга не отличаются. «Сам я в лотереи не играю, а вот мама с бабушкой увлекаются. И я постоянно им твердил, что это обман. После программы я мнение изменил», — признался спортсмен и тренер.
Помнится, иллюзионист Дэвид Коперфилд во время своих чудо-полетов в московском «Олимпийском» всегда гасил свет. За время розыгрыша лотерей свет в студии не менялся. Так что с учетом всего вышесказанного я с чистой совестью подписал тиражный протокол.
Уже за пределами студии Анатолий Лиздунов, руководитель управления организации и контроля тиражных лотерей, объяснил мне, почему прямой эфир, как день рождения, только раз в году: «Это четверо суток подготовки, в том числе с гостями и со зрителями, которые должны понимать, что будет происходить, с ними работают психологи "НТВ продакшн". Например, гости эфира часто замечательные, но как только выходят на сцену — "закрываются", и вытянуть из них что-либо невозможно. А нам необходимо четко высчитать хронометраж, чтобы выйти на прямой эфир. И страна у нас огромная. Важно, чтобы все — от Камчатки до Калининграда — могли видеть розыгрыш в удобное время».
Интернет-разоблачения якобы новогодней имитации прямого эфира выглядят нелепо — это элементарно проверяется, да и проводит эфир НТВ, с его эфирной справкой — серьезным документом. Никак не намухлюешь, исключено. Пользуясь случаем, договорился о посещении лотоцентра на Волгоградском проспекте, очень хотелось увидеть генератор случайных чисел — загадочный ГСЧ, который некоторые пользователи интернета тоже подозревают в коварстве при выборе выигрышных комбинаций. Мне пообещали дать возможность взглянуть на него, но буквально одним глазком издалека, и ответить на все мои вопросы.
Лотоцентр на Волгоградке
Слева от входа за прозрачной стеной — лототроны различных лотерей, сверху — мониторы, отображающие процессы на каждом из них. Больше нигде в мире нет такого лотерейного центра, где любой желающий может своими глазами увидеть, как проходит лотерея, любой заинтересовавшийся может купить билет, встать рядом и проследить за формированием выигрышной комбинации на лототроне.
Анатолий Лиздунов занимается лотереями с 1994 года и, по его признанию, периодически сам покупает лотерейные билеты на интересные тиражи, но крупных выигрышей в его жизни пока не случилось, максимум две тысячи рублей. По российскому законодательству, сотрудники «Столото» имеют право принимать участие в розыгрышах, потому что повлиять на результат никак не могут.
Весь процесс лототронного розыгрыша в лотоцентре в прямом эфире контролируется видеокамерами с 10-и до 24-х часов, а если камера вдруг выходит из строя, то автоматически включается дублирующая. Если же вдруг ломается лототрон, то в прямом эфире производится его замена. За всем наблюдает тиражная комиссия. Анатолий уверенно заявляет, что «Столото» заинтересовано в том, «чтобы не было никаких недопониманий», поэтому контроль серьезный. Кроме того, Анатолий отметил, что на сайте «Столото» сохранены результаты всех розыгрышей с 2008 года. Это еще раз подтверждает открытость компании.
И вот наконец меня ведут к генератору случайных чисел (ГСЧ), который находится в серверной, куда могут заходить только сотрудники со специальным допуском. У меня такого нет, поэтому позволили взглянуть на ГСЧ только из коридора. Небольшой такой аппарат, по внешнему виду напомнил бытовой звукоусилитель. ГСЧ выдает выигрышную комбинацию всех быстрых лотерей («Рапидо», «Рапидо 2.0», «КЕНО-Спортлото», «Топ-3», «12/24», «Дуэль», «Джокер»). По словам сотрудников «Столото», проводить розыгрыши некоторых лотерей на лототронах просто не реально, ведь розыгрыши семи лотерей проводятся каждые пятнадцать минут, а это более 185 000 розыгрышей ежегодно. Никакая техника не выдержит такой интенсивной эксплуатации, поэтому проведение розыгрышей лотерей на ГСЧ — это распространенная мировая практика. Таким образом проводятся лотереи и в Греции, и во Франции, и в США, и в Испании.
Фото: «Столото»
Для проведения розыгрышей существуют два ГСЧ — основной и резервный, который может быть использован только в случае поломки основного. Оба устройства сертифицированы в АНО «Межрегиональный испытательный центр». ГСЧ изолирован от внешнего мира, а к лотерейному процессингу он подключен по закрытому каналу. Если отключится электричество, то аппарат продолжит генерировать случайные числа благодаря источникам бесперебойного питания.
Затем я решил посетить отдел по работе с победителями, в реальности которых тоже существуют сомнения у многих интернет-разоблачителей.
Зигзаги удач
До посещения лотоцентра мне удалось побеседовать по телефону с пятью реальными лотерейными миллионерами.
Моим первым собеседником стал Сергей Рогалев, предприниматель из Пермского края, выигравший в сентябре 2018 года в «Гослото «6 из 45» без малого 57 миллионов рублей. Он рассказал, что по-прежнему продолжает заниматься строительным бизнесом, строит дома из дерева с отцом и братом. За счет выигрыша он в первую очередь погасил долги, а остальное потратил «на то, на се, на семью, кому смог — помог, не только родным, но и нуждающимся посторонним людям». После выигрыша он прекратил покупать билеты лотерей, но сейчас, после перерыва, продолжил. «Это даже не ради выигрыша, просто интересно, эмоции».
Следующий лотерейный везунчик — Иван Клочков, неженатый секретарь суда в Санкт-Петербурге, выигрыш которого в «Спортлото «6 из 49» в январе 2018 года составил почти 42,5 миллиона. Он поехал путешествовать по миру, приобрел квартиру недалеко от центра города, помог родителям достроить загородный дом, купил квартиру брату. Лотерейные билеты покупать продолжает, но тратит на них в месяц не более трехсот рублей.
Зигзаг удачи Александра Требушата, пенсионера из города Моршанска Тамбовской области, обернулся выигрышем в «Жилищную лотерею» более 18 миллионов рублей. Он сообщил, что жизнь изменилась — его семья переехала из аварийного дома. Александр признался, что верит в свою удачу, поэтому продолжает участвовать в лотереях.
Следующим опрошенным стал прораб из Липецкой области Дмитрий Леусенко, выигравший в «Рапидо» 11 миллионов 163 тысячи в конце 2018 года. Сначала он планировал начать собственный строительный бизнес, но суммы оказалось недостаточно. Поэтому на выигрыш он купил дом. Участвовать в лотереях продолжает.
Владимир Михайлов, машинист экскаватора из Башкирии, выиграл в «Золотую подкову» 17 миллионов 600 тысяч рублей. Он рассказал, что деньги очень пригодились: купил дочери квартиру, погасил ипотеку сына, погасил кредит дочери на покупку автомобиля, оплатил учебу дочери. Лотерейные билеты покупать продолжает, но без фанатизма — не более трех в месяц.
Надо признать, что список победителей позволяет сотрудникам «Столото» заявлять, что «выиграть может каждый, вне зависимости от профессии». Удивительно, но по статистике за 2019 год, отказываются рассказывать о себе меньше десяти процентов победителей лотерей, остальные это делают охотно. Среди них молодые победители и люди в возрасте, успешные и те, у кого все еще впереди. Ольга Хакимова, руководитель отдела сопровождения победителей, вспоминает случай, когда оформить выигрыш в семьсот тысяч рублей пришел мужчина, который, по его словам, приехал, чтобы купить в автоцентре неподалеку «своей жене новый Ferrari, ну, и эту мелочовку заодно оформить».
Руководитель отдела сопровождения победителей рассказала, на что победители тратят выигрыши. На первом месте — погасить кредиты, хотя еще недавно было — вставить зубы. На втором — покупка жилья, а на третьем — приобретение автомобиля. Состоятельные победители часто собираются потратить выигрыш на экзотические путешествия. Есть и такие, кому удается реализовать мечту. Например, победитель из Волгограда, выигравший 50 миллионов, открыл собственный караоке-клуб и сейчас поет в свое удовольствие.
В Европе словосочетание «лотерейная культура» звучит во многих странах понятно и привычно. Там участие в лотерее для большинства — это приятное времяпрепровождение, способ проведения досуга. Знаменитая испанская лотерея «Эль Гордо» для жителей страны сродни национальной идее: они сбрасываются на достаточно дорогие лотерейные билеты селами, домами, улицами, а дети, достающие шары из лототрона, поют выигрышные номера и иногда падают в обморок от счастья, что им повезло стать избранными для столь почетной миссии. Эта лотерея проводится уже более 200 лет, и испанцы покупают ее билеты не столько для того, чтобы выиграть, сколько для того, чтобы поучаствовать.
Лотереи в нашей стране регламентируются Федеральным законом о лотереях. С 2014 года все лотереи стали государственными, и количество их участников выросло за эти годы с четырех процентов населения страны до двадцати семи. Но до европейского уровня лотерейной культуры нам пока еще очень далеко.
Контроль, вера в чудо и хайп
Контроль над лотерейной деятельностью осуществляется при помощи независимой системы контроля (НСК), куда, в том числе, стекается вся информация после закрытия билетных продаж. Дублирующие системы установлены как в «Столото», так и у организаторов лотерей — в Минфине и в Минспорта. Кроме того, «Столото» ежеквартально отчитывается перед Федеральной налоговой службой, его официальным регулятором. В отчете, который можно найти на сайте, отражается количество напечатанных, проданных и утилизированных билетов, суммы выплат и так далее. Периодически у них случаются аудиторские и налоговые проверки. Проверяло их и УБЭП, и Московское правительство.
Независимый эксперт в сфере лотерейного бизнеса, главный редактор сайта TimeLottery Дмитрий Галашев, продвигающий идею лотерей как бизнеса, развлечения и источника общественной пользы, назвал подозрения в фальсификациях с розыгрышами необоснованными. Логика у него при этом была такая же, как у моего коллеги из делового издания: «Зачем им это нужно? По закону лотерейные победители не обязаны называть свои имена и давать фото. "Столото" невыгодно было бы показывать эту бизнесменшу Бартош, если бы было хоть малейшее сомнение в том, что ее выигрыш — дело случая. Но тут уж только от воли случая зависит, кто победит — гардеробщица или бизнесвумен».
У меня лично после посещения съемочной студии, лотерейного центра не осталось никаких сомнений в честности проведения розыгрышей. А после общения с победителями вывод напрашивается такой: победить действительно может любой, подделать результаты тиража и билет невозможно. Кроме того, заранее нельзя предугадать, кому и когда повезет, это не получится рассчитать ни участнику, ни организатору лотерей, ни распространителю «Столото». Шанс на крупный лотерейный выигрыш, безусловно, не велик. Ведь на новогодний тираж продали более 50 миллионов билетов, а миллиард выиграл только один. Поэтому участвовать или нет — каждый решает сам. Но вот в том, что розыгрыши происходят строго в рамках закона и под четким контролем — я убедился лично.