Петтер Нортуг всегда был особенным. Он, как говорят, вывел лыжные гонки на новый уровень, причем сделал это не только благодаря тому, что побеждал всегда и везде, но и благодаря тому, как он это делал. Норвежец едва ли не лучше всех понимал, как важно выстроить личный образ в СМИ, когда за тобой пристально следят . И выстроил: образ слегка самовлюбленного, но прямого и искреннего человека. Со всеми вытекающими из этого последствиями. В интервью «Ленте.ру» Нортуг рассказал, что делал после завершения карьеры в декабре 2018 года, почему провоцировал соперников и за что любит президента России Владимира Путина.
«Просто лежал, ел всякое дерьмо и набирал вес»
«Лента.ру»: Петтер, сегодня буду часто цитировать вас и надеюсь, что вы когда-то это действительно говорили. К слову, как часто журналисты перевирают ваши слова?
Нортуг: Да, такое иногда случается. Происходит это потому, что иногда очень трудно что-то выразить в правильных словах после гонки, например, а журналисты при этом хотят опубликовать это первыми. Но я обычно не особо интересуюсь, что пишут медиа про меня. Это нормально.
Тогда цитирую вас от 2015-го. Вы говорили, что после завершения карьеры, может, будете просто лежать как поросенок на диване, но этого, очевидно, не произошло. Так что вы делали в течение года после того, как ушли из спорта?
Летом был момент, в июне и июле, когда я, скажем, стал отдыхать слишком много. Просто лежал, ел всякое дерьмо и набирал вес. В один день в сентябре я сказал сам себе: «О'кей, я чувствую себя нехорошо». Так что я начал снова тренироваться, лучше спать. Понял, что не хочу возвращаться к такому. Хочу нормально себя чувствовать. К тому же сейчас много работы. Так что я тренируюсь четыре-пять раз в неделю, чтобы оставаться в форме и наслаждаться жизнью.
Ваша жизнь стала легче без профессионального спорта?
Знаете, это две разные жизни. Я теперь понимаю, что и по ту сторону спорта очень много работы. В спорте ты заботишься только о себе, думаешь только о себе, тренируешься только для себя. Теперь я работаю в офисе, там много людей, с ними нужно коммуницировать. Но жизнь для меня все еще остается соревнованием. Работа — это просто другое соревнование. У меня свой бренд (Northug — производство спортивных очков), я хочу сделать его большим, чтобы у него было будущее. Да, это все еще соревнование.
Не было ли банального желания полностью отстраниться от лыж?
Думаю, это само по себе нормальное желание. В прошлом году у меня не получалось нормально тренироваться, и в такие моменты начинаешь задумываться о таком варианте. Но я всю жизнь занимаюсь лыжами, я люблю этот спорт. Сейчас я наслаждаюсь тем, что использую лыжи просто для тренировки, чтобы оставаться в хорошей форме. Мне нравится, что приходится на сто процентов фокусироваться на результате. Я люблю лыжи сейчас и буду любить их в будущем.
Вы — двукратный обладатель звания «Король лыж». Оно неофициальное, но употребимое — когда лыжник на одном турнире выигрывает гонку и на 30 километров, и на 50. Вот сейчас, когда прошел год, вы сами себя можете назвать королем лыж?
В Норвегии нет такого выражения. И вообще, другим виднее, как меня называть. Я всегда тренировался так, чтобы выигрывать 50-километровые гонки. Мой дед говорил, что лучшие лыжники должны выигрывать марафон. Это традиция. В Норвегии так: если ты становишься первым в гонке на 50 километров, то ты легенда. Мне нравится, что в России есть такое звание, потому что выиграть 30 и 50 километров в одном турнире очень сложно. Но лучшее чувство — это победа в 50-километровой гонке.
«Мне нравится стиль Путина»
Вы всегда старались выражаться максимально прямо и открыто, часто заигрывали этим с журналистами. Вот, например, вы вроде бы в шутку говорили, что всерьез подумаете о том, чтобы выступать за Россию, если президент Владимир Путин сделает вам хорошее предложение. А каким должно было быть это предложение?
Гражданство. Классную квартиру. Что-то на таком уровне (смеется).
Вы про Путина вообще довольно часто говорите. Вы встречались?
Я бы очень хотел. Он мне нравится. У меня в США на холодильнике висит постер с Путиным, где он верхом на коне по пояс голый.
Не на медведе?
Нет, на лошади. Это очень знаменитое фото.
Каким вы его себе представляете?
Одно из самых громких имен на планете. Все его знают. Я слежу за политическими новостями. Мне нравится стиль Путина. Он кажется сильным лидером с чувством юмора. Это мне в нем нравится.
А если говорить всерьез, вы себя можете увидеть в составе нынешней сборной России по лыжным гонкам?
У россиян очень хорошая команда, мне нравится. Постоянно появляются новые имена. Это очень важно — иметь в составе таких больших спортсменов, как Александр Большунов, например. Молодежь видит, что это возможно, что можно стать победителем. Это дарит нам новые имена.
Я думаю, вполне возможно, что в ближайшие пять лет Россия будет доминирующей страной в лыжных гонках
Многим сильным норвежцам уже много лет, так что — кто знает, что произойдет.
Но лично вы нашли бы себе место в сборной России?
Да — думаю, да. У меня есть и сильные, и слабые стороны, но в тренировочном процессе важно использовать как те, так и другие. Думаю, я мог бы дать россиянам кое-что полезное.
Уже после окончания карьеры вы бегали гонку Red Bull 400 в Норвегии, в скором времени она должна пройти в Чайковском. Как это было и что посоветуете тем, кто к ней готовится?
Нужно очень хорошо тренироваться. Это особенная гонка, к ней нужно хорошо подготовиться. Может, попробовать бегать по лестницам, а не по прямой поверхности. Это в целом весело, но если ты плохо готов — то не очень. Я, например, был готов неплохо, но я слишком тяжелый. С моими 90 килограммами выиграть гонку непросто.
Вы за годы в спорте не раз откровенно провоцировали публику, будто бы намеренно раздражали ее. Все эти финиши то задом, то боком, то со шведским флагом... Для чего все это было? Вам нравится раздражать людей?
Это была такая тактика — залезть соперникам под кожу. Ты таким образом получаешь преимущество. Психологические игры тоже важны. А еще это раздражало шведов. Я использовал это как мотивацию.