Осень близко. Кому — последние арбузы, а вот автомобилистам — вода в бензобаке. Причинно-следственная связь очень проста: днем тепло, ночью холодно — резкий перепад температур приводит к появлению конденсата, который остается в баке вместе с бензином. Сказать, что это не очень полезно, — ничего не сказать. «Лента.ру» рассказывает, как вода может повлиять на «здоровье» автомобиля и что предпринять для его укрепления.
Будь здоров
«Где заправиться?» — вопрос, которым российский автомобилист впервые задался еще в царские времена. Первая отечественная заправка открылась в 1911 году, спустя несколько лет количество заправок достигло своего пика на то время — 500 станций. В советское время до выпуска легендарной «копейки», ВАЗ-2101, АЗС были не сильно востребованы — нечего было заправлять.
Позже на заправках появился 92-й бензин, а на некоторых даже 95-й, правда, им заправлялись владельцы иномарок, так или иначе оказавшиеся в СССР. В преддверии Олимпиады-80 АЗС приняли вполне современный вид: стало возможно перекусить и купить нужные для дороги товары. В 1990-х появились частные заправки. Несетевые станции порой строились даже без проектной документации. О топливе зачастую сомнительного качества нечего и говорить.
Сейчас работа АЗС строго регламентирована. Нарушители выплачивают штрафы. Впрочем, компания теряет еще более ценный ресурс — доверие клиентов. Контрафактного топлива становится все меньше. Его доля сократилась за последние пять лет с более чем 20 процентов до 8,9 процента.
Таким образом одно из главных условий «здоровья» автомобиля кроме своевременного ТО — заправка на крупных сетевых АЗС. Они прошли длинный путь развития, чтобы контролировать качество топлива на всем пути от завода до пистолета и тем самым обеспечить своим клиентам лучшие условия для комфортных поездок. Сложно представить, чтобы сетевая компания, дорожащая как деньгами, так и доверием своих клиентов, была настолько легкомысленна, что позволила бы своему бензину оказаться в этих 8,9 процента поставщиков некачественного топлива.
Погода решает
Но не все зависит от АЗС. Даже топовая сетевая заправка с лучшим бензином не убережет бензобак от вероятности образования в нем воды. Некоторые водители считают, что водой могут разбавлять бензин на АЗС — так они объясняют ее возникновение в бензобаке. Но это не более чем миф.
Вода попадает в бак не с топливом, а с воздухом. В каждом топливном баке предусмотрена вентиляционная система, которая предотвращает повышенное концентрирование паров. Именно через нее воздух — а с ним и частицы воды — попадает внутрь бака.
Эксперты научно-технического центра «Цельсий Проф» и известный автоблогер Артем Ачкасов провели эксперимент с использованием климатической камеры и топливного бака, заполненного на треть. Целью эксперимента было воссоздание условий, при которых бак последовательно нагревается и охлаждается, как это происходит в естественных условиях. Например, когда автомобиль стоит сутки на открытой парковке.
Виктор Чуяков, руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив компании «Газпром нефть» » (компания контролирует качество топливо на одноименной сети АЗС), объяснил, что чем больше объем воздуха в бензобаке, тем больше влаги будет скапливаться. В бензине вода не растворяется, она скапливается внизу бензобака. А вот в дизельном топливе часть воды может раствориться. И при резком понижении до отрицательных температур эта вода выпадет в кристаллы и забьет топливный фильтр. Двигатель просто не заведется.
Эксперты утверждают, что в металлических топливных баках вода конденсируется интенсивнее из-за свойств металла, но и в пластиковых или полимерных баках этот процесс тоже может произойти.
Существуют специальные добавки, которые могут удалить воду из топлива. Зачастую народные умельцы приписывают подобные свойства техническому спирту, но его использование плохо скажется на работе двигателя из-за изменения условий сгорания топлива.
Самый надежный способ, который может застраховать автовладельца от конденсации, — уменьшение объема воздуха в баке. По словам Чуякова, при перепадах температур лучше заправлять бак до полного, чтобы минимизировать количество воздуха в бензобаке.