С первых дней протестов в Белоруссии главной сторонницей оппозиции была Литва. Она первой выступила с резким осуждением режима Лукашенко. Политический кризис в соседней стране помогает прибалтийской республике решать не только внешнеполитические задачи, но и внутренние проблемы — например, компенсировать за счет соседнего государства отток своих высококвалифицированных специалистов. После недавних выборов в Литве сменилась правящая партия — теперь политический курс Вильнюса будут определять политики, крайне негативно настроенные по отношению к России и российскому влиянию. Именно они в свое время пытались добиться компенсаций за «советскую оккупацию», а теперь готовы к борьбе за свободу и демократию «от Беларуси до Тайваня». Чем обернется эта решительная политика для ближайших соседей по региону — разбиралась «Лента.ру».
Реванш консерваторов
За 141 парламентское кресло в Сейме (парламенте) Литвы соперничали представители 17 партий, но в итоге избирательный порог преодолели всего пять из них. Прежде правящий «Союз крестьян и зеленых Литвы» (СКЗЛ) уступил новому лидеру — оппозиционной консервативной партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО — ХДЛ).
Во внутренней политике новая коалиция намерена идти по пути либерализации: расширение прав ЛГБТ, отмена ограничений на продажу алкогольной продукции, введенных предыдущей коалицией. Во внешней же политике христианские демократы — адепты евроинтеграции. Кандидатом в премьер-министры СО — ХДЛ выставили экс-министра финансов Ингриду Шимоните, уступившую на президентских выборах 2019 года нынешнему главе государства Гитанасу Науседе.
Шимоните собиралась продолжать курс Дали Грибаускайте: консервативный литовский национализм, антикоммунистическая и антироссийская политика. СО — ХДЛ не впервые оказывается у власти и уже не одно десятилетие продвигает идею, что Литва должна обеспечить свою экономическую и военную безопасность в условиях постоянных нападок и попыток экспансии со стороны Москвы. Именно по инициативе христианских демократов в 2000 году был принят законопроект, предполагающий возмещение Вильнюсу ущерба от «советской оккупации». Возмещать полагается, конечно же, России.
Мы никак не можем сделать вид, что не видим усилий [России] изменить мировой порядок, изменить мировые границы, экспортировать на Запад коррупцию, отмывание денег. Литву часто называли государством одного вопроса, ведь она всегда говорила о России
Тот факт, что в 2016 году власть в Сейме Литвы перешла к «Союзу крестьян и зеленых Литвы», объяснялся электоральным бунтом. Граждане устали от засилья консерваторов на всех государственных постах. Но за четыре года СКЗЛ, по мнению экспертов, изрядно разочаровал своего избирателя — надежды на перемены, связанные с этой партией, так и не оправдались.
Обозреватель Александр Носович считает, что к 2016 году в стране появился запрос на создание качественно новой политической системы, за что с воодушевлением взялись СКЗЛ. Однако в итоге сложилась ситуация, напоминающая президентство Владимира Зеленского на Украине: и без того не слишком активные попытки реформировать страну вязли в бесконечной борьбе за власть.
«Во-первых, СКЗЛ получил сильную оппозицию в лице все тех же консерваторов. Пожалуй, более сильную, чем сама власть. Во-вторых, вершить какую-то революцию сверху они даже не пытались», — отмечает Носович. По его словам, во внешней политике «крестьяне» четко продолжали курс своих оппонентов: конфронтация с Россией, попытки демократизации соседней Белоруссии, стратегическое сотрудничество с США.
Безусловным приоритетом для них оставались расходы на армию, стремление порвать зависимость от «Газпрома» и переориентировать систему электропотребления, чтобы покупать электричество не в России и не в Белоруссии, а в других странах ЕС. При этом литовские «крестьяне» настолько увлеклись геополитическими играми, что так и не нашли времени для развития собственной экономики. В итоге избиратель попросил СКЗЛ из правительства на выход.
Но при христианских демократах вовлеченность Литвы в региональную политику, за которую упрекали «крестьян», может углубиться. Сразу после победы «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» пообещали, что их внешнеполитическим приоритетом будет «защита демократических ценностей, свободы слова и принцип верховенства закона».
«...отстаивать демократические ценности, противостоять нарушению прав человека и защищать борцов за свободу во всем мире — от Беларуси до Тайваня»
Давние враги
Основным направлением деятельности литовских консерваторов по защите ценностей Запада, очевидно, останется Белоруссия. Витаутас Ландсбергис, основатель СО — ХДЛ, имеющий неофициальный титул отца литовской демократии, уже много лет выражает личную неприязнь к президенту Александру Лукашенко — и тот отвечает ему и всем христианским демократам взаимностью.
В 2017 году у политика появилось еще одно поле боя с соседом: отношения Минска и Вильнюса осложнились из-за строительства Островецкой АЭС, которое ведется при участии России всего в нескольких километрах от литовской границы. Как уже писала «Лента.ру», Вильнюс продолжает считать проект станции опасным, несмотря на многочисленные положительные оценки международного экспертного сообщества, и пугает граждан своего и соседнего государства ни много ни мало «новым Чернобылем».
Ландсбергис тогда в ультимативной форме потребовал, чтобы Лукашенко сделал выбор между ЕС и Россией и отказался от возведения АЭС, которую он назвал «машиной психологического ада» и «гильотиной». Именно Ландсбергис и христианские демократы лоббировали отказ всей Прибалтики от закупок электроэнергии на Островецкой АЭС, хотя это крайне невыгодно всему региону, ведь дешевая энергия из Белоруссии могла бы в разы снизить расходы предприятий.
Все последние годы члены СО — ХДЛ проводили у здания белорусского посольства в Вильнюсе митинги против режима Лукашенко. И именно «Союз отечества — Христианские демократы Литвы» практически монополизировал работу с представителями белорусской оппозиции, регулярно приезжавшими в Вильнюс за помощью и поддержкой.
Для гостей устраивали представительные форумы и конференции, выбивали им гранты на демократизацию Беларуси. Собственно, этим и объясняется тот факт, что Лукашенко называет Литву одним из главных спонсоров и координаторов протестов.
Александр, гибель Литвы [от ядерной катастрофы] тебя не спасет. Приготовленная для тебя петля уже раскачивается на кремлевских курантах
В июле 2020 года, еще до скандальных президентских выборов в Белоруссии, председатель СО — ХДЛ Габриэлюс Ландсбергис, внук отца литовской демократии, инициировал обращение группы литовских и европейских парламентариев с призывом «возобновить санкции в отношении режима и лиц, ответственных за репрессии против жителей Белоруссии». Под репрессиями он тогда подразумевал уголовные дела против ключевых соперников Лукашенко — экс-председателя Белгазпромбанка Виктора Бабарико и блогера Сергея Тихановского.
Ландсбергис-младший фактически напророчил, что действия белорусских властей «повредят демократическому характеру выборов, так как являются вмешательством в демократический процесс и процесс политической конкуренции». Поэтому сразу же после выборов и он, и Ингрида Шимоните заявили, что у Беларуси нет легитимного президента, а Александр Лукашенко пытается сохранить власть силой. Они призвали европейских лидеров немедленно ввести санкции против официального Минска.
Примечательно, что их позицию полностью поддержал президент Гитанас Науседа. То есть консерваторы, даже находясь формально в оппозиции, предопределили жесткую политику Вильнюса по отношению к Лукашенко и его режиму. И нет оснований полагать, что теперь, взяв власть в парламентской республике в свои руки, они откажутся от этой внешней стратегии.
Еще одним направлением своей деятельности после прихода к власти христианские демократы провозгласили продолжение борьбы с белорусской АЭС. Им уже удалось заставить Эстонию и Латвию отказаться от дешевой белорусской электроэнергии, которой их может обеспечить эта станция. Теперь СО — ХДЛ намерен добиваться того, чтобы к их «энергобойкоту» присоединилось как можно больше государств.
Их не смущают даже чудовищные экономические потери, а ведь они уже начались, когда разъяренный Лукашенко пообещал вывести из Прибалтики белорусский транзит и переориентировать грузопотоки из портов Латвии, Литвы и Эстонии на российский терминал в Усть-Луге. По данным Белорусского института стратегических исследований, совокупный оборот товаров из Белоруссии, проходящих через порты Литвы, Латвии и Эстонии, оценивается в 10 миллиардов долларов. В прошлом году через литовскую Клайпеду было отправлено 14,1 миллиона тонн белорусских грузов — это более 30 процентов от всего грузооборота порта. Нынешняя ситуация грозит ему банкротством.
Склочные соседи
Впрочем, не только с Россией и Белоруссией СО — ХДЛ собираются испортить отношения. Несмотря на строгую ориентацию в сторону евроинтеграции, христианские демократы умудрились рассориться с Польшей.
В Литовской Республике, главным образом на востоке, компактно проживает польская община. Все последние годы литовские поляки жаловались на то, что власти закрывают польскоязычные школы, запрещают писать польские фамилии на языке оригинала и не позволяют устанавливать таблички с названием улиц на польском в местах проживания поляков.
Иными словами, политика националистически ориентированных властей Литвы в отношении польскоязычных граждан мало чем отличается от политики в отношении русскоязычных. И это несмотря на то, что внешнеполитические отношения Вильнюса с Варшавой совсем не похожи на взаимоотношения с Москвой: Польша — главный союзник Литвы в НАТО.
Интересы общины представляет партия «Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей» (ИАПЛ — СХС). Она и в прошлом Сейме была не слишком представительной, а в нынешнем получила всего три депутатских места. Лидер политической силы Вальдемар Томашевский потребовал объявить результаты выборов недействительными и объяснил это тем, что против партии литовских поляков была намеренно развязана грязная компания очернения, в том числе даже в развлекательных передачах по ТВ.
Экс-спикер Сейма Литвы Арунас Валинскас позволил себе даже угрожать Томашевскому в прямом эфире. Сложно сказать, что было мотивом этого неразумного поступка, учитывая тот факт, что ИАПЛ — СХС явно не выбивались в лидеры предвыборной гонки и топить их не было никакого смысла. Разумеется, это не осталось незамеченным в Варшаве. Посольство Польши в Литве заявило протест, и официальному Вильнюсу, дабы совсем уж не рассориться с влиятельным соседом, пришлось как-то реагировать.
Томашевский — абсолютный колорадский жук, который, получая финансирование для своей партии из госбюджета Литвы, является врагом государства. Таких вообще-то нужно расстреливать. По одному в год. Начать с него
Литовская прокуратура по заявлению Томашевского завела на Валинскаса уголовное дело за разжигание национальной розни, за что политику грозит до трех лет тюрьмы. Премьер-министр Саулюс Сквернялис и президент Гитанас Науседа, до этого хранившие тактичное молчание, выступили с резким осуждением бывшего спикера. Тому пришлось оправдываться, что это было образное юмористическое высказывание в сослагательном наклонении. Тем временем Главная избирательная комиссия все же под шумок отклонила запрос литовских поляков на отмену результатов выборов.
Однако эксперты отмечают: как бы ни ссорились между собой Вильнюс и Варшава, они продолжат выступать единым фронтом против режима Лукашенко на антироссийском направлении внешней политики. Политолог Александр Носович в разговоре с «Лентой.ру» пояснил, что христианские демократы Литвы и до победы на выборах оказывали огромное влияние на политику государства. Нынешний президент Гитанас Науседа, с которым СО — ХДЛ формально находятся в оппозиции, связан с ними тесными деловыми связями.
«За внешнюю политику в Литве, в соответствии с конституцией, отвечает глава государства, — продолжает эксперт. — Президент же курирует и МИД, который из-за этого проводил в жизнь линию консерваторов, несмотря на то, что его возглавляет выходец из партии социал-демократов Линас Линкявичюс. Поэтому в отношении Минска политика Вильнюса будет такой же жесткой, как и была. Международная сфера в Литве — специализация именно консерваторов».
Как уже писала «Лента.ру», никакие ссоры с партнерами не заставят литовскую элиту отказаться от своей главной государствообразующей идеи. Литовцев и белорусов объединяют воспоминания о Великом княжестве Литовском, существовавшем с XIII по XVIII век, поэтому в Вильнюсе всегда пристрастно относились к происходящему в соседней республике, очевидно, считая ее бывшей своей территорией.
Кроме того, Литва видит себя форпостом европейской цивилизации и гордится этой ролью, даже если ее исполнение противоречит экономическим интересам страны, как отмечал политолог Александр Носович. Литовские политики выступают агентами геополитического влияния США в Европе и чувствуют в этом свою основную ценность. Поэтому с приходом христианских демократов различные программы поддержки противников Лукашенко получат второе дыхание. А у Лукашенко появится еще больше поводов списывать происходящее в стране на иностранное вмешательство.