Проблему раздельного сбора и переработки мусора пытаются решить страны всего мира. В России одним из основных направлений национального проекта «Экология» является мусорная реформа, ближайшая цель которой — отправка на переработку 60 процентов твердых бытовых отходов. «Лента.ру» рассказывает о том, как сортируют отходы в других странах и что делается в нашей стране.
***
Международный опыт показывает, что в раздельном сборе отходов нет ничего невозможного. Так, несмотря на то что в Германии очень сложные правила сортировки мусора, их придерживаются практически все граждане. На приписанную к дому мусорку выбрасывают бумагу, упаковку и пластик, причем в разные контейнеры. Стекло приходится нести в специальные общественные баки, расположенные на улицах. Элементы питания сдают в пункты, находящиеся в магазинах, медицинские приборы — в аптеку. Даже одежду рекомендуется не выбрасывать, а отдавать на благотворительные нужды. Мебель же придется вывозить на свалку самому — просто так оставить кресло или диван возле мусорных контейнеров, как это делается в России, нельзя.
В других странах Евросоюза по большей части правила проще. Так, во Франции мусор выбрасывают в три контейнера: для перерабатываемых, неперерабатываемых (пищевых) отходов и стекла. В Италии действует похожая система.
Отдельная тема — Соединенные Штаты, в которых регуляции, связанные с бытовыми отходами, разнятся от штата к штату. В прогрессивной Калифорнии, например, пластиковая трубочка к напитку выдается только по требованию клиента, а в штате Нью-Йорк вообще запрещена выдача еды в одноразовой упаковке из пластика. Законодательство штата также обязывает средние и крупные магазины иметь программу утилизации пластика. Из-за таких регуляций торговые точки начали переходить на выдачу покупателям бумажных пакетов или продавать им тканевые сумки по символической цене.
В Израиле пошли другим путем — пластиковые пакеты здесь никто не запрещал, но сделали их платными, в результате чего через год их потребление сократилось в пять раз.
В уже упомянутой Франции планируют пойти еще дальше — собираются запретить уничтожать непроданные непродовольственные товары. Дистрибьюторы будут обязаны приводить в порядок товары, подлежащие ремонту, и продавать их со скидкой или разбирать на запчасти для производства новых.
Конечно, не во всех странах граждане достаточно сознательные, чтобы четко соблюдать все подобные правила. В Китае, например, несложно найти три контейнера для раздельного сбора мусора, но в них зачастую оказываются все отходы вперемешку.
Однако дело не только в том, что китайцы безответственные, а европейцы практикуют осознанный подход к экологическим проблемам. Просто выброшенный на улицу холодильник или шкаф будет стоить немцу до 2500 евро штрафа. Немаленькие штрафы ждут и французов, и итальянцев за нарушение режима сбора мусора — до 100-150 евро.
Рожденный в СССР
В современной России путь к раздельному сбору мусора только начинается, хотя еще совсем недавно, в СССР, отходы сортировали все — потому что по-другому жить просто не получалось.
Сбор металлолома, бумаги и стеклотары — это и был раздельный сбор мусора. И в СССР была налажена мощная система, позволявшая мотивировать, заставить и организовать граждан.
Все началось еще в конце 1920-х годов, во время первой пятилетки. Тогда было выделено пять групп ресурсов, пригодных для вторичного использования: стекло, макулатура, текстиль, шины и полимеры. Причем командная плановая система экономики, которая не шла на пользу советскому потребительскому рынку, здесь работала отлично. Ведь вопрос о том, будут ли востребованы вторичные материалы, не стоял. Существовал Госснаб, который занимался распределением ресурсов для промышленности, и он же рассчитывал, сколько переработанного сырья и куда направить.
Стеклянную тару в СССР сдавали практически все, и сделать это можно было повсеместно. Ее принимали в универсамах, в специальных пунктах на улице, да и вообще под открытым небом. И копейки за сданные молочные, пивные и прочие стандартные бутылки в результате оказывались хорошим подспорьем для семьи, ведь за пару-тройку молочных бутылок можно было купить полную.
Макулатуру в основном сдавали школьники и студенты, за что получали грамоты, путевки в пионерлагеря, а их родители — возможность приобрести редкие книжные серии, которые практически не встречались в магазинах «Книга». То же самое и с металлоломом, сбор которого также поощрялся среди молодежи и носил соревновательный характер — какой пионерский отряд соберет больше.
Молдавский эксперимент
Следующая реформа началась в 1970-1980-х, ей занимался Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), перед которым была поставлена задача по усовершенствованию сбора мусора в стране. Программа была начата в 1979 году и свернута в 1985-м.
Проблема заключалась в том, что производимые каждый день отходы ни один советский гражданин не сортировал, и весь мусор в результате отправлялся на одну свалку. Опытным путем исследователи поняли, что сознание советского человека нужно менять в корне.
При этом сразу было решено, что только репрессивные меры тут не помогут, и поэтому процесс раздельного сбора было предложено сделать максимально удобным, а вид площадок для этой цели — эстетичным.
Программа должна была затронуть все сферы сортировки мусора. Были проработаны сценарии, в которых разным категориям граждан будет удобно заниматься сортировкой. В частности, предлагали устанавливать автоматы, бесплатно выдающие пакеты для тех или иных отходов, различные накопители для разных их видов, а также конвейерную систему для их доставки в ближайший концентрационный пункт, откуда их уже бы грузили в мусоровозы.
Система была действительно комплексной и продуманной до мелочей, но ее внедрению помешала перестройка и переход экономики на рыночные рельсы. Тем не менее ее эффективность была доказана в молдавском городе Бельцы, где в 1986 году проходил эксперимент по новому способу сбора макулатуры. Гражданам раздавались контейнеры-пакеты, на которых объяснялось, в какое время и когда следует выносить бумажные отходы — и местные жители действительно с энтузиазмом следовали этим правилам.
Мусорный ветер
В России за прошедшие с начала мусорной реформы почти два года кардинальных изменений достичь не удалось. Как следует из отчета Счетной палаты, около 90 процентов коммунальных отходов отвозят на свалки, и только семь процентов перерабатывают.
Для решения проблемы переработки отходов была создана государственная компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Как рассказывал изданию «Новый день» заместитель главы этой госкомпании Алексей Макрушин, несмотря на то что половина субъектов федерации в той или иной манере внедряет раздельный сбор мусора, говорить о каких-то общих объемах по стране пока сложно. В основном эти проекты пилотные, точечные, и лишь некоторые регионы пошли на внедрение раздельного сбора мусора на всей своей территории — как, например, Москва.
По словам Макрушина, основная проблема заключается не в утилизации отходов, а именно в их сборе, и здесь нужно налаживать цепочки доставки мусора, а для этого необходимо пересмотреть финансирование уже имеющихся проектов. «Надеюсь, что мы сможем достичь тех целей, которые ставило перед нами правительство и президент в части минимизации отходов, которые едут на полигоны, и максимальное вовлечение отходов во вторичный оборот», — сказал замглавы РЭО.
Эта ситуация влияет и на горизонт планирования — если раньше в стране собирались захоранивать менее половины отходов уже в 2024 году, то теперь — только к 2030.
Тем не менее, согласно социологическому опросу РЭО, проблема отходов волнует 90 процентов граждан и названа ими второй по приоритету в нацпроекте «Экология». Растет, хотя и медленно, число людей, которые занимаются сортировкой мусора, а также тех, которые хотят в ближайшее время начать это делать. Самое главное препятствие тут — неинформированность населения о том, как и где сдавать отсортированные ТБО, и именно этой проблемой следует озаботиться региональным властям в первую очередь.
Рука рынка
В последние годы отношение общества к мусорной проблеме выглядит парадоксально — даже защитники природы отходы обычно не сортируют.
«При посещении "антимусорных" митингов и пикетов (…) обнаружилась примечательная особенность. Даже среди экоактивистов немало людей, которые не только не практикуют в настоящий момент раздельный сбор собственного мусора, но и в будущем предпочли бы этого не делать, уповая на то, что будет внедрена технология сортировки без их личного участия, в местах переработки», — отмечают в своей статье социальные психологи С.А. Горченко и С.М. Попов.
Авторы работы подчеркивают, что если говорить о простых обывателях, то дело обстоит еще хуже.
Горченко и Попов приводят аргумент, что даже самое простое разделение мусора представляет для россиян психологическую проблему. Ведь очень немногие помнят, что батарейки нельзя кидать в металлические или смешанные отходы, да и вообще с трудом запоминают сходу, что в какой контейнер класть.
Они также обращают внимание на то, что продавцы и производители стараются сделать для своей продукции максимально красивые и удобные упаковки, для которых используются вредные материалы. Не помогают ситуации и законодатели. «Прежде всего это касается налогового регулирования: полезная, легкоперерабатываемая тара объективно дороже, вредная дешевле. То же относится и к поощрению использования многоразовой тары», — пишут социологи.
Чтобы исправить положение дел, специалисты предлагают использовать волонтеров. «Лица, принимающие решения на соответствующем уровне, должны находить наиболее конструктивно настроенных экоактивистов, поддерживать их, искать совместно наилучшие подходы к решению проблем, поднимать авторитет своих общественных помощников за счет совместной работы на благо территории, помогать строить сетевое горизонтальное взаимодействие», — заключают Горченко и Попов.
Пока же качественная сортировка отходов, особенно за пределами Москвы — удел увлеченных одиночек.
«Мы с сыном делали школьный проект на тему раздельного сбора, стали выносить пластик в контейнер для пластика, который стоит через два дома, — рассказал "Ленте.ру" воронежец Виталий Рыбальченко. — У меня постоянно из-за этого скапливаются огромные мешки на балконе, занимают место, и меня это раздражает. Кто-то приносит макулатуру, гофру, складирует в подъезде, — но у нас, опять же, не хотят ее бесплатно вывозить. Поставили бы коробку, ты спустился, выкинул — она же не воняет.
Но что тут говорить… Когда люди на моей лестничной площадке бычки на пол кидают, трудно поверить, что они будут заморачиваться с раздельным сбором мусора. Это нужно прививать на уровне школы — как вот мой ребенок».