Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Был такой советский фильм «Гори, гори, моя звезда», в котором снялись Олег Табаков, Евгений Леонов и Олег Ефремов. Про то, как по горящей в огне Гражданской войны России, по городам, переходящим от красных к белым и опять к красным, бегает пророк нового искусства Искремас и требует, чтобы жители забыли хоть на секунду сводки первых полос и сходили в кино или на крайний случай в театр. Он видит конъюнктурщиков, видит бескорыстных пророков, находящихся вне времени и политики… И те, и другие пытаются так или иначе выживать в условиях постоянной бедности и турбулентности политической повестки.
Поэтому сейчас хочется вообразить себя современным Искремасом и затронуть тему театров не в Москве и Петрограде, а тех, что существуют за пределами двух столиц.
Во многих городах театры уже были. Там, разумеется, не было таких прорывных режиссеров, как Станиславский, Мейерхольд и Вахтангов, но для старой системы театра это была довольно крепкая организация. Революция изменила все. Театр стал действительно методом продвижения идей и идеологии. Например, в Тамбове и других городах образовались студии Пролеткульта (пролетарской культуры)
Основной формой пролетарской самодеятельности в сфере искусства идеологи Пролеткульта считали художественные студии-лаборатории. Одновременно такое заведение рассматривалось и как школа будущих «коллективистических» форм жизни, связывалась с планами революционного преобразования быта. «Студии должны представлять из себя своего рода артистические коммуны, живущие дружной общей жизнью. Инструкторы в студии — это только старшие товарищи. Вся внутренняя организация студий должна создаваться самими участниками их», — писали идеологи тамбовского Пролеткульта.
Огромным плюсом деятельности подобных студий стало то, что они донесли театральное искусство до каждого. Театр и происходящие на сцене драмы перестали быть чем-то из жизни богачей в меблированных комнатах. Первый нарком просвещения Анатолий Луначарский только об этом и мечтал. И это дало возможность на территории всего РСФСР, а потом и в союзных республиках вызвать запрос на местные большие драматические театры с драматической труппой и актуальным репертуаром из классики и современной драматургии. С историей все понятно, но куда же сегодня, в современной России, ехать за искусством?
Есть, например, город Ярославль, в котором был основан первый русский театр и где установлен памятник первому русскому актеру Федору Волкову.
В Волковском театре каждый культурный человек должен побывать хотя бы из уважения к его создателю. Хиты этого театра — «Жестокие игры», «Москва — Петушки», «Циолковский» — идут всегда почти с полным аншлагом.
Если ехать дальше на север, то можно добраться до города Кирова. Кировская область вообще сильно недооценена как туристическая жемчужина России. Но если смотреть на него с точки зрения театра, то есть в губернском городе Театр на Спасской, здание которого имеет потрясающую историю.
В 1837 году по инициативе русского публициста и писателя Александра Герцена здесь состоялось торжественное открытие публичной библиотеки, а в 1855 году был устроен бал в честь вдовы Пушкина Натальи Гончаровой-Пушкиной-Ланской, приехавшей в Вятку со вторым мужем. В 1936 году Первый вятский детский театр обрел свое пристанище именно здесь, в этом доме, а один из самых сильных и передовых современных режиссеров Борис Павлович вывел этот театр на уровень одного из лучших.
Фото: Wikipedia
Семь часов по трассе на восток — и вот вы уже в городе Перми. Здесь театральное счастье совсем не за горами. Почти каждый пермский театр имеет особый почерк, особую стилистику. Театр «У моста» с режиссером Сергеем Федотовым прославился на всю Европу уникальными прочтениями Мартина Макдонаха и с тех пор устраивает ежегодный конкурс российских спектаклей по его произведениям.
Пермский академический «Театр-Театр» ни разу еще не приглашал к постановке нетоповых режиссеров. Тексты классические, тексты современные на грани актуальности и остросоциальности — вот репертуарная политика этого театра. Перми, кстати, в 2023 году исполнится ровно 300 лет, и в честь этого события на ближайшее время там запланировано большое количество мероприятий — от крупных фестивалей до открытия наземного метро.
Россия огромна. И палитра театральной России бесконечна. В Екатеринбурге — опера, в Красноярске — потрясающий волшебный детский театр Романа Феодори, в Крыму и Новороссийске — летние театры, не приспособленные к зимнему времени года.
Каждый город делает свой вклад в многообразную театральную культуру нашей страны. Так что всегда есть повод поехать на выходные в соседний регион и после прогулки по парку или набережной наградить себя хорошим спектаклем.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора