Миллиардер, ученый, спортсмен, писатель и маркетолог — все эти слова относятся к Джеку Овоку (Jack Owoc), основателю и генеральному директору компании VPX, которая производит популярные энергетические напитки Bang Energy и спортивное питание. Овок настолько уверен в качестве своих товаров, что лично рекламирует их в своих соцсетях. Именно они превратили Овока в мем сперва на родине в США, а затем и в России. Пока одни комментаторы смеются над мимикой и одеждой американца, другие восторгаются его агрессивным маркетингом и называют бизнесмена «легендой». Как школьный учитель заработал свой первый миллион и почему комментаторы его боготворят — в материале «Ленты.ру».
«Лучший босс»
«Это исполнительный директор компании по производству энергетических напитков. И он выглядит в точности так, как мы его себе представляем», — шутит один из пользователей Twitter над фотографией Овока. На ней изображен лысеющий мужчина средних лет, который смотрит в камеру выпученными глазами. Он надел строгий пиджак поверх веселой гавайской рубашки, на его груди висит золотой медальон (атрибут любого его поста). Рот героя кадра слегка приоткрыт, а в руке Овок держит банку своего фирменного энергетического напитка Bang.
Возможно, во многом именно такой странный образ молодящегося бизнесмена, которому в действительности около 60 лет, помог ему набрать более миллиона подписчиков в Instagram и более 800 тысяч фолловеров в TikTok.
Страницы Овока в соцсетях на деле являются буквально рекламными досками, потому что почти все посты в них — это либо восхваление энергетиков, либо призывы принять участие в различных мероприятиях компании. Подобным в соцсетях занимаются многие бренды, однако страница bangenergy.ceo заметно отличается от остальных — героем рекламных роликов часто становится сам генеральный директор компании
Овок не стесняет себя никакими должностными правилами поведения. На одном из видео он не слишком удачно пытается станцевать с пятью девушками, не выпуская банок с энергетиками из обеих рук.
В другом ролике гендиректор компании с очень напряженным лицом идет на камеру и крутит барабанную палочку между пальцами. Внимательные пользователи заметили, что во время ходьбы бизнесмен вслух считает до четырех: видимо, чтобы не сбиться и правильно выполнить задумку режиссера. Не сбиться удается не всегда: другая похожая «проходка» Овока закончилась тем, что он врезался в оператора.
У бизнесмена есть жена и четверо детей. Все они тоже иногда попадают в его ролики — в основном с нелепыми танцами. Все члены семьи выполняют похожие движения вразнобой. Однако фанатов Овока это только радует.
Одно из главных увлечений миллиардера — спорт. Мужчина регулярно выкладывает ролики со своих тренировок в спортзале. Впрочем, почти все эти видео — реклама новых энергетиков или протеиновых коктейлей. Подписчиков это не смущает: они называют автора «лучшим боссом».
Учитель открывает магазин
О жизни Овока до того как он стал гендиректором крупной компании, известно не слишком много. Во всех интервью мужчина почти дословно повторяет одну и ту же историю успеха. Он говорит, что учился во Флоридском атлантическом университете, затем пошел по стопам матери и устроился учителем естественных наук в школу, где проработал более девяти лет. Эта профессия приносила ему слишком низкий доход, которого едва хватало на оплату жилья.
Параллельно с преподаванием американец занимался нутрициологией: он разрабатывал специальные диеты и объединял их с программами интенсивных тренировок для мужчин и женщин, которые хотели достичь идеальной физической формы. В отличие от других тренеров, Овок, как он сам говорил, делал упор на науку — включал в рацион подопечных только те добавки, польза и безвредность которых были подтверждены экспертным сообществом. Результаты радовали клиентов, и подработка приносила небольшую прибыль.
«Я не знал, что делаю, но я сказал: “Я собираюсь открыть магазин пищевых добавок и жить в нем же”. На тот момент я тратил на покупку добавок в другом магазине по 700 долларов в неделю. И я подумал: “Это нелепо, мне нужно открыть собственный магазин”. Что я и сделал», — рассказал мужчина во время YouTube-подкаста The Knowledge & Mileage Podcast.
Первый магазин Овока площадью 350 квадратных метров располагался в неудачном месте, возле большой свалки. Поначалу бывший учитель спал на надувном матрасе. На рекламу денег не было, поэтому начинающий бизнесмен лично раскладывал свои визитки в других магазинах, раздавал их посетителям различных спортзалов и тренерам. Однако даже в такой неудачной локации Овоку удалось быстро заработать деньги. Уже через две недели продажи биологически активных добавок (БАДов) приносили ему по 700 долларов в день. К тому же он продолжал составлять диеты для клиентов.
Монстры-корпорации
Продолжая летопись своей истории успеха, Овок рассказывает о том, как однажды часть его подопечных не достигла нужного результата по количеству жира в теле, хотя старательно выполняла все предписания тренера по части спорта и питания. Создатель диеты провел расследование и быстро вычислил, что все члены этой группы, в отличие от остальных, пили другие протеиновые добавки. Овок отправил порошок в лабораторию для тестирования: анализ показал, что 90 процентов смеси составлял мальтодекстрин — углевод, близкий по свойствам к крахмалу. При этом белка в смеси не было совсем. Мужчина пришел в ярость из-за обмана, потому что рекомендованное им средство лишь помешало клиентам добиться хороших результатов.
Второй «звоночек» прозвенел после того, как лучший друг Овока попросил его подобрать протеиновый коктейль без добавления молочного белка (у спортсмена была сильная аллергия на этот компонент). Бизнесмен прислал своему товарищу пачку с якобы чистым яичным белком. В итоге друг Овока едва не задохнулся в душе: от смерти спортсмена спасла жена, которая услышала хрипы супруга и немедленно доставила его в больницу.
Описанные события привели бывшего учителя в бешенство: он посчитал, что производители пищевых добавок специально обманывают покупателей, чтобы заработать на них как можно больше денег. Как выразились журналисты спортивного журнала Muscular Development, Овок «вышел на непоколебимую тропу войны» с корпорациями: для начала он разоблачил производителей-обманщиков в СМИ. Его сообщения действительно имели заметный эффект, потому что вскоре одна из компаний фактически закрыла свой бизнес. После этого владелец небольшого магазина еще сильнее погрузился в нутрициологию. Затем предприниматель начал разрабатывать собственные БАДы, которые, по мнению Овока, превосходят продукты конкурентов — хотя подобное в рекламе говорят представители практически всех брендов.
Встретимся в суде
По словам гендиректора, бизнес его компании рос без остановок на протяжении 17 лет. Во многом помог энергетический напиток Bang, с банкой которого Овок практически не расстается в кадре. В начале 2019 года бренд обогнал по продажам в США даже таких «динозавров», как Red Bull и Monster Energy. Последние явно оказались не готовы к стремительной потере позиций и подали на Bang, а заодно и на Овока в суд. Иронично, что гендиректора обвинили в «вопиющем обмане потребителей» и «систематической антиконкурентной политике» — примерно с такой же позиции бизнесмен «уничтожал» своих конкурентов в середине 90-х.
Monster обращалась в суд неоднократно. Сначала представители компании заявили, что компания Овока «обманывала общественность относительно ингредиентов продукта и преимуществ потребления». В следующем иске компанию американца обвинили в том, что та якобы вмешалась в цепочку поставок Monster и получила лучшие места на полках в магазинах.
Овок не смог стерпеть такую наглость со стороны конкурентов. Представители компании в интервью с журналистами посчитали последний иск «пронизанным ложными и подстрекательскими обвинениями». Они сказали, что Monster обратилась в суд «из-за неспособности конкурировать». Более того, компания Овока подала встречный иск, обвинив Monster в нарушении авторских прав из-за использования аналогичной торговой одежды.
Судебные тяжбы длятся уже более двух лет, однако суд пока не встал ни на чью сторону в этих процессах
«Сделаем Америку великой снова»
Репутацию миллиардера-весельчака слегка подпортило его близкое общение с семьей бывшего президента США Дональда Трампа. Овок неоднократно поддерживал друга-бизнесмена и даже выделял из средств компании 250 тысяч долларов на поддержку его предвыборной гонки в 2019 году.
О дружественных отношениях Овока и Трампов знали многие: в Instagram периодически публиковались фотографии, на которых американец был запечатлен на рыбалке с сыном президента США. К тому же он открыто поддерживал главу государства еще в 2016 году.
Однако когда вскрылась информация о финансировании его предвыборной кампании, пользователи сети стали волноваться. Они распространили слух о том, что деньги с каждой проданной банки энергетика Bang уходят на поддержку Трампа на грядущих выборах.
«Я не могу поддерживать компанию, которая помогает поддерживать человека, который сажает детей в клетки, пропагандирует расизм, является сторонником превосходства белой расы и т.д.», — возмущались в Twitter противники Трампа. Некоторые из них начали бойкотировать продукцию Овока и писать ему гневные сообщения в соцсетях.
Так или иначе, Овок проигнорировал нападки хейтеров и продолжил публиковать рекламу своих продуктов в социальных сетях.
***
Предприниматель активно стремится показать в соцсетях, что его дела идут вполне неплохо. Он живет со своей семьей в огромном особняке с бассейном, продолжает заниматься спортом и записывает рекламу со своими детьми.
Буквально в каждом интервью Овок хвастается, что начинал свой бизнес с небольшого 350-метрового магазинчика. Сегодня же площадь, которую в общей сложности занимают все его точки, составляет 3,2 миллиона квадратных метров
В январе Овок пообещал выпустить свою первую книгу, в которой он намерен развеять мифы фитнес-индустрии о диетах, тренировках и БАДах.
«Король», — отвечают ему на это в комментариях.