После мирового локдауна и массовых ограничений в 2020 году, 2021-й стал настоящей оттепелью для многих сфер жизни, в том числе и для туризма. Несмотря на продолжающуюся пандемию, мир приоткрылся — многие страны возобновили авиасообщение и начали пускать путешественников. Однако возрождение туризма происходило с большими оговорками — далеко не во все государства можно попасть без антиковидных препятствий. QR-коды, ПЦР-тесты и защитные маски стали неотъемлемой частью любой поездки, и туристам пришлось адаптироваться к новым реалиям. Каким запомнился туристам прошедший год и чего любителям путешествий ожидать от 2022-го — в материале «Ленты.ру».
В 2021 году Россия возобновила авиасообщение с десятками новых стран, но главной и самой желанной из них для большинства отечественных туристов, конечно же, стал Египет. Запуска чартерного авиасообщения с курортами пляжного государства, Хургадой и Шарм-эш-Шейхом, путешественники ждали больше пяти лет. Однако далеко не все оказались довольны отдыхом в арабской стране.
Многие россияне жаловались на низкий уровень сервиса, обман в отелях, вымогательство и некачественное обслуживание в резортах. Так, путешественница, которая отправилась в Египет в октябре, поделилась, что ее пытались «развести» на деньги на каждом шагу. При этом другая туристка, поселившаяся с семьей в отеле по системе «все включено», рассказала, что там можно было «умереть с голоду».
Тем не менее, несмотря на все нюансы, Египет стал одним из самых популярных направлений для отдыха у россиян в 2021 году. По словам публичного эксперта по туризму, основателя и руководителя компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel Майи Котляр, Египет занял свободную нишу массового и бюджетного пляжного направления.
«Сейчас в этом сегменте как таковых открытых и дешевых стран нет — только Доминикана и Куба, куда лететь очень долго и зачастую дорого. Из конкурентных направлений доступна только Турция, но начиная с середины осени там уже прохладно. В итоге люди метнулись в Египет, который зимой станет топовым направлением», — рассказала специалист в беседе с «Лентой.ру».
В целом эксперты положительно оценивают динамику восстановления выездного туризма. Как рассказал «Лентой.ру» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин, если в 2020 году доля сокращения туристических поездок составляла 85 процентов по отношению к 2019 году, то по итогам 2021-го падение составило уже 50 процентов.
«Сейчас открыто 79 стран. Из них семь направлений, куда уже разрешены чартерные рейсы, что позволило восстановить полноформатные возможности для путешествий. Речь идет о Турции, Египте, Арабских эмиратах, Доминикане, Кубе, Мексике и Катаре», — отметил он.
«В сравнении с 2020 годом ситуация прогрессировала. Если в прошлом году туристы очень опасались путешествовать, то сейчас они уже перестроились и психологически привыкли к барьерам. Страхи частично разрушены», — дополнила его слова Майя Котляр.
Однако не каждая зарубежная страна, открывшаяся для туристов, оказалась готова пускать россиян. Так, заветная Европа приоткрылась лишь частично — отечественных путешественников принимали Греция, Венгрия, Албания, Сербия, Северная Македония, Словения, Эстония, Черногория, Хорватия, Болгария и португальский остров Мадейра.
При этом правила въезда везде разнились и зависели от постоянно меняющихся решений правительства каждого конкретного государства. Куда-то достаточно было прилететь только с отрицательным результатом ПЦР-теста или сертификатом о вакцинации, а где-то — необходимо отсидеть карантин.
Многие россияне на свой страх и риск использовали эти направления как лазейку в закрытые европейские страны под угрозой депортации и аннулирования визы. Социальные сети и тематические форумы пестрили обсуждениями окольных путей до условных Милана и Парижа через Афины и Будапешт.
Но воспользоваться лазейками в Европу смог далеко не каждый путешественник — для этого необходимы не только большие деньги, но и хорошие связи. Поэтому в воздухе повис главный вопрос, волнующий всех туристов — когда мир признает российскую вакцину, которая позволила бы привитым соотечественникам свободно перемещаться?
Первые разговоры о признании отечественного препарата «Спутник V» начались еще весной. Однако сроки постоянно сдвигались — представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) то и дело откладывали визит в Россию для экспертизы вакцины. По последним данным, российский препарат может быть одобрен в первом квартале 2022 года.
Многие страны по-прежнему фактически закрыты для тех, у кого нет сертификата о вакцинации препаратом, одобренным ВОЗ. Но и тут самые нетерпеливые россияне нашли выход из ситуации — многие воспользовались вакцинными турами, в рамках которых можно было вакцинироваться иностранным препаратом и совместить поездку с туризмом.
По данным туроператора «Русский Экспресс», наибольшей популярностью пользовались путевки в Хорватию, Сербию и Грецию. Но и тут часто возникали нюансы. Например, некоторые государства прекращали ставить прививки нерезидентам.
Неопределенность была главным состоянием для всех, кто запланировал поездку за рубеж. Поэтому многие путешественники стали искать альтернативы загранице и начали исследовать Россию. На пике популярности оказались спонтанные поездки и вылазки на короткие расстояния. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в десятку самых востребованных направлений года вошли Краснодарский край, Крым, Санкт-Петербург, Владимирская область, Ставропольский край, Ярославская, Тюменская и Тверская области, республики Карелия и Татарстан.
Для стимулирования внутреннего туризма Ростуризм повторно запустил программу туристического кешбэка — путешественники могли вернуть до 20 процентов от стоимости поездки по России. Спрос на акцию оказался настолько высоким, что средства на выплату кешбэка закончились раньше времени, и один из этапов пришлось завершить досрочно. По словам Дмитрия Горина, акция позволила отправиться в поездку 1,7 миллиона граждан, в общей сложности туристы получили от государства 6,4 миллиарда рублей.
При этом, по словам руководителя комитета Российского союза туриндустрии по внутреннему туризму и генерального директора национального туроператора «Алеан» Ильи Уманского, программа кешбэка обеспечила спрос россиян именно в межсезонное время.
Другой мерой поддержки стал запуск субсидированных чартеров в регионы, которые позволили сократить стоимость перевозок до 50 процентов. Тренд подхватили туроператоры — на рынке начали появляться бюджетные путевки по неочевидным направлениям. Например, россиянам предложили отправиться на Сахалин, в Тюмень, Калининградскую область, Казань, Карелию, Адыгею, Приморье, Шерегеш, Великий Устюг, на Байкал и Камчатку.
Как рассказала «Ленте.ру» руководитель сообщества туроператоров России «Большая страна» Юлия Репникова, регионы стали активнее работать над своими туристическими брендами — предлагали уникальные активности и маршруты, рассказывали в социальных сетях о визитных карточках своего региона.
«Конечно, традиционный отдых на море или в санатории остается самым массовым, а Сочи и Краснодарский край — самыми раскрученным локациями, и большинство россиян по-прежнему отдыхает именно там», — отметила эксперт.
Специалисты отмечают, что, несмотря на положительную динамику развития внутреннего туризма, пандемия вносила свои коррективы. Так, из-за периодических волн коронавируса регионы ужесточали ограничения для туристов. Самым показательным событием стало введение новых правил заселения в отели и санатории Краснодарского края. С 1 августа объекты размещения стали принимать гостей только по QR-кодам.
Осенью антиковидные меры только продолжили усиливаться на фоне введения нерабочей недели с 30 октября с 7 ноября. Россияне массово принялись скупать путевки по популярным отечественным направлениям.
Из-за этого власти нескольких регионов едва ли не одним днем ужесточили правила приема путешественников. Ограничения ввели Крым, семь республик Кавказа, Ставропольский край, Бурятия, Калининградская область, Адыгея, Алтайский край, Карелия, Сахалин и Камчатка. «Поэтому тот масштаб восстановления внутреннего туризма, который хотелось увидеть, мы не наблюдаем», — отметила Майя Котляр.
«Взлет спроса, который должен был закончиться триумфальными цифрами, обрывался, потому что вводились ограничения. Это происходило на протяжении всего года», — рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Кроме того, внутренний туризм оказался под угрозой из-за потенциального введения QR-кодов на транспорте. Предполагалось, что с 1 февраля 2022 года пассажиров самолетов и поездов обяжут перед посадкой предъявлять QR-коды о прививке, либо медотвод от вакцинации, либо справку о перенесенном коронавирусе. Инициативу встретили прохладно как сами россияне (по данным АТОР, вакцинироваться ради путешествий готовы только четыре процента граждан), так и власти. В итоге законопроект сняли с рассмотрения.
Стремительное распространение омикрон-штамма поставило под вопрос и полноценное восстановление зарубежного туризма. Некоторые страны отреагировали молниеносно, ограничив въезд из тех государств, где обнаружили новый вариант вируса. Аналогичные меры приняла и Россия. Туристов, которые возвращались вывозными рейсами из ЮАР, Намибии, Мозамбика, Ботсваны, Мадагаскара, Танзании, Эсватини, Гонконга, Лесото и Зимбабве посадили в обсерватор на две недели.
Многие страны начали ужесточать правила въезда. Так, на Кипре ввели повторное экспресс-тестирование на коронавирус на третий день после прибытия, Бразилия ввела карантин для непривитых, Бахрейн и ряд стран сократили срок действия ПЦР-тестов, а Израиль и вовсе продлил запрет на въезд иностранцев.
Эксперты туристической индустрии поделились с «Лентой.ру» своими прогнозами на следующий год и прокомментировали возможность закрытия границ.
Майя Котляр, публичный эксперт по туризму, основатель и руководитель компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel
Я скажу однозначно. Государства, с которыми уже четко отлажены протоколы въезда и выезда туристов, не закроются точно. Речь идет о Турции, Мальдивах, Египте, Сейшелах, Доминикане, Греции, Кипре, Черногории — ВВП и бюджет этих стран значительно пополняются за счет туризма, а многомиллиардные потери сейчас не нужны никому.
При этом я не отрицаю, что в этих странах будут локальные ограничения — например, введут дополнительное ПЦР-тестирование, отменят массовые увеселительные мероприятия, закроют хаммамы и так далее.
То же самое касается и закрытия границ России для иностранцев — это был бы огромный ущерб авиаотрасли. Сейчас мы, наоборот, наблюдаем, как на фоне повсеместной истерии мы активно возобновляем международное авиасообщение.
Илья Уманский, руководитель комитета Российского союза туриндустрии РСТ по внутреннему туризму и генеральный директор национального туроператора «Алеан»
Сейчас мы готовимся к сезону, который будет похож на 2021 год. Однако в 2022-м уже ожидаем некой стабильности без колебаний и резких всплесков. Хочется верить, что власти уйдут от таких экстренных решений, как внезапное закрытие зарубежных направлений или неожиданное введение ограничительных мер.
Государство уже давно имеет дело с коронавирусом, поэтому политика по сдерживанию заболевания будет менее резкой. К сожалению, туристы быстро реагируют на различные внезапные движения и могут с легкостью отказаться от своих планов.
Дмитрий Горин, вице-президент Российского союза туриндустрии
У нас уже было около пяти разных штаммов коронавируса, и это не приводило к глобальному ограничению международных туристических поездок. Конечно, не стоит исключать временное ограничение перелетов, как это произошло с Танзанией и ЮАР.
Однако надо помнить о том, что в каждой стране решение об открытии принимает оперативный штаб, куда входят представители разных государственных структур. Открытие границ для туристов означает, что иммунизация и вакцинация населения находятся на самом высшем уровне. Яркий пример — ОАЭ, где этот показатель фактически достигает 100 процентов.
Протоколы безопасности, которые действуют между странами, фактически открывают зеленый коридор для туризма и дают уверенность в безопасности путешествий. Статистика показывает, что только 0,4 процента от всех страховых случаев связаны с коронавирусом — это говорит о том, что как раз в путешествиях люди не болеют.
Более того, туристы обычно имеют на руках либо сертификат о вакцинации, либо справку о перенесенном заболевании, либо отрицательный ПЦР-тест. Все это сводит к минимуму риск заражения и дает новые надежды на 2022 год, несмотря на очередные штаммы.