В центре внимания. Netflix снял сериал о русской мошеннице, обманувшей элиту США. Почему он станет хитом?

Кадр: сериал «Изобретая Анну»

С 11 февраля на Netflix выходит «Изобретая Анну» — основанный на реальных событиях сериал о русской аферистке, обманувшей уйму богатых американцев под личиной «немецкой наследницы» Анны Делви. «Лента.ру» объясняет, как этот амбициозный проект оказался заложником собственной истории и почему он все равно станет очередным хитом стримингового сервиса.

Вивиан (Анна Кламски), журналистка престижного журнала New York, переживает не лучшие времена — ее карьера пошатнулась после статьи, оказавшейся фейком, и теперь ей приходится отписывать неинтересные заметки про движение #MeToo среди сотрудниц банков с Уолл-стрит. Впрочем, журналистское чутье она не растеряла — наткнувшись на заметку в New York Post о молодой девушке, заигравшейся в светскую львицу и обвиненной в мошенничестве с отелями, Вивиан становится одержима этой историей, в которой видит потенциальную первую полосу. Поэтому она наперекор главному редактору берется за ее расследование, которое приводит журналистку в тюрьму на острове Райкерс, где обвиняемая (Джулия Гарнер) томится в ожидании суда.

О деле Анны Вадимовны Сорокиной не так давно гудела вся американская пресса — подумать только, молодая дочь дальнобойщика из России, эмигрировавшего с семьей в Германию в 2007-м, не просто жила за счет фальшивых чеков, но влилась в светскую тусовку Нью-Йорка, на ее вечеринках присутствовали звезда «Один дома» Маколей Калкин, печально известный бизнесмен Мартин Шкрели, а также топ-менеджеры компаний-техногигантов и много кто еще. Сама Анна была частой гостьей на элитных конференциях и модных показах, выходила в свет исключительно в коллекциях haute couture и постоянно сорила чаевыми. Она сумела не только убедить окружающих в том, что является дочерью богатого немецкого бизнесмена, но даже заставила матерых юристов, консультантов по недвижимости и знаменитых архитекторов работать над ее амбициозным проектом — созданием «Фонда Анны Делви», элитного клуба, штаб которого должен был расположиться в историческом здании на центральной улице Манхэттена.

Статья про Анну в New York, включавшая в себя как летопись ее преступлений, так и прямые свидетельства от ее знакомых и даже ее самой, стала одним из самых читаемых материалов журнала за 2018-й; после ее выхода стриминговый сервис Netflix в срочном порядке приобрел права на экранизацию истории, а шоураннеркой проекта выступила Шонда Раймс, продюсер недавнего хита «Бриджертоны» и не менее известного сериала «Как избежать наказания за убийство», а также автор «Анатомии страсти». К созданию сериала Netflix подошел так же щедро, как Анна Сорокина обращалась с чаевыми — «Изобретая Анну» охватывает многочисленные истории героев статьи, действие разворачивается в нескольких странах, а сам проект состоит из девяти серий хронометражем от 58 минут до монструозных полутора часов. Сама Сорокина была нанята студией в качестве независимого консультанта, Раймс и Гарнер лично навещали ее в тюрьме, готовясь к съемкам. Правда, сериал ей в ближайшее время посмотреть не светит — после выхода на свободу в феврале 2021 года она вскоре вновь угодила за решетку, на этот раз за нарушение визовых условий пребывания в Соединенных Штатах. В настоящее время она находится в тюрьме округа Ориндж, штат Нью-Йорк, и пытается оспорить депортацию в Германию.

Амбициозность сериала Шонды Раймс проявляется не только в дороговизне, хронометраже и местах съемок — это мультижанровый проект, в котором нашлось место и детективу-расследованию (сюжет вращается преимущественно вокруг Вивиан), и мелодраме (история отношений Анны с обаятельным стартапером в исполнении Саамера Усмани), и процессуальной драме (здесь главная роль отдается Ариану Моайеду, играющему адвоката главной героини Тодда Сподека), и даже триллеру (его действие разворачивается в отеле в Марокко, эпизод снят по мотивам статьи об этой поездке в Vanity Fair, написанной бывшей подругой Делви). «Изобретая Анну» сразу же предупреждает зрителей, что на документальность не претендует — каждая серия сопровождается пометкой о том, что эта история «правдива, кроме тех частей, что выдуманы». Впрочем, фантазии Раймс здесь проявляются весьма явно — как минимум в пафосных, практически театральных монологах персонажей, которые призваны сделать это шоу чем-то большим, нежели громкой, но вполне заурядной историей о мошенничестве.

Проблема в том, что как раз-таки в жизнеописании Сорокиной, то есть в создании полноценного портрета заглавной героини «Изобретая Анну» с треском проваливается

Сериал отчаянно пытается нащупать какой-то смысл в произошедшем, пускаясь то в рассуждения о слепой и самодовольной нью-йоркской элите или о мизогинии в отношении женщин, пытающихся запустить собственный бизнес в современных Соединенных Штатах, то рисуя Анну Делви криминальным гением, то превращая Сорокину в потерянного и брошенного на произвол судьбы ребенка, но при всем этом так и не дает своей героине ни оценки, ни понятных мотивов. Сериальная Анна Делви, даже если опустить ее диковатый акцент, в котором окружающие персонажи откуда-то слышат русские корни, предстает скорее карикатурой на живого человека.

«Возможно, все упустили реальную историю. Что-нибудь о классах, социальной мобильности, личности при капитализме? Не знаю», — ломает голову Вивиан после долгожданной публикации своей статьи. «Сотни часов, месяцы расследования, и ты по-прежнему ничего обо мне не знаешь», — попрекает журналистку прочитавшая материал Делви. Впрочем, даже следующий за этой саморефлексией эпизод с погружением в детство Анны в Германии на вопросы журналистки едва ли отвечает. Вероятно, из-за нежелания (или, скорее, неспособности) разобраться в демонах Сорокиной, Раймс львиную долю экранного времени уделяет Вивиан — ее прообразом выступает реальная журналистка Джессика Пресслер, однако в изображении этого персонажа шоураннерка позволила множество собственных фантазий и допущений. Вивиан при этом получилась весьма плоской и штампованной — эта позабывшая про семью (и собственную беременность) правдорубка, желающая докопаться до истины во что бы то ни стало, могла бы заменить и Джейка Джилленхола в «Зодиаке», и кого-нибудь из специальных корреспондентов из «В центре внимания».

При всех своих недостатках «Изобретая Анну» имеет все шансы на то, чтобы стать новым хитом Netflix — это перенасыщенное сценами роскошной жизни и драматичными монологами шоу представляет собой аттракцион не менее увлекательный, чем статья о Сорокиной в журнале New York. Возможно, если бы Шонда Раймс отказалась от попыток придать своему проекту какое-то высокое символическое значение (учитывая, что по его завершении ни к каким особо интересным выводам она так и не приходит), то «Изобретая Анну» не начинал бы в определенный момент жутко раздражать; в конце концов, и в самой истории Анны Сорокиной ничего, кроме таблоидной сенсационности, на самом деле не кроется.

Премьера всех эпизодов сериала Шонды Раймс «Изобретая Анну» (Inventing Anna) состоится 11 февраля на Netflix

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше